10 марта 2019 года Украина потеряла одного из своих сильнейших дипломатов — ушел из жизни Антон Денисович Бутейко. 6-го апреля ему исполнилось бы 72 года.
Как дипломат, а позже и как политик и государственный деятель Антон Денисович внес свой личный большой вклад в становление и развитие независимой Украины, ее внешней политики и дипломатической службы.
В дипломатию он пришел со студенческой скамьи после окончания с отличием Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Пришел с довольно солидным багажом знаний и начал быстро продвигаться по дипломатической службе. Потом — первая долгосрочная дипломатическая миссия за рубежом, особо ответственная, в Секретариате ООН. Профессия юриста-международника и высокий профессионализм помогли ему пройти сложные процедуры ООНовского отбора кадров и получить контракт на работу в одном из ведущих подразделений Секретариата — Департаменте морского права. Знания и практические навыки, полученные на этой работе, в частности в ходе разработки проекта Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году и создания Международного органа по морскому дну, позже пригодятся ему при защите морских интересов независимой Украины.
По завершении работы в Секретариате ООН Антон Денисович вернулся обратно в МИД, в самый престижный Отдел международных организаций. Это произошло в начале горбачевской перестройки. Мы все тогда в МИД ощущали, что грядут перемены, возможно, не совсем понимая, какими грандиозными они будут, но хорошо осознавая, что для МИД Украинской ССР и для Украины в целом появляется какой-то особой шанс. Антон Денисович был одним из тех, кто наиболее рельефно видел такой шанс. Еще задолго до независимости, в 1988 году, он начал продвигать идею создания в МИД Договорно-правового отдела, одним из приоритетных направлений которого должно было стать заключение международных договоров с иностранными государствами. Это означало, что Украина, деятельность которой на международной арене на то время ограничивалась лишь участием под контролем «старшего брата» в работе ООН и ее специализированных учреждений, претендовала бы на самостоятельный выход на двусторонние отношения с другими государствами — идея, которая для Москвы была абсолютно крамольной и антисоветской. Но в 1990 году такой отдел был создан и Антон Денисович возглавил его.
Тем временем, процесс дезинтеграции СССР стал необратимым и вековые мечты многих поколений украинцев сбылись — Украина провозгласила свою независимость. Этот период стал, пожалуй, самым плодотворным и важным в профессиональной деятельности Антона Денисович. Он активно работает над перестройкой самого МИД, выступает эффективным экспертом по международным отношениям в Верховной Раде Украины, где принимает участие в разработке первых базовых законодательных актов относительно суверенитета и независимости Украины, трансформации ее из части территории Советского Союза в самостоятельное государство, работает де-факто советником председателя Верховной Рады, высшего на то время должностного лица страны, Леонида Кравчука. А после всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года и избрания Леонида Макаровича Президентом Украины, Антон Бутейко переходит в аппарат Президента на должность советника главы государства — руководителя службы по международным вопросам. Потом его ждут другие высокие должности — первого заместителя министра иностранных дел, народного депутата, посла в США, посла в Румынии, опять первого заместителя министра иностранных дел. И на всех этих должностях Антон Денисович, как пафосно это ни звучит, устанавливал наивысший стандарт служения народу, государственным интересам. Говорю это, поскольку мне выпала честь много с им работать и многому у него учиться, у старшего коллеги и друга, его мудрости, профессионализму, патриотичности и порядочности.
Впервые мы встретились, когда я пришел на работу в МИД в 1981 году, но настоящее знакомство состоялось осенью 1984 года в Нью-Йорке, где я принимал участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, а Антон Денисович в этот период работал в Секретариате ООН. У нас сразу сложились дружеские отношения, очевидно, еще и потому, что оба мы из волынского края, одинаково смотрели на мир и я тоже по специальности юрист-международник.
После его возвращения из командировки из США мы несколько лет вместе работали в Отделе международных организаций, договорно-правовом отделе. Позже вместе вели переговоры относительно украинско-румынского сухопутной границы и делимитации морских акваторий в Черном море, а также поочередно представляли Украину в Международном суде ООН в ходе рассмотрения спора по упомянутой выше делимитации.
В том, что удалось цивилизованно урегулировать сложные вопросы с Румынией, большая личная заслуга Антона Денисович. Представим, что этого бы не произошло — в таком случае сегодня кроме российской агрессии мы имели бы еще и проблемные отношения с нашим южным соседом. Зато сейчас — это отношения двух хороших партнеров, которых объединяет общее виденье будущего Европы и своей судьбы в ней.
Антон Денисович в жизни был довольно скромным человеком и не пытался чем-то выделяться. Он всегда внешне был спокойным и уравновешенным, какие бы бури ни происходили у него на душе, довольно чутким к своим коллегам, никогда не заискивал перед начальством и так же не позволял себе пренебрежительный тон и менторство к своим подчиненным.
Однако когда речь заходила о каких-то важных государственных вещах, когда нужно было отстоять определенную принципиальную позицию, государственный интерес — вот здесь он демонстрировал свой стальной характер и непоколебимость в достижении цели.
Антон Денисович был истинным пламенным патриотом Украины. Думаю, немногие могли сравниться с ним в преданности государственным делам, в служении построению свободной, независимой, демократической, процветающей европейской Украины. Он искренне радовался успехам Украины и тяжело переживал неудачные шаги ее руководства. Из-за одного из таких шагов — подписания Соглашения о едином экономическом пространстве с Россией, Казахстаном и Беларусью и фактическим отказом от европейской интеграции, Антон Бутейко подал в отставку с должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Румынии и дипломатической службы вообще. Это был не просто мужественный поступок — это была всеукраинская, и не только, сенсация. Как-то Антон Денисович с юмором рассказывал мне, что он получил в то время столько телеграмм и писем из Украины и всего мира в поддержку своего демарша, сколько никогда не получало советское политбюро в одобрение своего партийного курса.
Антон Денисович прожил свою жизнь с Украиной в сердце. Он служил ей верой и правдой, не жалея себя и своего здоровья. И лучшей памятью о нем будет построение той Украины, о котором он мечтал и за которую боролся.