Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свобода и арабы

21 февраля, 2011 - 20:14

Существует ли лучшее, чем падение Мубарака, доказательство того, что история не выписана наперед и что она внезапно может пойти в непредсказуемых направлениях, не укладывающихся ни в какие теории? Либеральный и демократический Запад должен был высоко это оценить

Народное движение, всколыхнувшее такие страны, как Тунис, Египет, Йемен, повторные толчки которого достигли Алжира, Марокко и Иордании, категорически опровергает мнение тех, кто, как Томас Карлайл — шотландский писатель, историк и философ, которого считают одним из основателей нацистской идеологии, — думает, что «мировая история является биографией великих людей». Ни один вождь, политическая группа или партия не могут приписать себе это сейсмическое социальное восстание, которое уже обезглавило тунисскую сатрапию Бен Али и египетскую Хосни Мубарака и вот-вот разрушит йеменскую сатрапию Али Абдала Салеха и от которого бросает в дрожь правительства тех стран, до которых докатилась его более слабая конвульсивная волна, например, Сирии, Иордании, Алжира, Марокко и Саудовской Аравии.

Очевидно, никто не мог предусмотреть того, что произошло в арабских авторитарных обществах, и весь мир, а особенно аналитики, пресса, министерства иностранных дел и западные политические «мозговые центры» были точно так же удивлены арабским общественно-политическим взрывом, как их в свое время застало врасплох падение Берлинской стены, развал Советского Союза и его сателлитов. Это сравнение не является произвольным: оба события имеют похожий исторический вес для соответствующих регионов и влекут за собой политические последствия для всего мира. Что может быть лучшим доказательством того, что история не выписана заранее и что она внезапно может пойти в непредсказуемых направлениях, не укладывающихся ни в какие теории, пытающиеся удерживать ее в логических руслах?

Такое положение вещей, существовавшее в бесчисленном количестве стран на протяжении истории, никогда бы не привело к восстанию, если бы не решающий фактор новейших времен — глобализация. Информационная революция, как ни крути, продырявила жесткие системы цензуры, которые построили арабские сатрапии, чтобы удерживать эксплуатируемые и ограбленные ими народы в традиционном невежестве и мракобесии. Однако сейчас правительству очень трудно, практически невозможно удерживать все общество в медийном неведении, чтобы манипулировать им и обманывать его, как когда-то. Мобильная связь, интернет, блоги, Фейсбук, Твиттер, международные телевизионные сети и другие средства аудиовизуальной технологии донесли во все уголки мира действительность нашего времени и подтолкнули к сравнениям, которые, конечно, показали арабским массам анахронизм и варварство режимов, под властью которых они жили, а также расстояние, отделяющее их от современных стран. И эти самые инструменты новой технологии позволили манифестантам координировать свои акции и в известной степени организовать то, что сначала могло показаться хаотическим взрывом анархического недовольства. Это было не так. Одной из удивительнейших особенностей арабского сопротивления стали усилия манифестантов остановить вандализм и оттеснить — как это случилось в Египте — головорезов, подосланных режимом для того, чтобы они чинили бесчинства с целью дискредитации восстания и запугивания прессы.

Неторопливость (чтобы не сказать — трусость), с которой западные страны — особенно европейские — реагировали, сначала сомневаясь относительно того, что произошло, а затем произнеся пустые прекраснодушные заявления в интересах разрешения конфликта за столом переговоров вместо того, чтобы поддержать бунтарей, по-видимому, вызвала ужасное разочарование в сердцах миллионов манифестантов, которые вышли на улицы арабских стран с требованиями «свободы» и «демократии» и обнаружили, что свободные страны смотрят на них со страхом, а иногда — с паникой. Между прочим, стоит отметить, что политические партии Мубарака и Бен Али были активными членами Социнтерна! Вот тебе и способ поддерживать общественную демократию и человеческие права на Ближнем Востоке!

Марио Варгас ЛЬОСА — перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы, член Испанской королевской академии, Нобелевский лауреат. El Pais, 17 февраля, 2011, перевод Западной аналитической группы.

Марио Варгас ЛЬОСА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ