Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украина должна доказать свою «профпригодность»

15 мая, 2006 - 19:23
ПЕРИОД «ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЯ» ООН / ФОТО РЕЙТЕР

Недавно Украина была избрана в новый орган ООН — Совет по правам человека. Как это происходило и что это означает для нашего государства, «День» спросил у Постоянного представителя Украины при ООН, Чрезвычайного и Полномочного Посла Валерия КУЧИНСКОГО.

— Что представляет собой Совет ООН по правам человека?

— Совет ООН по правам человека — это новообразованный орган ООН, основанный для исполнения решения Всемирного саммита 2005для укрепления защиты и обеспечения прав человека и основных свобод в мире. Совет заменит Комиссию ООН по правам человека, которая существовала с 1946 года и была ликвидирована в апреле этого года.

ООН всегда, с самого начала строила свою деятельность на трех «столбах» — международная безопасность, социально-экономическое развитие и обеспечение прав человека. Но особенно сейчас наиболее выразительно очертилась их взаимосвязанность. По словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана, не может быть безопасности без обеспечения развития, не может быть развития без обеспечения безопасности и не может быть ни того, ни другого без обеспечения прав человека. Жесткая и, к сожалению, часто справедливая критика, которая в последние годы звучала в адрес Комиссии по правам человека, помогла осознать необходимость существенного укрепления работы ООН в правозащитной области, что и должен обеспечить новый Совет.

В его составе будет меньше государств — 47, а не 53, как в Комиссии. Подчиняться Совет будет Генеральной ассамблее ООН, которая значительно повышает его статус по сравнению с Комиссией, которая была органом Экономического и Социального Совета ООН. Кстати, изначально планировалось сделать Совет по правам человека главным уставным органом ООН, но из-за ряда политических моментов остановились на нынешнем статусе, который, впрочем, можно будет пересмотреть через пять лет. Главное, что Совет по правам человека отныне будет работать практически на постоянной основе, а не полтора месяца в год, как Комиссия, благодаря чему будет иметь возможность оперативно реагировать на нарушение прав человека в мире.

— Есть ли реальные основания считать, что деятельность новообразованного Совета будет действительно эффективной, в отличие от Комиссии, которую так критиковали?

— Новацией Совета станет механизм «универсального периодического обзора». На практике это будет означать, что Совет периодически будет оценивать состояние соблюдения странами мира прав человека и в случае потребности будет вносить рекомендации по улучшению ситуации. Самое ценное, на мой взгляд, то, что исключений из такого обзора не будет: пройти эту процедуру будут обязаны и страны, к которым существуют обоснованные претензии, и «патриархи демократии», и собственно члены Совета.

При этом хочу заметить, что Совет не будет начинать свою деятельность с «чистого листа». Комиссия ООН по правам человека, поверьте, заслуживала не только критики, особенно пока не превратилась в некий дискуссионный клуб. Многие ее наработки, среди которых институт специальных докладчиков, уполномоченных на независимое расследование фактов нарушения прав человека, доказали свою эффективность и будут сохранены в новом органе. Невозможно перечеркнуть вклад Комиссии в развитие международного и, в частности, международного гуманитарного права — ведь именно под эгидой этого органа была разработана Универсальная декларация прав человека и ряд ключевых международных правозащитных инструментов. Все это перейдет в «наследство» Совету ООН по правам человека, будет развиваться и будет укрепляться.

— Насколько мне известно, избрание Украины в Совет ООН по правам человека было определено как одна из приоритетных задач отечественной дипломатической службы. Чем объясняется такой интерес нашего государства к этим выборам? Рассчитывает ли Украина на какие-то дивиденды от своего членства в Совете?

— Действительно, выборам в Совет ООН по правам человека предшествовала жесткая предвыборная борьба, обусловленная очень коротким сроком выборов со времени ее учреждения, а также невиданным уровнем конкуренции — главным образом среди восточноевропейский стран. Из-за наличия целых 13 кандидатов на шесть мест в составе Совета для Восточной Европы, выборы пришлось проводить в три раунда голосования. Украина набрала наибольшее количество голосов среди кандидатов во втором раунде — 109 (в первом мы имели всего 91 голос).

Избрание нашей страны в Совет ООН по правам человека стало вопросом чести и принципа. Участие Украины в работе первого состава Совета рассматривалась руководством государства как логическое продолжение достижений на пути демократического развития после победы оранжевой революции. Миссия первых членов Совета наиболее важная и ответственная, ведь именно им надлежит принять основополагающие решения для функционирования новой, более эффективной глобальной системы защиты и соблюдения прав человека. Мы знаем, что можем и должны, вместе с другими членами Совета, сделать этот орган действенным и эффективным.

Тем более, что Украина имеет значительный опыт в правозащитной деятельности ООН, она неоднократно избиралась членом Комиссии ООН по правам человека — в 1947— 1971, 1983—1985, 1989—1991, 1996— 1998 и 2003—2005 годах. Известна наша активность в правозащитных вопросах в Совете Европы и ОБСЕ. Соответственно, можно говорить, что избрание нашей страны в Совет ООН по правам человека было и своего рода долгом.

Что касается «дивидендов» от участия в Совете ООН по правам человека, то, по моему мнению, следует скорее всего говорить о том, что получит сам Совет (а с ним и международное сообщество) от нашего участия в работе этого органа. Как я уже говорил, наш опыт и достижения в сфере прав человека — как на национальном, так и на международном уровне — дают основания надеяться на эффективный вклад Украины в деятельность Совета ООН по правам человека.

С другой стороны, особенностью нынешних выборов стало объявление странами-кандидатами своих обязательств по содействию защите прав человека дома и на международной арене. Выполнением, кроме прочего, этих обязательств Украина должна доказать свою «профпригодность» и результативность членства в Совете ООН по правам человека.

— Как Украина относится к избранию в состав Совета ряда стран с, как говорят, сомнительной репутацией? Может ли членство упомянутых стран негативно отразиться на деятельности новообразованного органа?

— Давайте исходить из того, что Совет — не элитный клуб судей, а орган ООН, которому нужно действовать в реальном, а не идеальном мире. По моему мнению, нынешний членский состав Совета как раз и отражает настоящую картину с проблематикой прав человека в мире. Мы будем работать бок о бок с Алжиром и Великобританией, Китаем и Францией, Россией и Габоном, Польшей и Мексикой, Японией и Замбией. 47 членов Совета будут делать каждый свой вклад в то, чтобы при реальных условиях реальными методами улучшить ситуацию с правами человека.

К тому же, как уже говорилось, каждая страна — член Совета берет на себя обязательства «держать планку» в области прав и основных свобод человека. И если любая из них при универсальном периодическом обзоре обнаружит систематические нарушения прав человека, то может быть лишена членства в Совете Генеральной ассамблеей ООН. Такого механизма «увольнения» в Комиссии ООН по правам человека не было.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ