Балансирование Украины между Европой и Россией скорее напоминает танцы над пропастью. Правительство не дает четких ответов и ориентиров, куда страна будет двигаться дальше. И это несмотря на то, что уже подготовлено и парафировано Соглашение об ассоциации с ЕС. И если Европу это не устраивает, то для России это еще один шанс втянуть Украину в Евразийский союз. Что же такое предлагают нашей стране два Союза и почему правительство не может определиться?
ПЕРСПЕКТИВЫ VS УГРОЗЫ
Евразийский союз — новый проект, который объединил Россию, Беларусь и Казахстан в едином экономическом пространстве. Сторонники объединения говорят, что это позволит значительно улучшить состояние экономики и будет способствовать развитию стран-участниц. Самые потенциальные члены на сегодняшний день — это Киргизстан и Таджикистан. Однако Россия как инициатор союза убеждает — радостно примут и другие страны. Зато другие постсоветские страны не видят перспективы в Евразийском союзе. Азербайджан и Туркменистан отказались вступать. Радикальнее всего высказался президент Узбекистана Ислам Каримов, который заявил, что такой союз может выйти за рамки экономических интересов и иметь политическую окраску, которая негативно повлияет на отношения членов объединения с другими странами.
Ныне в Украине есть немало идеологов Евразийского союза. Один из них — регионал Эдуард Прутник — публикует многочисленные статьи, в которых описывает позитивные последствия присоединения Украины к этому Союзу. «Если Украина заключит новую зону свободной торговли со странами СНГ, то ВВП Украины вырастет на 2,5% при «первой волне» (прямое влияние) и на 2,09% при «второй волне», — заявляет депутат. Он также приводит цифры о «значительном выигрыше Украины от усиленной кооперации на евразийском направлении (6,09 млрд долларов ежегодно)», о чем утверждает в статье «Украина — Евразийский союз: время принимать решение?», которая была опубликована в газете «Комсомольская правда в Украине».
Зато однопартиец Прутника, председатель подкомитета Верховной Рады Украины по вопросам международной экономической политики, доктор экономических наук Алексей Плотников считает, что сотрудничество с бывшими советскими республиками не приведет к значительным позитивным сдвигам и не принесет новых инвестиций в украинскую экономику. По его мнению, приоритетом Украины должно оставаться сотрудничество с ЕС. Политик считает, что это поможет Украине стать полноправным членом ЕС и модернизировать экономику. «Мы сможем получить до 16 миллиардов евроинвестиций в собственную экономику, если подпишем с Евросоюзом соглашение о зоне свободной торговли», — отметил он в интервью «Обозреватель».
Директор Института политических исследований Игорь Бураковский не считает Евразийский союз экономически эффективным институтом. Более того, подчеркнул он, вступление в этот Союз не будет означать снижения цены на газ, поскольку интеграция не предусматривает регуляцию цен. Кроме того, если Украина вступит в Таможенный союз, то откажется от соглашения о свободной торговле с ЕС. Таким образом, Россия сможет получить определенные преимущества в присутствии на украинском рынке, ведь тогда будет конкурировать исключительно с украинскими товарами, объясняет эксперт. Достичь обещанных прибылей от вступления в Евразийский союз не удастся. Поэтому самое главное — обеспечить доступ украинских товаров на новые рынки, считает Бураковский. Лучше всего это реализовать благодаря соглашению о свободной торговле. «Для того, чтобы усилить свою позицию на европейском рынке, нам нужно такое соглашение о свободной торговле, которое бы в том числе открывало и европейский рынок, — отмечает эксперт. — Очевидно, что дальше мы будем открывать свой рынок и для европейских товаров. Это будет означать, что товары и из ЕС, и из России, будут заходить в Украину на одинаковых условиях — на условиях свободной торговли, то есть с нулевой пошлиной. Дальше между товарами теоретически может быть конкуренция. Кто от этого выигрывает? Конечно же, украинский потребитель. Потому что, когда начинается конкуренция, цена товара, как правило, снижается».
Внефракционный депутат Тарас Чорновил видит Евразийский союз как угрозу отечественной экономике. «Евразийский союз для Украины — это гибель для всей бюджетной системы, — утверждает он. — В Беларуси это привело к гигантскому обвалу своей валюты, финансовому кризису и потере всех остатков государственной собственности. В Казахстане экономические и производственные отрасли после объединения в Таможенный союз пошли на убыль». Если же правительство примет решение вступать в Евразийский союз, то нас ожидают такие же последствия. «Сейчас у нас нет мощной добывающей промышленности; поэтому Евразийский союз может означать лишь одно — потерю контроля над теми ресурсами, которые могут быть в будущем, и разрушение экономики», — резюмирует Чорновил.
Ныне украинская власть проводит политику самоизоляции, отмечает политик. По его словам, правящая элита сама отделила Украину от Европы. «Принципы европейской интеграции предусматривают жить по законам. Благодаря изоляционистскому курсу можно жить без них. То есть можно устранять юридическим способом политических оппонентов или ликвидировать любую серьезную оппозицию», — говорит Чорновил. Однако такая политика не приведет к сближению с Евразийским союзом. «Вряд ли Украина присоединится к Евразийскому союзу, — считает депутат. — То же с Таможенным союзом и договором о едином экономическом пространстве. Это просто невыгодно людям, которые сегодня правят страной. Они лишили себя возможности успешного продвижения в направлении европейской интеграции, но, очевидно, не для того, чтобы все ресурсы и возможности отдать в руки президенту Путину». По мнению депутата, эти перспективы не очень высоки, хотя Россия имеет определенные рычаги давления, которые может использовать в отношении нынешнего руководства страной.
«ВЕЧНО БАЛАНСИРОВАТЬ НЕ УДАСТСЯ»
Европейские эксперты также сомневаются в действенности Евразийского союза. «Евразийский союз господина Путина сейчас — это очень неконкретная политическая идея. Мы еще точно не знаем, как это будет работать, и будет ли работать вообще», — говорит аналитик Института международных отношений Варшавского университета Анджей Шептицкий. «Нужно иметь в виду, — продолжает он, — что Евразийский союз — не первый проект на постсоветском пространстве. Уже были СНГ, общее экономическое пространство. Все они работали не слишком удачно, и не только в случае с Украиной». По мнению Шептицкого, проблема в том, что постсоветские государства не умели эффективно договориться, как на экономическом уровне интегрировать свои страны. Подобная ситуация может быть и с Евразийским союзом.
Если же правительство все-таки надумает вступать в Евразийский союз, то это значительно усложнит отношения с ЕС, считает польский эксперт. «Европа ныне видит Украину сквозь призму дела Тимошенко. Это не очень позитивный имидж, — резюмирует Шептицкий. — Однако есть возможность частичной интеграции в рамках зоны свободной торговли». По его словам, это — хорошая перспектива для Украины, благодаря которой мы получим доступ к европейскому рынку, возможности модернизации украинского законодательства до европейских стандартов и новые средства. Однако если власть будет пытаться вступить в другой экономический проект, то это станет препятствием для последующего сотрудничества с ЕС.
По мнению Шептицкого, Украине не удастся вечно балансировать между Европой и Россией. «И Европа, и Россия хотели бы получить конкретные ответы — хочет ли Украина с ними сотрудничать или нет», — говорит он. Однако вступать в Евразийский союз не рекомендует. «Евразийский союз невыгоден для Украины. Почему? Потому что он просто не работает. Это — чисто политические и экономические интересы России. У Украины интересы другие. Частично Евразийский союз — некое противодействие Европе. Мол, у вас свой союз, у нас — свой», — подытоживает Шептицкий.
С этим соглашается литовский политолог Лаурас Белинис. «Отчасти Евразийский союз — это реставрация СССР, — считает эксперт. — Он был создан, чтобы сохранить или, по крайней мере, использовать те инерции, которые еще сохранились от Советского Союза. Они и до сих пор существуют, а Евразийский союз может их использовать максимально». Проблема же Украины в том, что она еще и до сих пор не вышла из-под влияния России и даже бывшего Советского Союза и тем самым еще не вошла в полный оборот интересов Евросоюза. Именно это и влияет на двунаправленность украинской политики.
Несмотря на это, Лаурас Белинис не советует спешить. Украинской верхушке нужно еще несколько лет, чтобы полностью определиться, куда двигаться дальше. «Пока еще в Украине есть две очень сильные тенденции: как европейская, так и евразийская, — утверждает эксперт. — Выбор сделает новое поколение, которое не связано с советским прошлым. Ведь любое решение сейчас может вызвать больше давления, чем позитивных тенденций». Сейчас Европейский союз видит Украину как одного из наиболее потенциальных членов, говорит Белинис. «И в политическом, и в культурном планах Украина достаточно хорошо развита, чтобы вступить. Присоединение к Евразийскому союзу приведет к тому, что Украина будет иметь те же проблемы, что и Россия в отношениях с ЕС», — объясняет политолог.
Пока верхушка определяется, украинцы уже сделали выбор за европейские ценности. Согласно результатам исследования, проведенного Социологической группой Рейтинг, 52 % опрошенных украинцев поддерживают присоединение Украины к Европейскому Союзу. По мнению многих экспертов, вступление поможет ускорить экономические реформы и преодолеть коррупцию. Кроме того, в присоединении к ЕС украинцы видят путь к демократии и культурному прогрессу. Характерно, что наибольшая поддержка евроинтеграции — среди молодежи.
«ВЫБОР ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ТОЖДЕСТВЕНЕН ОТКАЗУ ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ»
Но пока еще ситуация в Украине не дает оснований для оптимизма, утверждает научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко. Он объясняет, что своими действиями во внутренней политике украинское правительство испортило отношения с Европейским Союзом. Вследствие этого ныне фактически заблокирован процесс заключения соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Разблокирование возможно лишь при условии определенных изменений. «С одной стороны, у нас есть определенная стагнация политических отношений, определенная отсутствием доверия, разочарованием в украинском руководстве со стороны ЕС и неготовностью власти к предостережениям Евросоюза в отношении соблюдения правил независимого судопроизводства», — объясняет Сушко.
Правда, во вступление Украины в Евразийский союз эксперт не верит. «На сегодняшний день у украинской стороны нет такого намерения, — говорит он. — Это зависит от того, в какую степень безвыходного положения загонит себя украинское руководство и какую цену будет готово заплатить за те деньги, которые может дать Россия за обращение в Евразийский союз».
Вообще, Евразийский союз — это ревизия результатов 1991 года, считает эксперт. По его мнению, здесь дело не в экономической выгоде, которую можно всегда найти, особенно для тех правящих кругов, которые готовы расплачиваться политическим статусом страны ради экономических преференций для себя и своего бизнеса. Если же Украина вступит в Евразийский союз, то тем самым признает, что в 1991-м сделала ошибку, выбрав независимость. «Можно сколько угодно играть в названия, — отмечает Сушко, — но отличие между Евразийским и Советским Союзом — лишь в наличии Коммунистической партии. Следовательно, выбор Евразийского союза тождественен отказу от независимости».
По мнению эксперта, самое важное сейчас — не ухудшить ситуацию еще больше. Чтобы балансирование не превратилось в падение. «Пока еще Украина демонстрировала способность не делать критические для себя ошибки, — подытоживает Сушко. — Надеемся, что так будет и в дальнейшем».
И хотя позиция власти неопределенная, европейские ценности — хотя бы на бумаге — все еще являются ее приоритетами. Об этом говорят как сторонники ЕС, так и рьяные оппоненты. Например, Эдуард Прутник, отстаивая вступление в Евразийский союз, пишет в вышеупомянутой статье: «Мы должны в первую очередь «построить Европу у себя дома», то есть идти путем достижения высокого уровня экономических и социальных стандартов, характерных для нынешнего ЕС». Не противоречат ли такие слова идее присоединения к Евразийскому союзу? Зачем тогда в него вступать, если стоит «строить Европу»? И тогда разве не более логично просто двигаться к ЕС? Хотя интересно, каким образом можно построить эту Европу в Украине, если всеми силами от нее отталкиваться?