Перефразируя известный тезис Карла фон Клаузевица «война — это продолжение политики иными средствами», можно сказать, что международный терроризм также является своеобразным продолжением международной политики. Международный терроризм — это негосударственное, то есть открыто не санкционированное государством как субъектом международного права трансграничное насилие в отношении гражданского населения и инфраструктуры, преследующее в первую очередь международно-политические цели. В одном из своих аспектов международный терроризм характеризуется фальсифицированной международно-правовой асубъектностью. Насильственные методы решения международных вопросов выводятся за пределы международного правового регулирования, контроля и санкций.
В настоящий момент главный, если не единственный инструмент международной террористической деятельности — это «Аль- Каида», представляющая собой глобальную сеть не жестко, преимущественно идеологически связанных группировок, внедряемых и действующих на национальном локальном уровне с активной внутрисетевой координацией и межэтнической циркуляцией.
Эта организация существует на локальном уровне, являясь при этом глобальной. И наносит свои удары, используя тех людей и те подразделения, которые не являются органичными, национальными для данной территории. Если мы возьмем теракты в Лондоне, то их совершают пакистанцы по происхождению, но британцы по гражданству. При этом выдвигаются требования, касающиеся не столько внутренней ситуации в Британии, сколько Ирака и Афганистана.
В настоящее время «Аль-Каида» представляет собой аморфное образование, своего рода «туманность», в которой есть более или менее «густые скопления» — региональные филиалы: «Аль-Каида в Месопотамии», «Аль-Каида в Европе», «Аль-Каида в земле Египетской», «Аль-Каида в Берберии» и другие. Плюс к этому существует огромное количество организаций и группировок, буквально тяготеющих к «Аль-Каиде» и сливающихся с ней.
В последнее время «Аль-Каида» формируется по принципу интенциональности. Это означает, что какая-то группа может стать частью или клоном «Аль-Каиды» при условии, если она этого хочет. Если первоначально террористическая сеть росла и увеличивалась за счет деления, почкования, то сейчас — за счет прибавления. Зародыши «Аль-Каиды» появляются независимо от основной части в качестве своего рода клонов, которым еще предстоит стать или не стать «Аль-Каидой».
В этом отношении показательна история организации «Аль-Каида в Месопотамии», действующей на территории Ирака. Первоначально это была группировка «Единобожие и джихад», действовавшая, к слову сказать, в Иордании, а не Ираке, а также в Германии. В дальнейшем «Единобожие и джихад» была буквально принята в «Аль-Каиду». Она сделала заявку, и ее приняли. Осама бен Ладен сделал руководителя этой организации эмиром (военным командиром), и она стала называться «Аль-Каида в Месопотамии».
Этот принцип действует и сейчас. Буквально на днях было опубликовано заявление новой группировки, которая называет себя организатором недавнего теракта в Египте. И совсем недавно появилась палестинская «Аль-Каида». При этом «Аль-Каида» позиционирует себя как религиозную исламскую организацию. Она действительно придерживается последовательного ваххабизма, адаптированного к современным условиям. Но международная террористическая активность «Аль-Каиды» привела к расколу в исламе. В массовом сознании и прессе это разделение формулируется как соотношение традиционного ислама и радикального ислама, джихадизма, сектантского ислама, исламского фундаментализма и так далее.
Этот раскол выражается в том, что значительная, в некоторых случаях очень большая часть мусульман, доверяет Осаме бен Ладену как религиозному лидеру. Так, по данным одного американского исследовательского центра, уровень доверия к Осаме бен Ладену составляет в Иордании 60% опрошенных (в 2003 году было 55%), в Пакистане — 51% (в 2003 — 45%). В других странах происходит падение. В Индонезии в 2003 году уровень доверия составлял 58%, в 2005 — 35%. В Марокко он упал с 46% до 29%, в Турции — с 15% до 7% и в Ливане с 14% до 2%.
Но Осама бен Ладен — это только олицетворение процессов и тенденций. Специфика отрядов международного терроризма — это наличие в них улема, то есть знатока исламского права, или специального шариатского комитета. Сложилась целая группа улемов в разных странах, которые дают интерпретацию ислама в духе «Аль-Каиды». Отсюда можно понять, почему, например, в Египте мусульмане убивают мусульман. Улемы обвиняют некоторых единоверцев в вероотступничестве, говоря, что они должны погибнуть и против них должен вестись джихад.
Для преодоления международного терроризма надо пресечь мобилизацию его «пехоты», то есть вовлечение все большего количества людей в разных концах света. Сами мусульмане не должны попустительствовать тем, кто, обращаясь к исламу, оправдывает и планирует теракты. Более того, необходимо шариатское вероучительное опровержение идеологии изоляционизма, шахидизма, халифатизма и так далее.