Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сурковские» против «Медведевских»

Дело Подрабинека перешло в аппаратное выяснение отношений
12 октября, 2009 - 19:55

Вошедшее в раж прокремлевское движение «Наши», начавшее кампанию травли журналиста, диссидента и правозащитника Александра Подрабинека (День 06 октября 2009 №178), перешло определенную черту и вместо дивидендов начало приносить убытки. Пикеты у дома журналиста, полторы сотни ветеранов, приведенные под окна, вызвали крайне негативную реакцию в мире. Представитель ОБСЕ по свободе слова Миклош Харашти попросил главу российского МИД Сергея Лаврова вмешаться в ситуацию вокруг журналиста Александра Подрабинека. Отвечая на вопрос писателя и телеведущего Александра Архангельского, на встрече с писателями в день своего рождения премьер-министр Владимир Путин, даже несколько отмежевался от действий молодежного отряда партии «Единая Россия». «Если вы хотите знать мою точку зрения, то мне все это очень не нравится...».

Замечание Владимира Путина практически совпало во времени с оценкой действий движения «Наши» со стороны главы Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой. «Нельзя отстаивать честь и достоинство недостойными методами в виде травли, в виде бессрочных пикетов у дома, потому что действительно это моральное давление». По ее мнению, «это давление для того, чтобы человек отказался от своих взглядов».

После этого скандал вышел на новый более высокий уровень. В борьбу вступила партия «Единая Россия». На официальном сайте партии появилось заявление первого заместителя секретаря президиума генерального совета Андрея Исаева. «Действия госпожи Памфиловой — поступок более чем странный. Мы сожалеем, что для подобного рода заявлений был использован статус руководителя официального совета при президенте». Глава центрального совета сторонников «Единой России» Франц Клинцевич предложил Памфилову уволить. За то, что она «фактически поддерживает те силы, которые пытаются пересмотреть историю нашей страны, бандитов называя героями, а настоящих героев убийцами». Его поддержал бывший «нашист», а ныне депутат Государственной думы от партии «Единая Россия» Роберт Шлегель. Он сообщил, что готовит документы к ближайшему совету думы, который рассмотрит возможность включения вопроса в повестку заседаний.

Интересно, что главные телеканалы России не сразу включились в скандал. Гораздо важнее были желтые новости. Особенно по поводу посещения Кристиной Орбакайте парламента в попытке вернуть себе сына Дени. Считающий себя главным аналитиком России Алексей Пушков в программе «Постскриптум» на канале ТВЦ в свойственной ему манере бывшего работника международного отдела ЦК КПСС отрабатывал известные клише «Свобода слова или свобода пошлости?». Его рассуждения о вроде бы обидах нанесенных Подрабинеком ветеранам в своей статье «Как антисоветчик антисоветчикам...», кроме фальшивого пафоса не несли в себе никакой информации и никакого анализа. Иначе нужно было задаться вопросом о том, почему государство российское ничего реально не делает для защищаемых ветеранов. Где для них обещанные отдельные квартиры, которые торжественно обещали предоставить всем им до 2010 г. Нет их, и не предвидится.

Марианна Максимовская в своей еженедельной передаче на канале РЕН-ТВ обратила внимание на правовой аспект действий движения «Наши». Эксперт программы Дмитрий Муратов прямо заявил: расправа с политическим оппонентом и его семьей — настоящая уголовщина. Другой эксперт Владимир Лукин сделал вполне логичный вывод, что раз никто из тех, кому положено по должности не останавливает «Наших», нарушающих закон, стало быть, нет в стране свободы слова и мнений.

Достигший апогея скандал вывел на поверхность до этой поры тщательно скрываемую борьбу околокремлевских группировок. Пропагандистский барабанный бой, шумовые эффекты на улицах несомненно были организованы с подачи заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова. Он непосредственно курирует движение «Наши», недавно встречался с его руководителями, кроме того, он идеолог партии «Единая Россия». Без его согласия никто бы и не подумал даже реагировать на достаточно заурядную статью Подрабинека. Ведь подобные и гораздо более резкие материалы появлялись в интернете и раньше, но проходили совершенно незамеченными.

Есть все основания полагать, что руководство партии «Единая Россия» несколько обеспокоено все усиливающимися слухами о возможных кадровых изменениях по всей вертикали, сверху донизу. Из окружения Медведева все время ползут слухи о планируемом кардинальном изменении лица партии, которая нуждается в модернизации в соответствии с требованиями времени. Случай с Подрабинеком оказался для партийного руководства весьма удобным для того, чтобы напомнить о себе — показать свою силу и возможности.

Второй фактор — это выборы в Московскую городскую думу. По данным Левада-центра резко возросли отрицательные оценки деятельности градоначальника Юрия Лужкова. Кампания против «клеветников России», по мнению окружения мэра достаточно эффективный способ отвлечения внимания от главного партийца столицы. В этом же ряду стоят судебные иски к «Новой газете», радиостанции «Эхо Москвы», телеканалу РЕН-ТВ, интернет-изданию «ПОЛИТ.РУ». Перспективы исков неясны, но разбирательство обещает быть долгим, а пока есть о чем говорить с экранов Пушкову и ему подобным.

Возможное аппаратное усиление Владислава Суркова заставило его противников выступить против такого развития событий. Именно в этом заключается главный смысл действия Эллы Памфиловой. И то, с каким остервенением руководство «Единой России» набросилось на нее, вплоть до угрозы требования увольнения, показывает, что происходит ожесточенная аппаратная схватка. Трудно представить, чтобы опытный аппаратчик Элла Памфилова без санкции и поддержки бросилась на амбразуру, и пошла на открытый конфликт с партией власти. Косвенно это подтверждается тем ответом, который дала на заявления единороссов пресс-секретарь президента Медведева Наталья Тимакова, «...гражданское общество может и должно высказывать свои соображения по актуальным вопросам, однако окончательное решение остается за президентом». Другими словами, господам, требовавшим увольнения Памфиловой, было ясно указано, где их место и что кадровый вопрос вне их компетенции и не следует брать на себя слишком многого. И вообще публичное выяснение отношений не поощряется. Dictum sapientisat est — умному сказано достаточно. Памфилова дала разъяснение, что саму статью Подрабинека она не поддерживает, а Исаев выразил удовлетворение этим. Аппаратное противостояние медведевских и сурковских снова уйдет под ковер до следующей вспышки.

Однако проблема со свободой в России продолжает усугубляться. И не только речь идет о свободе слова. Гонениям все чаще подвергаются ученые-историки, издатели книг. По статье 137 Уголовного кодекса России было возбуждено дело против известного архангельского историка, профессора Михаила Супруна, участвовавшего в совместном российско-германском проекте «Этнические российские немцы, репрессированные в 40-е годы». Профессора обвинили за «незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную, семейную тайну, без его согласия». Наверное в правде о репрессированных российских немцах увидели «фальсификацию истории».

В Челябинске в ходе организованного «Единой Россией» собрания заместитель председателя региональной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Александр Дегтярь, предложил расстрелять издателя за книгу писем писателя-фронтовика Виктора Астафьева, за фразу в ней «Не вы, не я и не армия победили фашизм, а народ наш многострадальный. Это в его крови утопили фашизм, забросали врага трупами». Дегтярь также потребовал наказания, «вплоть до расстрела», и журналистов «Новой газеты», представивших эту книгу.

Если открыто требуют выслать Подрабинека, посадить профессора истории, расстрелять издателя и журналистов, то ждать нового 1937 г. в России осталось уже не долго.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ