Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три Александра

Есть ли шансы у гражданина нелукашенко?
20 февраля, 2006 - 19:33

Президентские выборы пройдут в Беларуси 19 марта. На пост главы государства баллотируются действующий президент Александр Лукашенко, лидер Либерально- демократической партии, депутат парламента Сергей Гайдукевич, единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич и руководитель Белорусской социал-демократической партии «Грамада», бывший ректор Белгосуниверситета Александр Козулин.

Шансов выиграть выборы у гражданина нелукашенко фактически нет. И все претенденты об этом знают, учитывая как высокий рейтинг Лукашенко (более 50 процентов, согласно большинству опросов, включая независимые), так и административный ресурс, позволяющий накинуть еще процентов 30—40 к «социологическим» цифрам. Предполагаемый конечный результат нетрудно предсказать уже сейчас. Однако оппоненты действующей власти знают и то, что Лукашенко не столько желает, сколько обязан получить столь заоблачный результат и является его заложником. Получить процента эдак пятьдесят три с половиной в первом туре — небывалый триумф в любой другой стране — для белорусского режима стало бы равносильно отречению от престола. А поэтому оппоненты Лукашенко логично связывают надежды с нарастающим давлением на страну извне вкупе с дальнейшей политической поляризацией общества — следствием проводимой властями политики самоизоляции и проявлений явного маразма. Последней «фишкой» стала озвученная президентом идея увеличить в рекордные сроки популяцию белорусов до 30 миллионов особей с десяти нынешних.

На днях с очередным резким заявлением в адрес Минска выступили Соединенные Штаты и Европейский Союз. Очевидно, что они не признают итоги президентских выборов в Беларуси 19 марта, на которых прогнозируется победа Александра Лукашенко. Это явствует из совместного заявления США и ЕС, опубликованного в понедельник на сайте Госдепартамента США.

Также ясно, что после поражения оппозиции, 19 марта 2006 года не будет римейком 2001 г., когда тогдашний «отец белорусской демократии» Владимир Гончарик, потерпев фиаско, автоматически ушел из политики. Лукашенко, Козулин и Милинкевич останутся в игре, формируя новую конфигурацию белорусской политической сцены. Гайдукевич, играющий роль технической погрешности кандидата власти, скорей всего и дальше останется гуттаперчевым статистом.

В этом плане интересно проследить, как политики позиционируют себя и выстраивают отношения с конкурентами.

Александр Лукашенко подает себя как демиург, изначально обреченный на успех, которому за великими свершениями недосуг возиться с карликами. Гарант олимпийских побед то и дело заявляет, что отказывается от ведения предвыборной кампании, поскольку все, что окружает, является лучшим пиаром в его пользу. Этому не может поверить лишь глухой и слепец. Глухой — потому, что он не слышит транслируемых по ТВ концертов в рамках акции «За Беларусь!», на которых звезды отечественной и российской попсы перед тем как отбыть номер подбивают публику «заценить» как все в стране здорово. Слепец —потому что не видит натыканные там и тут красно-зеленые бигборды с тем же логотипом — «За Беларусь!». Изображенные на рекламных щитах представители различных областей деятельности являют Беларусь в различных ипостасях — талантливую, самобытную, мирную — результат деятельности родной власти.

Одновременно власти пытаются изобличить конкурентов. Но делают это по-своему, дозировано, словно опасаясь невольно разрекламировать оппозицию, которая, по правилам жанра, всегда «анонимная», «так называемая» и «виртуальная». Неделю назад провластные журналисты впервые «заметили слона» — Милинкевича, который к этому времени уже успел дать интервью чуть ли не всем ведущим медиа запада и ближнего зарубежья. Судя по первым публикациям в пропрезидентских СМИ, «единого кандидата» намерены выставить как продолжателя ультранационалистической тенденции в оппозиции. Что касается Козулина, то официозные пиарщики пока хранят молчание, то ли не зная, с какой стороны подойти к этому «колобку», то ли получив соответствующие указания сверху.

Александр Козулин, хотя и выставляющий себя как «левый», на первое место выдвигает несоответствие личности Лукашенко требованию эпохи. Он отдает ему должное как человеку, фактически заложившему основы белорусской государственности, но при этом считает, что время того вышло. Такой аргумент явно направлен на столичную публику и, прежде всего, ту ее часть, которая успела получить некоторые дивиденды от правления Александра Григорьевича и в принципе довольна жизнью, но хотела бы большего. Особую роль занимает поддержка развития белорусского языка и культуры — условие, чтобы заручиться поддержкой части интеллигенции. Что касается его отношения к Милинкевичу, то до недавнего времени Козулин утверждал о нежелании конкурировать с «единым кандидатом», однако и не признавал статуса «единого». Отсюда отношение к Козулину в рядах Милинкевича: многие считают его креатурой если не КГБ, то Москвы, задача которой — оттянуть голоса у «единого демократа».

Александр Милинкевич критикует Лукашенко как представителя особой политической авторитарной модели. Антилукашизм сформировался в автономную политическую идеологию, объединившую политиков всего политического спектра: от профбосса Бухвостова, порозовевшего коммуниста Калякина до либералов из Объединенной гражданской партии. Программа Милинкевича одновременно включает такие априорно противоречивые положения как, с одной стороны, высокий уровень социальной защиты и, с другой, обещания резко снизить налоги, перестать кредитовать убыточные предприятия, начать представлять льготы частному бизнесу и фактически коммерциализовать медицинское и пенсионное обеспечение. Несмотря на наличие программы, в лагере «единого» нет единого видения будущего, но действует четкое разделение труда внутри кампании. Как известно, автором экономической составляющей программы фактически единолично является Ярослав Романчук — член руководства ОГП, гуру белорусских ультралибералов и единомышленник Гайдара, Борового & Co, искренне ненавидящий все, что ассоциируется с левыми. В отличие от дорогого автору проекта «рыночных реформ», социальные пункты программы многочисленны, но чисто декларативны и потому могут пониматься и понимаются по-своему кем угодно, включая самого Лукашенко.

Самое удивительное, что риторика единого кандидата от оппозиции по многим пунктам совпадает с лукашенковской. И это не случайно. Если проследить высказывания Лукашенко последнего времени, складывается впечатление, что власти хорошо подготовились к шквалу стандартной и предсказуемой оппозиционной (как правило, либеральной) критики и решили играть на опережение. На днях президент-кандидат выступил с жесткой критикой …самого себя. Правда, в роли «собственного» тела для самобичевания как всегда выступили министры и прочие высшие чиновники. Лукашенко буквально вторил словам Милинкевича и Романчука, обещая отказаться от «ручного управления» экономикой, перейти на «инновационный путь развития» и «помочь малому бизнесу». Вторя Козулину, Лукашенко сказал, что старая система управления была хороша, но уже изжила себя и потому следует принять новую программу развития страны лет так на пять. Чего нам и следует ожидать в ближайший месяц на т.н. Всебелорусском народном собрании. Идя на поводу у либералов, оппозиция, похоже, вновь становится в наиболее удобную для властей позицию.

Хоть и не имея для этого достаточных ресурсов, Милинкевич также пытается играть на темах оппонента. Расхожий патриотический лозунг «За Беларусь!», изначально родившийся в рядах оппозиционных демонстрантов и впоследствии перехваченный властями, сегодня фигурирует как главный у обеих сторон. Именно такой боевой клич фигурирует в предвыборной платформе Милинкевича и именно под таким брендом будет проходить широко разрекламированный в государственных СМИ концерт. Коль скоро оба основных кандидата пустились в танец взаимной мимикрии, остается только гадать, как отреагирует власть на начало сезона уличных демонстраций, которыми Милинкевич планирует спровоцировать власть и тем самым прорвать информационную блокаду. Организация пропрезидентских шествий в Беларуси пока не имела прецедента.

Олег НОВИКОВ, Минск. Автор — обозреватель газеты «Наша нiва», www.eurasianhome.org
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ