Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Срочное увольнение и чрезвычайное назначение

В российских верхах началась операция «Преемник»
13 ноября, 2012 - 11:56

О том, что у недавнего министра обороны России Анатолия Сердюкова есть проблемы, было давно известно. Уже летом поползли тщательно тиражируемые слухи, что тогдашнему главе военного ведомства находится на должности осталось совсем немного, и вот-вот появится соответствующий указ президента.

Налицо была разворачивающаяся интрига, очень похожая на шахматную многоходовку. Российская византийщина стала проявляться во всей красе.

Для начала в сознание народа и политиков стала внедряться мысль, что гражданский человек не может управлять военным ведомством. Выступая в Государственной думе, большой знаток военных дел лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо заявил, что «Сердюков... ни одного дня не служил в армии. Он не был даже командиром батальона, и он проводит реформу, от которой зависит безопасность страны на многие годы вперед». Не отставали союзы десантников и военных моряков, ветеранские организации.

Логика весьма интересная. Конечно, умом Россию не понять. Почему-то во всем мире министром обороны назначают гражданского менеджера или политика, и ничего, как-то справляются. Кто — лучше, кто — хуже. За редким исключением, реформу армии не поручали военным. Как сказал Талейран, война — слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным. Замените здесь первое слово на «военная реформа», суть останется без изменений.

Представляется, что спор по линии: гражданский министр — военный министр, не более чем информационный туман вокруг стратегического сражения, разыгравшегося в верхних эшелонах российской власти. Проблема даже не в военной реформе как таковой, при всей ее важности.

При некоторых достижениях Сердюкова, отмеченных как Путиным, так и Медведевым, военная реформа не могла быть осуществлена принципиально, так как ей должна была предшествовать или идти параллельно реформа политическая. Почему была успешной, по тогдашним условиям царской России, военная реформа графа Милютина в 1860 — 1870 гг.? Только потому, что проходили, пусть и весьма половинчатые и непоследовательные, политические реформы, — начиная от отмены крепостного права и кончая модернизацией местного самоуправления. Но как только наступила реакция, так и продвижение военной реформы остановилось, что и показала русско-японская и Первая мировая войны.

Коррупция в «Оборонсервисе» не только проблема министерства обороны и лично министра, что стало формальным поводом его отставки. Иначе и быть не могло, так как коррупция пронизывает всю российскую жизнь, и невозможно избавиться от нее в армии, а во всей стране все оставить без изменений.

Сердюков вступил в борьбу с могущественным военно-промышленным комплексом, заставляя его магнатов производить современное вооружение не на словах, а на деле и пытаясь создать им конкуренцию, привлекая в качестве поставщиков иностранные фирмы. А ведь речь шла о триллионах бюджетных рублей. Такого не прощают.

Но это тоже тактика. Стратегически Сердюков пал жертвой покушения на устои. Наряду с металлургическими, химическими, лесными, нефтяными, газовыми и прочими олигархами, главную скрипку в современной России, как и в СССР, играют генералы не только в мундирах, а именно из ВПК. Они в первую очередь составляют основную структурную базу режима Путина, его становой хребет. И против монстра, сохраняющего свою советскую милитаристскую природу, бессилен даже кажущийся всесильным национальный лидер. ВПК не хочет и не может производить и поставлять армии современное вооружение, а только слегка модернизированные еще советские образцы, которым уже по 30 лет. Никто не должен ему мешать распиливать, простите, осваивать бюджетные средства, так как это основа его могущества. Все, кто покушается на устои, должны быть отброшены, и даже президент при всем хорошем отношении лично не в состоянии защитить своего протеже. Сердюков стал жертвой не коррупционного скандала, не первого и далеко не последнего, а прекрасно подготовленной и разыгранной как по нотам аппаратной интриги.

Отметим, что не случайно в прессе и Интернете активно именно в это время обсуждается состояние здоровья Путина. Вбрасывается идейка, что он скоро не сможет в полной мере выполнять свои должностные обязанности. И, как легко можно предположить, официальные опровержения только подливают бензин в костер слухов и домыслов.

Теперь посмотрим на кадровые замены. Вроде бы на пост министра обороны назначен весьма успешный менеджер Сергей Шойгу. Тоже, кстати, не командовавший до назначения в МЧС даже батальоном. Но об этом как-то не принято говорить, так как на его плечах погоны генерала, только что восстановленного в армии и звании.

МЧС — действительно российский образец порядка, и пока нет на нем шлейфа коррупционных скандалов, хотя, как говорится, еще не вечер. Но, во-первых, МЧС — далеко не армия, и хозяйство там на несколько порядков менее сложное. Во-вторых, ведомство создавалось фактически с нуля и имеет ограниченные функциональные задачи. То, что легко можно реализовать в такой структуре, принципиально невозможно сделать в армии.

Ему уже из всех углов генералы в мундирах и в гражданских костюмах кричат, чтобы он покончил с военной реформой по Сердюкову. Этого требует ВПК, а также уволенные со службы генералы и полковники. Никакой контрактной армии, только призывная! Брать то вооружение, что дают, и лишних вопросов о стоимости не задавать! Президент прямо сказал новому начальнику Генерального штаба генерал-полковнику Валерию Герасимову, что «...есть маленькая проблемка — слишком завышенные требования минобороны к выпускаемой продукции, а нам нужна стабильность». В таких условиях задача президента довести военную реформу до конца — только удобная фигура речи, и не более того.

И последнее, но самое важное. Независимо от действительного состояния здоровья Путина, уже сейчас российский истеблишмент задумался над тем, что будет после него. Получается, что никакого второго срока действующему президенту не видать как своих ушей. И кто наследует этот трон, сейчас больше всего начинает заботить серьезных людей. В первую очередь самого ВВП. Ему уже сейчас следует задуматься, в чьи руки он передаст власть, и как этот человек будет себя потом вести. Приняв в свое время скипетр из рук семьи президента Ельцина, Путин полностью и неукоснительно выполнял взятые обязательства. Тут очень важно не ошибиться в кадровом выборе, иначе потом костей не соберешь.

Вот почему предположение обозревателя газеты «Коммерсант» Станислава Кучера, что «Путин серьезнее, чем когда-либо, присматривается к легендарному тувинцу как к потенциальному президенту России. А Шойгу впервые, как минимум, за 13 лет своим согласием к «перемене мест» показывает, что он внутренне готов к этой игре», не лишено оснований.

Слишком много факторов сегодня складывается против переизбрания Путина. Во-первых, ему в 2018 году будет уже 66 лет. Фактор весьма относительный, но, судя по информации о здоровье президента, может стать элементом игры. Во-вторых, и в этом, скорее, главное, — от него устали, а кое-кому он просто надоел. Сам Путин становится дестабилизирующим фактором для части российского общества, весьма активного и влиятельного.

Пока недовольные собираются на марши, вроде бы ничего страшного не происходит. Но ситуация может приобрести внутреннюю динамику часто под влиянием внешних и трудно прогнозируемых факторов. И тогда возникает положительная обратная связь сродни сходу лавины.

Так что операцию «Преемник» могут начать или уже начали самые разные части истеблишмента, в том числе и сам президент. Остается только узнать, как скоро и с каким результатом она закончится. Как для России, так и для ее соседей.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ