На днях президент США Дональд Трамп в традиционном для себя стиле сообщил в Twitter о назначении Джона Болтона на должность советника по вопросам национальной безопасности, которую до этого занимал генерал-лейтенант Герберт Макмастер.
Болтон работал в администрациях президентов Рейгана и Джорджа Буша-старшего, с августа 2005 года по декабрь 2006 года он был представителем США при ООН во времена президентства Джорджа Буша-младшего.
Во время перерыва в политической работе Болтон работал с рядом неоконсервативных аналитических центров и был комментатором медиа-группы Fox News, а также написал мемуары под названием «Капитуляция — это не выбор». В этой книге он рассказывает о работе на должности посла США в ООН и, в частности, отмечает неадекватное функционирование ООН, которая препятствует эффективности этой структуры в международной дипломатии, а также ее предубежденность относительно Израиля и США. Касаясь внутренней политики, он критикует бюрократическую инерцию в Госдепартаменте, которая может подрывать политику президента.
«ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ ВРАГОВ АМЕРИКИ»
Демократы и кое-кто из республиканцев отреагировали на назначение Болтона с обеспокоенностью. «Позиции Болтона по Ирану и Северной Корее — очень агрессивны в лучшем случае и очень опасны в худшем», — заявил, в частности, Кристофер Кунс.
С другой стороны, назначение Болтона вызвало одобрительные отзывы конгрессменов, которых причисляют к кругу «ястребов». «Джон Болтон — советник по вопросам нацбезопасности. Это хорошая новость для союзников Америки и плохая новость для ее врагов, — сказал сенатор Линдси.
ВЗГЛЯДЫ БОЛТОНА
Северная Корея: Новый советник по вопросам национальной безопасности уже давно является сторонником военного ответа на провокации Пхеньяна. Во время выступления в Сеуле в 2003 году в канун переговоров шести стран о ядерной программе Северной Кореи, Болтон назвал тогдашнего лидера Ким Чен Ира «тираническим диктатором».
Россия: Болтон — давний критик Кремля. Недавно он отрицал обвинение в том, что Трамп вступил в заговор с Россией во время президентской кампании, хотя он и считает, что Москва вмешивалась в выборы в США. Когда российский президент Владимир Путин объявил о своем решении создать новое ядерное оружие, Болтон написал в Twitter, что «необходима стратегическая реакция на новые ядерные ракеты России, чтобы показать нашим союзникам в Европе, что мы не позволим России оказывать давление на США или их союзников».
Украина: Болтон не скрывает скепсис относительно идеи миротворческой миссии ООН в Украине. Он считает это ошибкой украинской стороны. По его словам, это будет означать усиление вмешательства России во внутренние дела Украины, ведь Россия — это постоянный член Совбеза ООН (который будет принимать решение о миротворцах). «Главный вопрос в данный момент, — подчеркнул он, — как ни превратить Донбасс в замороженный конфликт».
Иранское ядерное соглашение: Враждебность Болтона к соглашению хорошо известно. Он даже выступал за принудительное изменение режима в Тегеране. А после того, как его соратник по борьбе с Ираном Майк Помпео недавно был назначен государственным секретарем США, будущее важного дипломатического соглашения вызывает сомнение.
Болтон также известен своей поддержкой сохранения тюрьмы в Гуантанамо, переезда посольства США в Израиле в Иерусалим и поддержкой Тайваня с целью увеличения давления на Пекин.
Однако в последнее время Болтон пытается снизить остроту своей риторики. «Честно говоря, то, что я говорил как частное лицо, осталось в прошлом», — заявил он в интервью Fox News.
«День» обратился к американским и украинским экспертам с просьбой прокомментировать освобождение от должности Макмастера и назначение советника по вопросам национальной безопасности Джона Болтона и рассказать, что ожидать Украине от такого изменения в команде Трампа.
«БОЛТОН ДОВОЛЬНО ЖЕСТКИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО РОССИИ И ХОРОШО ОСВЕДОМЛЕН ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ»
Джон ХЕРБСТ, глава Евразийского центра Дину Патричиу в Атлантическом совете США, экс-посол США в Украине, Вашингтон:
— Существует несколько причин освобождения Макмастера, о чем слухи ходили месяцами. Одна из них заключается в том, чтобы Трамп и Макмастер никогда не ладили лично. Но выглядит, что Трампу удается это делать с Болтоном. Второе: Трамп любит смятения и изменения. Третье: временами Макмастер, как и Тиллерсон и Келли, выступал публично и за это его потом критиковал Трамп. Выглядит так, что персональные вещи, подобные упомянутым, больше чем политические отличия объясняют увольнение.
Болтон выступает за более «ястребиную политику» относительно Ирана и Северной Кореи, чем Макмастер. То же самое касается Помпео. Непонятно, приведет ли это к более «ястребиной политике» со стороны Администрации. Маттис и Данфорд, например, считают, что мы не можем отказаться от Иранского соглашения. Поэтому нужно следить за этими вещами. Оба — Макмастер и Тиллерсон — понимали необходимость сильно противостоять российской агрессии и провокациям. Поэтому я не ожидаю значительных изменений у новой команды.
Болтон довольно жесткий относительно России и хорошо осведомлен относительно Украины. Последние два года он посещал конференцию «Ялтинская европейская стратегия» и признает важность прекращения агрессии Москвы на Донбассе.
«ОН С САМОГО НАЧАЛА БЫЛ СТОРОННИКОМ ДАТЬ УКРАИНЕ ЛЕТАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ»
Питер ЗАЛМАЕВ, директор «Евразийской демократической инициативы»:
— Макмастер не отвечал инстинктам Трампа, его импульсивности, его непредсказуемости. Своей аккуратностью и осторожностью генерал Макмастер был типичнее для всего истеблишмента. Он не соглашался с президентом в подходах к Ирану и Северной Корее. И Трампу, конечно, не нравилось, что Макмастер ему противоречит по этим вопросам и отказывался играть в политику в интересах президента. Так же надлежащее рвение не показал на своем посту Тиллерсон.
Вновь назначенные Майк Помпео — на должность госсекретаря — и Болтон лояльны к Трампу, и, думаю, они будут более лояльны и в политическом смысле.
На Мюнхенской конференции у меня была возможность пообщаться с Джоном Болтоном. Меня насторожили его высказывания относительно судьбы специального прокурора по расследованию подозрений в сговоре членов предвыборного штаба Дональда Трампа с российскими спецслужбами. На мой вопрос должен ли Роберт Мюллер быть защищен от одностороннего импульсивного решения Трампа его уволить, Болтон ответил, что это должен решать народ. Это был классический популистский ответ, чтобы ублаготворить своего потенциального работодателя.
Что касается ожиданий Украины от нового советника президента США по вопросам национальной безопасности. С одной стороны, это — известный «ястреб», и в частности относительно России. Болтон с самого начала был сторонником дать Украине летальное оружие. Он «ястреб» относительно Ирана и Северной Кореи.
То есть мы можем ожидать расторжения ядерного соглашения между Ираном и США.
Болтона характеризуют, и я это слышал неоднократно, как самого недипломатичного дипломата. Я несколько обеспокоен этим назначением. Мы видим, как вместе с Помпео, который займет должность госсекретаря, Болтон в данный момент запирает на себя ультраконсервативно-политизированный круг вокруг Трампа.
Раньше считалось, что Макмастер, Тиллерсон и Маттис представляют собой людей, которые призваны сдерживать и сглаживать импульсы Трампа, но теперь первые два выбили и остался Маттис, и вопрос, сколько времени он продержится.
Кстати, сейчас, как 15 лет тому назад, когда США начали войну в Ираке, в Администрации Трампа собирается похожая воинственная команда. И тогда Болтон был одним из самых рьяных сторонников нанести удар по Саддаму. Поэтому его инстинкты очень резки и очень воинственны для решения проблемы.
В противовес предшественнику Болтон будет поддерживать и всячески поощрять существующие достаточно воинственные инстинкты Трампа, и потому ситуация, которая сложилась сейчас в Белом доме, будет только ухудшаться.
Вполне возможно, что Болтон присоединится к кампании по делегитимизации и дискредитации расследования Мюллера, которое все разгорается. Поскольку в этом будет принимать участие и Помпео, то здесь не стоит ожидать чего-то хорошего.
«ПОЗИЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ СТАНЕТ БОЛЕЕ ОТКРЫТОЙ В СТОРОНУ ПОДДЕРЖКИ»
Александр ЦВЕТКОВ, американист и профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко:
— В первую очередь изменится, а также должна стать стабильнее составляющая в команде президента Трампа. В частности идет речь об усилении элемента внешнеполитической экспертизы, в отличие от военно-стратегической. Кроме того, у Болтона появляется дополнительная дорожка к Госдепу с его старыми связями и, возможно, больше будут учитываться (лучше сказать, подсказки) мнения их политических экспертов на столе президента. Позиция относительно Украины, возможно, станет более открытой в сторону поддержки, при условии нашей умной профессиональной работы с Администрацией и со всем (важно!) Конгрессом.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ОТКРЫТО И УБЕДИТЕЛЬНО ПРЕЗИДЕНТУ О ГЛОБАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ УГРОЗЕ»
Адриан КАРАТНИЦКИЙ, старший сотрудник Атлантического совета США, управляющий партнер Myrmidon Group LLC:
— Джон Болтон — внешнеполитический ястреб, он жестк относительно России, и выступает против смягчения отношений с Россией. Действительно, Болтона, который был близким к Джорджу Бушу, можно назвать неоконсерватором. Он долгое время был коллегой Жанны Киркпатрик в мозговом центре — Американском институте предпринимательства. Большинство комментариев сосредоточиваются на том, что между Трампом и Макмастером никогда не было комфортных отношений.
Советник по вопросам национальной безопасности — это человек, который имеет наибольшую возможность информировать президента о ключевых вопросах и помочь сформировать его мышление. Следовательно, хорошие личные отношения являются важной составляющей такой слаженности. Еще неделю тому назад Болтон утверждал, что Россия, и как Китай, Сирия и Северная Корея — «это режимы, которые заключают договоренности, а затем действуют обманным путем относительно них». Болтон заявлял о тонком «обмане» и в прошлом утверждал, что политика Запада «вызывала у него боль». Украинские лидеры не должны это рассматривать как послабление его решительности относительно России, а как приход человека, который может говорить открыто и убедительно президенту о глобальной российской угрозе.
В 2014 году он призывал ускорить процесс интеграции Украины в НАТО, возродив подход администрации Буша.