Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Советские уроки для китайских чисток

Учтет ли их президент Си, который пытается заручиться безукоризненной преданностью армии
18 августа, 2015 - 10:05
ФОТО РЕЙТЕР

1 августа Народно-освободительная армия Китая отпраздновала (НОАК) свой 88-й юбилей. Но 2,3 млн. солдат в стране мало чем могут похвастаться. Накануне юбилея бывшего высокопоставленного генерала НОАК Го Босюна бесцеремонно уволили из рядов Коммунистической партии и передали военным прокурорам по обвинению в коррупции, также его обвиняют в том, что он брал большие взятки от сослуживцев НОАК в обмен за повышение по службе. И Го не будет последним офицером НОАК, которому выдвигают подобные обвинения.

Го, заместитель председателя Центрального военного совета, отвечал за состояние дел военных с 2002 по 2012 год. Его арест произошел после взятия под стражу в июне в прошлом году генерала Сюй Цайху, который служил в комиссии с 2007 по 2012 год.

Го и Сюй не единственные задержанные старшие офицеры с того времени, как их главнокомандующий, президент Си Цзиньпин, начал свою борьбу с коррупцией в конце 2012 года. По официальным данным, уже арестовано 39 генералов (включая сына Го, генерал-майора). Если действительно существуют основания говорить о том, что большое количество генералов давали Го и Сюй взятки ради повышения, то целесообразно допустить, что самая масштабная после культурной революции чистка старших офицеров НОАК будет продолжаться.

Именно такой месседж Си послал военным в своем недавнем выступлении перед 16-й армейской группой, в которой Сюй служил политруком в начале 1990-х годов. Пообещав уничтожить влияние Сюй, «идеологически, политически, а также в плане организации и стиля работы», Си отметил, что не будет терпеть неповиновения руководству партии. Армия должна, — заявил Си, «решительно подчиняться приказам ЦК партии и Центральной военной комиссии».

Каждый, кто наблюдал за Си последние два с половиной года, мог понять его цель консолидации правления Коммунистической партии в Китае путем укрепления личной власти, активизации внутренних репрессий и осуществления жесткой внешней политики. Для достижения этой цели Си нуждается в обеспечении безукоризненной преданности НОАК, а это требует чистки ненадежных или коррумпированных должностных лиц.

Для Си на личном уровне жизненно важной является лояльность НОАК, чтобы заполнить нехватку институционных полномочий. В противовес ему, когда бывший президент Цзян Цземинь стал Генеральным секретарем Коммунистической партии после подавления восстания на площади Тяньаньмень в 1989 году, он мог полагаться на способных и лояльных чиновников в Шанхае, чтобы руководить бюрократией. Потом он расширил свою базу поддержки, кооптируя другие фракции в 1990 году. А преемником Цзяна, стал Ху Цзиньтао, выходец из Коммунистической лиги комсомола, который имеет своих представителей на всех уровнях партийного государства.

В то время как Си строит мощную властную базу, постепенно назначая своих сторонников на ключевые посты, он нуждается в НОАК, чтобы защитить свой политический авторитет в промежуточный период. Наиболее эффективный способ для Xу обеспечить лояльность НОАК — замена ее высокопоставленных генералов, большинство из которых были выдвинуты предыдущими президентами, своими сторонниками.

Кажется, что урок от падения советского лидера Никиты Хрущева в 1964 году не был напрасным для Си. Хрущев был свергнут в результате дворцового переворота под руководством КГБ и военных. Если бы Красная Армия была полностью лояльна к Хрущеву, заговорщикам не удалось бы добиться успеха.

Но планы Си выходят за рамки его личных полномочий, как и уроки Советского Союза. Вскоре после прихода Си к власти, он пожаловался на местных чиновников в провинции Гуандун, что когда распался Советский Союз, элита потеряла волю к борьбе. В то время когда политической монополии коммунистической партии Китая все чаще бросают вызов, Си не повторит подобную ошибку.

Чтобы избежать судьбы Советского Союза, Си и его коллеги опять возобновили идеологический контроль и ограничили гражданские свободы. В то время как партия до сих пор использовала только полицию и цензоров интернета (и теперь хочет внедрить тайных полицейских во все интернет-компании), ее долгосрочное выживание немыслимо без лояльной НОАК, особенно если протесты, наподобие площади Тяньаньмень в 1989 вспыхнут снова.

Последней опорой стратегии Си для укрепления власти Коммунистической партии является замена осторожной внешней политики Дэн Сяопина на «мускулистую». Если Китай хочет поддержать свою агрессивную тактику, скажем, в Южно-Китайском море или в Тайванском проливе демонстрацией силы, во главе ее вооруженных сил не должны быть продажные и вероломные генералы.

Если усилия Си по искоренению коррупции в НААК могут увенчаться достижением этих трех целей, то можно будет неохотно признать, что был ход политического гения. Но чтобы убедиться в том, что Китай находится в самой сильной возможной позиции, Си должен выучить еще один урок Советского Союза: чистки могут легко привести к эксцессам. Сталин уничтожил офицерский корпус Красной армии накануне вторжения нацистской Германии. Си не может позволить себе сделать ту же ошибку.

Проект Синдикат для «Дня»

Миньсинь ПЕЙ, профессор в правлении колледжа им. Клермонта Маккенна и старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла Соединенных Штатов, автор книги «Переходный период Китая в тупике».

Миньсинь ПЕЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ