Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шариат-социалисты

Что принесет Ближнему Востоку победа ХАМАСа?
30 января, 2006 - 20:05
ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ. ВЧЕРА ГРУППА СТОРОННИКОВ ПАРТИИ ФАТХ ЗАХВАТИЛА ЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА ПАЛЕСТИНЫ В СЕКТОРЕ ГАЗА / ФОТО РЕЙТЕР

На прошлой неделе на вторых за десять лет выборах в палестинский парламент доказательную победу одержало Исламское движение сопротивления (ХАМАС). Согласно официальным данным, ХАМАС, который впервые принимал участие в выборах, получил 76 депутатских мандатов в 132- местном палестинском парламенте, в то время как правящее в течение десяти последних лет движение ФАТХ, одним из лидеров которого является председатель ПНА Махмуд Аббас, будет вынуждено довольствоваться только 43 мандатами. За ходом голосования следили почти 900 иностранных наблюдателей во главе с бывшим президентом США Джимми Картером, а также сотни журналистов, в соответствии с общей оценкой которых выборы были «прозрачными» и вполне демократичными.

Результаты выборов позволяют радикалам самостоятельно сформировать новую палестинскую администрацию, а Израиль теперь будет вынужден примириться с существованием ХАМАСа как ведущей политической силы на палестинских территориях. Как теперь будет выглядеть палестинское правительство, какими будут его отношения с Израилем и мировым сообществом, и, главное, что теперь будет с мирным процессом на Ближнем Востоке — вот основные вопросы новой ближневосточной реальности.

Пока еще не ясно, какую роль сыграют лидеры ХАМАСа в парламенте, однако вполне понятно, что их победа повлияет на все политические процессы в ПНА. ХАМАС по-прежнему не желает признавать Государство Израиль и вести с ним переговоры. По словам одного из лидеров группировки Махмуда Аз-Захара, ХАМАС не собирается разоружаться и приложит все усилия для юридической легитимации в ПНА «вооруженного сопротивления оккупантам», которое таким образом уже не будет считаться террористической деятельностью. Кроме того, в соответствии с заявлением Аз- Захара, палестинские территории должны превратиться в государство, базирующееся исключительно на законах ислама. Гражданам этого государства придется вести себя в точном соответствии с шариатом, а пагубному влиянию Запада, частью которого является Израиль, будет объявлена беспощадная борьба. Подобные заявления лидеров ХАМАСа убеждают многих аналитиков в том, что даже в случае некоторых положительных изменений новая палестинская администрация будет проводить очень агрессивную, радикально-исламистскую политику как по отношению к собственному населению, так и по отношению к Израилю.

Первая реакция правительства Израиля на итоги выборов в Палестинский законодательный совет была предполагаемо негативной. Уже вечером в четверг, 26 января, когда стали известны окончательные результаты, и.о. премьер-министра Эхуд Ольмерт созвал срочное совещание с участием руководителей силовых ведомств, на котором была определена официальная позиция страны: «Израиль не будет вести переговоры с правительством ПНА, частью которого является вооруженная террористическая группировка, призывающая к уничтожению нашего государства». Аналогичной позиции придерживается и американская администрация, заявившая о намерении заморозить финансовую помощь ПНА в размере 150 млн. долларов в случае, если формирование нового палестинского правительства будет поручено террористической организации ХАМАС.

Следует отметить, что победа ХАМАСа стала для израильской правящей элиты не менее тяжелым ударом, нежели внезапный уход с политической арены премьер-министра Ариеля Шарона. Многие соглашаются с тем, что именно политика Израиля создала предпосылки для нынешнего триумфа ХАМАСа, расчистила ему дорогу к власти. Так, Израиль не смог или не захотел использовать свой шанс в достижении урегулирования спорных вопросов с относительно либеральными палестинскими деятелями, например Абу Мазеном (Аббасом), и теперь ему предстоит иметь дело с жестким противником — радикальным исламистским режимом. Палестинцы поняли «сигнал», поступающий от израильтян, так: если израильская армия и силы безопасности пытаются изолировать ХАМАС и всячески усложняют его участие в выборах, это значит, что именно ХАМАС и должен представлять и защищать палестинские интересы в парламенте. Нельзя сбрасывать со счетов и широко распространенное среди палестинцев мнение о том, что администрация Аббаса и Куреи была слабой, неэффективной, насквозь коррумпированной, в то время как для ХАМАСа «моральная неподкупность» и «ответственность перед избирателем» стали главными козырями в борьбе за голоса соотечественников. По мнению ряда аналитиков, уход израильтян из сектора Газа, который был воспринят палестинцами как уступка, также дал ХАМАСу сильные козыри, подняв популярность этой группировки до небывалых высот.

Победа на выборах ХАМАСа — террористов, которые стали причиной гибели многих мирных израильтян, — дает Израилю карт-бланш на очередные односторонние шаги. Теперь, опираясь уже не только на свой народ, но и на мировое общественное мнение, израильское правительство может спокойно вводить санкции против ПНА. Следующим шагом может стать завершение строительства разделительного барьера и, возможно, даже одностороннее решение по демаркации восточной израильской границы на стыке с палестинскими территориями.

В то же время некоторые аналитики считают, что дальнейшее развитие ситуации сейчас зависит именно от ХАМАСа. Если движение выйдет за рамки либеральных позиций и выскажет готовность к политическому диалогу как с израильтянами, так и с ФАТХом, то и позиция его оппонентов может быть скорректирована.

Главная сложность для лидеров палестинских исламистов заключается в том, чтобы сочетать несочетаемое — верность воинственной идеологии и обещания реализовать социальные проекты и реформы. Так, ХАМАС обещал избирателям лучшие школы и больницы, конец коррупции и честное правительство. Но влияние Израиля настолько велико, что без сотрудничества с ним политики не смогут выполнить ни одного значительного обещания. Находясь в оппозиции, ХАМАС мог наблюдать за тем, как прежняя палестинская власть была вынуждена заключать соглашения с их врагом. Однако, придя к власти, радикалы оказались перед неминуемым выбором между прагматизмом и параличом. Совершенно очевидно, что ни о каких декларациях или мирных соглашениях тут речи быть не может. Однако негласные тактические договоренности между представителями ХАМАСа и Израилем вполне могут быть достигнуты.

В стремлении стать респектабельной организацией ХАМАС должен учитывать, что большая часть мировой общественности, в том числе Соединенные Штаты и Евросоюз, считают его террористической организацией. Если положительные перемены произойдут, Израиль будет готов к дискуссиям с ХАМАСом. В противном случае Еврейское государство, так же, как и Европа и США, на переговоры не пойдет, международные доноры прекратят финансовую помощь ПНА, а мирный процесс на Ближнем Востоке будет заморожен на неопределенный срок.

Алла ЗАХАРЧЕНКО, старший научный сотрудник Одесского филиала Национального института стратегических исследований
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ