Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тоталитаризм с «человеческим лицом»?

25 февраля, 2008 - 20:13

Уход со своих государственных постов кубинского лидера Фиделя Кастро совпал по времени с возникшей в газете «День» спонтанной дискуссией о будущем одного из последних осколков мировой коммунистической системы. Однако спор о сегодняшнем дне и перспективах государства ветеранов партизанской войны на Кубе, которая закончилась в 1959 г. вступлением в Гавану войск повстанцев и установлением на острове режима, подобного режимам СССР, Восточной Европы, Китая и Северной Кореи, вывел участников дискуссии на гораздо более фундаментальные проблемы. В частности, возможен ли тоталитаризм с «человеческим лицом»? Возможна ли демократия в условиях однопартийности и диктатуры одного политического лидера? Возможно ли защищать интересы народа, игнорируя законы экономики и затыкая рот тому же самому народу?

К сожалению, у нас в Украине полемика очень часто превращается в выяснение отношений и борьбу личных амбиций, когда о предмете спора незаметно забывают в желании посильнее «врезать» оппоненту. А истина остается где-то за кадром. Поскольку любые моральные призывы обладают ценностью лишь тогда, когда призывающий сам их реализует, то я начну с себя и, преисполнившись христианского смирения, постараюсь ничем не «зацепить» своих оппонентов на личностном уровне. Только лишь позволю себе предварительно их кое о чем проинформировать. Учитывая, что с их стороны звучали сомнения относительно моей лингвистической состоятельности, сообщаю, что кубинскую газету «Granma» (и, разумеется, не в переводе) я почитывал еще со времен самого орденоносного из советских генсеков, да и с фундаментальным сочинением аргентинца Эрнесто Геваро Линч де ла Серна (он же Че) «La Guerra Guerilla» («Партизанская война») я тоже знакомился в оригинале.

Что же касается аргумента о праве высказываться о событиях лишь в той стране, землю которой ты топтал собственными ногами, то тогда надобно закрыть все исторические кафедры, где историки пишут о временах, когда не только их лично, но даже и их далеких предков не было на свете. Эффект присутствия далеко не всегда гарантирует понимание. Много ли поняли в сталинской системе Анри Барбюс и Леон Фейхтвангер, лично побывав в СССР и даже пообщавшись с самим «отцом и учителем»?

А Бернард Шоу, посетив СССР в период нашего Голодомора, заявил, что никакого голода в Украине нет, потому что его, Бернарда, кормили так, как никогда в жизни.

Что же касается советов поговорить с простыми кубинцами, то это очень напоминает известную реплику персонажа Ильфа и Петрова: «А вы поезжайте в Киев и спросите, кто такой Паниковский!». Можно поговорить. И в Гаване, и в Пхеньяне. Как и у нас при Брежневе, любой янки мог подойти к простому советскому человеку и спросить, как тот оценивает жизнь в СССР. И что бы янки услышал? «У нас все есть, мы ни в чем не нуждаемся. Конечно, имеются определенные недостатки, но партия работает над исправлением». Чего уж там говорить, если даже в горбачевские времена в студии телемоста с Америкой некая дамочка испуганно заявила: «У нас в СССР секса нет»...

И прошло не так мало времени, пока бывшие советские граждане перестали шарахаться от иностранцев и приучились более или менее свободно и безбоязненно выражать свое мнение.

К сожалению, очень сложно спорить по существу там, где преимущественно оперируют эмоциями и апелляциями к морали. Мораль моралью, но как быть с экономикой и политикой?

Да, кубинцы ныне платят не только по своим, но и по нашим счетам. Кубинцы «вляпались» так же, как и мы, оказавшиеся после 1917 г. жертвами воплощения утопии. Но жизнь безжалостно демонстрирует, что экономику обмануть нельзя, историю обмануть нельзя.

Вот читаю в данный момент статью из российского интернета, написанную 15.05.2007 г. Статья называется «О чести, достоинстве и чувстве благодарности». Автор бодро рапортует, что «за 2006 год кубинский ВВП вырос на 12%». Но под рукой у меня есть другая статья, из испаноязычного интернета, подписанная Рафаэлем Альфонсо «El peor ano de la crisis de Cuba», где ситуация предстает совсем не такой благостной. Хотя я и не сомневаюсь в лингвистической одаренности моих оппонентов, на всякий случай переведу: «Самый плохой год кубинского кризиса». Оказывается «всем довольные кубинцы» уже начинают публично протестовать, а номенклатура, хотя и понимает необходимость перемен, — ничего не делает. Сафра — уборка сахарного тростника — провалена, собрать удастся минимум. Как заявил Фидель Кастро, студенты не смогут помочь, поскольку нет транспорта, чтобы их отвезти в сельскую местность, да и кормить их нечем. Сообщение между многими городами и селениями острова прервано вследствие транспортного коллапса. Нет мяса и молока, и Рауль Кастро говорит о необходимости импортировать молоко, чтобы обеспечить им хотя бы детей до семи лет. Другой официальный деятель заявил о том, что в 2007 году не Кубе было сделано миллион операций иностранцам за доллары в специальных медицинских клиниках, но самих кубинцев будут обслуживать бесплатно (вопрос только в том, как). Утверждается, что молодые коммунисты требуют всеобъемлющих реформ, в Сантьяго-де-Куба студенты организовывают демонстрации протеста, а некоторые студенческие функционеры публично говорят о необходимости университетской автономии (скандал для коммунистической страны, не правда ли?).

Судя по всему, в стране идет брожение, а власть постепенно теряет былой тотальный контроль над массами. Верхушка номенклатуры вынуждена признать проблему голода на Кубе. Кстати, сам Рауль Кастро был вынужден сказать: «Aqui el problema no es el imperialismo, el problena es el hambre». («Эта проблема — не империализм, эта проблема — голод»).

Куба еще раз подтвердила, что коммунистическая диктатура, как бы ни воспевали ее люди определенного склада мышления, в конечном итоге всегда заводит в экономический тупик. За почти 50 лет, из которых 30 приходятся на колоссальную всестороннюю помощь СССР, так и не удалось создать экономику, которая бы элементарно кормила кубинцев досыта. Жить впроголодь пришлось бы и нам в СССР в хрущевско-брежневские годы, если бы не нефтедоллары.

И даже в относительно благополучные времена, когда советская помощь рекой текла на Остров Свободы, призрак голода постоянно маячил перед кубинцами. Помню, как моя коллега по кафедре этики и эстетики Киевского университета профессор Александра Ивановна Фортова (царство ей небесное), вернувшись после нескольких лет преподавания на Кубе, в узком кафедральном кругу рассказывала, как во время кормежки советских товарищей в столовой иногда к ней и другим подходили кубинцы из обслуживающего персонала и деликатно, стараясь сохранить достоинство, просили: «Если вы не будете есть все, то, пожалуйста, оставьте еду на краешке тарелки». Да, достоинство хронически голодного человека — это особая категория. И Куба здесь не исключение. Время от времени мировая пресса сообщает о тяжелейшем голоде в Северной Корее. Голод был обычным явлением в КНР, пока китайский народ под руководством Компартии не приступил к строительству капитализма (там это называют «социализмом с китайской спецификой»). И сегодня китайцы начинают отъедаться, впервые за многие годы.

Еще когда я знакомился с историческими материалами о войне 1918—1921 гг. на территории бывшего СССР, то обратил внимание на один примечательный факт: в источниках применительно к территориям, контролируемым коммунистами, постоянно звучала тема голода. Но почему-то это не касалось территорий, контролируемых Белой армией. Почему-то у Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича, Дутова голода не было. Белый террор, расстрелы и виселицы — были, а голода не было. По крайней мере такого, чтобы люди массово умирали, как у красных.

Ну, а что касается Петлюры, Петрушевича, Скоропадского и Махно, то тут Ильич с нескрываемой неприязнью и раздражением писал: «Сытая Украина»... Впрочем, с украинской сытостью большевики очень быстро разобрались, и вскоре от нее остались одни воспоминания, аж до начала эпохи советских нефтедолларов.

Та идеология, которую защищают мои оппоненты, получив для реализации своих прожектов все ХХ столетие, нигде, ни в одной стране мира (а ведь по этому пути пошло несколько десятков стран, кто больше, а кто меньше) не смогла реализовать тезис Ильича о том, что социализм, чтобы быть экономически обоснованным, должен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм.

Не обеспечил. Нигде и никогда. Конечно, можно сконцентрировать средства на каком-то одном направлении и достичь очевидных успехов, как это произошло на Кубе в сфере медицины. Но ведь и здоровым людям каждый день кушать хочется. Но вот рядом с Кубой есть острова-государства, где продолжительность жизни такая же, как на «острове свободы» или даже больше. Интересно, как им это удалось без коммунистов?

Нигде в мире в ХХ столетии не получалось создать коммунистическое общество, которое бы отличалось демократизмом, терпимостью к инакомыслию и широкими правами и свободами людей, не говоря уже о высоком уровне жизни.

Странно, что мои оппоненты пытаются представить Кубу некоторым исключением из этого правила.

Критическое отношение к режиму вовсе не является проявлением неуважения к народу. Лично мне кубинцы очень симпатичны. Но с годами я начинал узнавать не только светлые, но и иные стороны кубинских событий 50—60-х годов прошлого столетия. Например, большим потрясением для меня было, когда я узнал, что мой кумир команданте Че в 1959 г. в гаванской крепости Ла-Кабанья лично руководил расстрелами пленных солдат и офицеров диктатора Батисты, дав этому вполне коммунистическое объяснение: мол, народ их так ненавидит, что разорвет в клочья, так лучше мы их «культурно» расстреляем... До сих пор мне интересно, что произошло с героем партизанской войны команданте Камило Сьенфуэгосом, самолет которого бесследно исчез после того, как у Камило произошла крупная ссора с Фиделем. Чего реально добивались повстанцы-антифиделисты под командованием Умберто Матоса? И, в конце концов, почему Че Гевара порвал с Фиделем, а тот по сути дела бросил его на произвол судьбы в горах Боливии? Какова подлинная судьба кубинских генералов, воевавших в Африке, и кубинских диссидентов? Думаю, что когда-нибудь мы узнаем настоящую историю кубинской революции, как теперь узнаем подлинную историю «великого Октября». Ну а кубинский народ, потративший так много сил на строительство общества-фантома, действительно неоднократно проявлявший самые благородные человеческие качества, безусловно, заслуживает лучшей жизни и лучшей судьбы.

Р.S. Как раз в момент написания этой статьи русская редакция «Радио «Свобода» сообщила, что кубинские власти выпустили из тюрьмы политзаключенного, профсоюзного лидера-диссидента. Осталось таких там, по самым скромным подсчетам правозащитных организаций, — 75 душ. И сроки им дают вполне сталинские — 25 лет, «четвертак»...

Тоталитарный режим способен изуродовать даже самые симпатичные человеческие лица, как он изуродовал лица молодых красавцев-бородачей, вождей восстания, вступивших в январе 1959 г. в кубинскую столицу. Превратив их в хорошо знакомую нам номенклатуру...

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ