Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Станислав ШУШКЕВИЧ: «Сегодня в Беларуси продолжается уничтожение национальной элиты»

4 сентября, 2006 - 18:49

В современной Беларуси нет идеологической основы. Потеряны нравственные и духовные ориентиры. Забыты даже десять заповедей строителя коммунизма, списанные с десяти заповедей — истин религиозных устоев. И это трагедия как для государства в целом, так и для каждого человека. Сегодня уже всем очевидно, что белорусы, битые-перебитые за долгие десятилетия лжи, унижений, бедности, изолированности от остального мира, все же ухитрились выжить. Имеет ли в таких условиях белорусский парламентаризм шансы подняться с колен после того, как Лукашенко смог сделать его ручным? Каким может быть будущее в Беларуси? Об этом рассказывает в интервью «Дню» бывший спикер белорусского парламента Станислав ШУШКЕВИЧ, являющийся одним из авторов исторических соглашений 1991 года, подписанных в Беловежской пуще.

— При правлении Лукашенко — нет, ведь так называемый парламент в Беларуси не избирается, а назначается путем извращения всего избирательного процесса.

— Возможно, вообще стоит в Беларуси отказаться от президентской модели правления и вернуться к парламентской после окончания «эпохи Лукашенко»?

— Этот вопрос решать законно избранному парламенту Беларуси. Напомню лишь, что «президентская модель» оголтелого характера появилась в Беларуси в результате целенаправленных действий высшего российского руководства — премьера Черномырдина и глав обеих палат российского парламента Селезнева и Строева. Они специально приехали в Беларусь и подписали соглашение о «примирении» Верховного Совета и президента, наделяющее неограниченной властью «пророссийского» Лукашенко и лишающее всякой власти «антироссийский» парламент.

— Вас до сих пор упрекают в том, что вы подписали Вискулевские соглашения и тем самым развалили Советский Союз. Теперь, по прошествии времени, как вы относитесь к этому событию?

— Суперположительно. Нам удалось без единой капли крови, без мордобоя и демонстраций впервые за 200 лет добиться того, что Россия официально признала независимость Беларуси. Многие пытались это сделать лобовыми методами, а нам удалось добиться независимости методами политическими, использовав удачный момент.

Развал СССР произошел еще до подписания Беловежского соглашения. Он был закономерен. В Беловежском соглашении мы лишь констатировали произошедшее, и это не было ошибкой, а, скорее, достаточно мужественным шагом, так как СССР воспринимался большинством граждан планеты как нечто громадное, вечное и устрашающее — грозящее всему миру своей ядерной мощью. Я горжусь тем, что поступил именно так: правильно и своевременно.

Также по-прежнему оцениваю крайне положительно и вывод с территории Беларуси ядерного оружия. Что было бы, если бы оно попало в руки Лукашенко, — страшно предположить! Кроме того, как человек, изучавший азы военной тактики и стратегии в советском вузе, я хорошо знаю, что в случае конфликта в первую очередь уничтожаются средства связи и места концентрации наиболее разрушительного оружия. Это создавало для нашего народа угрозу полного уничтожения в случае военного конфликта. Теперь мы не живем в такой опасности, как раньше.

— Как вы представляете себе будущее Беларуси?

— Перемелется позерство и мракобесие власти, верх возьмут правила, позволяющие людям эффективно работать на свое благо и благо государства. Ведь даже в сегодняшних условиях белорусы умудряются сводить концы с концами, молодежь же хочет большего, и нельзя сегодня оградить ее от информации о том, как этого достигнуть.

— Как вы относитесь к «цветным революциям» в Грузии, Украине и Кыргызстане. Как вы считаете, возможен ли подобный вариант смены власти в Беларуси?

— Оживление и, казалось бы, политическое переустройство, порожденное оранжевой революцией, революциями роз и тюльпанов, нередко возвращается к старой схеме с новыми, а нередко и со старыми действующими лицами, видоизменившими свой имидж.

Бархатные революции, как и насильственные, к великому сожалению, по-прежнему укладываются в крылатое определение Бисмарка: их задумывают романтики, осуществляют фанатики, а результатами пользуются... подонки.

Белорусские власти подозреваются в преступлениях. Они запретили, в частности, провести независимое расследование исчезновения и загадочной смерти известных политиков, и существующая сегодня реальная власть будет делать все, чтобы оставаться при власти, принимая превентивные меры по предотвращению цветных революций. Последнее ее «достижение» в такого рода деятельности — осуждение на закрытом судебном заседании(!) на срок от полугода до двух лет молодых людей, пытавшихся организовать предусмотренное даже нашей конституцией независимое наблюдение за выборами.

— Должна ли Беларусь со временем стремиться вступить в НАТО и Европейский Союз?

— Беларусь должна проводить такую внутреннюю и внешнюю политику, которая позволит ей как государству соответствовать стандартам ЕС и НАТО. Однако избежать пропасти на восточной или на западной границе можно, а по моему убеждению, и должно, благодаря статусу нейтральности. Нейтральность должна быть признана Россией и Европой, в частности ЕС. На словах возможность гарантий такого признания неоднократно высказывали в середине 90-х годов высокие государственные деятели США и Европы.

— Лукашенко продолжает строить так называемую декоративную экономику, то есть за бумажной декорацией — пустота. Имеет ли будущее подобная экономика?

— По вашей логике, и за советской экономикой была пустота. Но это не так. Не все губительно и в центрально управляемой командной экономике. Просто она менее эффективна, чем рыночная с определенной законом данной страны степенью государственного регулирования. В странах с избыточным насильственным государственным управлением экономикой бурно прорастает теневая экономика, многие элементы которой неизбежно будут узаконены при смене политического курса. Все это имеет место и в Беларуси, где, по убеждению предпринимателей, во многих случаях при 100 единицах дохода требуется платить 110 — 113 единиц налогов. Будущее за эффективной экономикой.

— Существует мнение, что сегодня Беларусь стала своеобразным полигоном для так называемых реаниматоров СССР. Так ли это и к чему это может привести?

— Это так, но достигнут они того же, что и реаниматоры других империй — Римской, Австро-Венгерской, Османской и пр.

— Самое плохое то, что режим Лукашенко уничтожает профессиональную интеллектуальную элиту Беларуси. Можно ли каким-то образом предотвратить этот процесс?

— Профессионалы и интеллектуалы — не всегда одно и то же. Профессионалы нужны режиму Лукашенко в той же мере, в которой нужны были большевистским комиссарам после октябрьского переворота. Нужны не только в экономике, науке, технике, но и в области идеологии. Последние, правда, должны безоговорочно поддерживать правящий режим всеми правдами, которые найти вряд ли можно, и всеми неправдами, которые они обязаны придумывать, выдавая за правду.

Сегодня в Беларуси продолжается уничтожение национальной элиты. Продолжается различными способами, например, насильственной русификацией, извращенным образованием, выталкиванием в эмиграцию и т. д. Предотвратить процесс сложно при традиционной белорусской дисциплинированности, трудолюбии и, как это ни странно, при высоком профессионализме — доля высококвалифицированных рабочих в Беларуси в несколько раз превышает эквивалентный показатель в России! За эквивалентный труд вы можете заработать в Польше в 3,5 — 4 раза больше, чем в Беларуси, не говоря уже о странах Западной Европы или Канады и США. Поэтому уезжают. Как правило, подтверждают репутацию белорусов как добросовестных и, повторяю, дисциплинированных, квалифицированных работников. Многие сотни(!) молодых людей учатся в вузах Польши, Чехии и других стран, являются соискателями ученых степеней в престижных университетах. Вопрос в том, вернутся ли?

Кое-кто вернется. Если же нормализуется политическая обстановка, то вернутся многие. А сегодня — уезжают. Каждый четвертый брак, регистрируемый во Дворце бракосочетаний в Минске, с иностранцем или иностранкой.

— Возможно ли вхождение Беларуси в состав России или это не более чем политическая уловка Лукашенко?

— Российское руководство страстно хочет сделать Беларусь своей губернией. Хотя бы в компенсацию за тот негативный имидж, который оно имеет как преемник режимов, поправших интересы многих народов на территории России. Лукашенко этим пользуется.

— Вы как-то сказали в одном интервью: «Я сейчас к вам приехал из Советского Союза. У нас восстанавливаются советские порядки». Что, сегодня Беларусь — это СССР в миниатюре?

— Да, весьма схоже. Отличие лишь в том, что большинство незаконных деяний власти даже не прикрываются ширмой приличия.

— Однажды вы сказали: «Дожить бы до краха Лукашенко...» А если он выдвинет себя на четвертый, пятый, шестой сроки?

— Крах произойдет до предполагаемых вами выдвижений...

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ