Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина и ЕС: сильнее вместе

Дэвид ЛИДИНГТОН: «Европейский Союз должен держать свои двери открытыми для новых членов. С падением Советского Союза Великобритания отстаивала идею вступления в ЕС тех стран, которые потеряли много лет из-за коммунизма»
17 сентября, 2013 - 11:25
ДЭВИД ЛИДИНГТОН

Летом этого года Хорватия стала 28 страной-членом Европейского Союза. Другие страны, которые когда-то были частью Югославии, настойчиво работают, чтобы пойти по стопам Хорватии. Украина вместе с большинством стран Восточного партнерства надеется на то, что Вильнюсский саммит в ноябре откроет новую фазу во взаимоотношениях с ЕС. Между тем еврозона вернулась к росту. Следовательно, после шестидесяти лет существования ЕС продолжает быть мощным инструментом изменений, предлагая безопасность и зажиточность пятистам миллионам граждан своих стран-членов, а также тем, кто желает вступить в наш «клуб».

Было бы ошибкой утверждать, что у Европейского Союза нет своих проблем. Именно поэтому правительство Великобритании настойчиво работает над тем, чтобы сделать ЕС более конкурентоспособным и демократически подотчетным — не только ради Британии, но и в интересах всех стран-членов. ЕС — это четверть мировой экономики, а его совокупный ВВП превышает 17 трлн. дол. США (для сравнения — совокупное ВВП стран Таможенного союза составляет 2,1 трлн. дол. США). Немало европейских компаний являются мировыми лидерами благодаря своим последним технологиям — взгляните на Rolls Royce и BAE Systems в аэрокосмической отрасли. Также посмотрите на успех европейских марок, в частности на растущее количество британских автомобилей, таких как Minis и Range Rovers на дорогах Украины.

Конечно, Евросоюз может и должен быть лучшим. Именно поэтому Британия призывает ЕС быть более гибким, открытым и легче приспосабливаться к новым обстоятельствам. Важным является дальнейшее развитие единого рынка, который на данный момент остается неполным в сфере предоставления услуг, энергетике и цифровых технологиях — секторах, являющихся двигателями современной экономики, — и который таким образом является только наполовину успешным. Посмотрите, например, на энергетику: Европейская Комиссия считает, что при условии полной интеграции газового рынка и рынка электроэнергии можно сэкономить около 65 млрд евро (то есть 86 млрд дол. США) в год. Правительствам европейских стран следует решительно взяться за тяжелое дело и воплотить крайне необходимые реформы, о которых уже давно говорят.

А еще Европейский Союз должен держать свои двери открытыми для новых членов. С падением Советского Союза Великобритания отстаивала идею вступления в ЕС тех стран, которые упустили много лет из-за коммунизма. Мы надеемся, что однажды Украина также станет членом ЕС, если этого хочет украинский народ. Поэтому мы считаем Соглашение об ассоциации, которое будет подписано в Вильнюсе (если украинская власть продемонстрирует решительные действия и ощутимый прогресс в выполнении согласованного с ЕС плана реформ), первым шагом, что со временем могло бы привести к полному членству Украины.

Правительство Великобритании еще должно принять решение, подписывать ли Соглашение об ассоциации в ноябре. Наше решение будет основываться на объективной оценке того, отражают ли принятые изменения в достаточной степени истинную преданность реформам. Мы имеем большие надежды на то, что в Вильнюсе сможем начать новый этап партнерства между ЕС и Украиной. Однако нам нужно убедиться, что этот новый этап действительно заработает. Поэтому я бы хотел призвать украинское правительство воспользоваться несколькими неделями перед саммитом в Вильнюсе и удвоить свои усилия, чтобы устранить обеспокоенность относительно проблем выборочного правосудия, верховенства права, бизнес-климата и избирательной реформы.

Я знаю, кое-кто в Украине утверждает, что ЕС пытается навязать Украине чужие ценности и излишне жесткие стандарты. Я не согласен. Реформы, предусмотренные Соглашением об ассоциации, пойдут на пользу Украине. Посмотрите, как они работают в других странах. Основанная на правилах экономика, которую принесла европейская интеграция, помогла соседям Украины, например, Польше и Словакии, превратиться в динамические и все более благополучные современные хозяйства. В Польше ВВП на душу населения вырос с 2406 дол. США в 1991 году до 13463 дол. США в 2011, а продолжительность жизни увеличилась с 71 года до 76 лет сегодня. Такие цифры говорят сами за себя.

Некоторые пессимисты ставят под сомнение возможность Украины следовать этому примеру. Никто не может предусмотреть будущее. Но я убежден, что если Украина пойдет на эти реформы, которые внедрили ее соседи с ЕС, сократив коррупцию, бюрократическую волокиту, раскрыв потенциал молодежи и развязав руки предпринимателям и малому и среднему бизнесу, то будущее будет ярким. Недавно одно украинско-немецкое исследование засвидетельствовало, что в результате более тесной интеграции с ЕС уровень жизни в Украине в долгосрочной перспективе мог бы вырасти на более чем 11%. Почему? Потому что украинские компании смогут на равных торговать с их европейскими коллегами, учась конкурировать и врываться на новые рынки так же, как это уже сделали тысячи польских, чешских, словацких и других фирм. А еще в Украину будет поступать больше прямых иностранных инвестиций, принося с собой новые рабочие места, современные технологии и лучшие методы управления. И мне известны преимущества, которые могут принести такие инвестиции; с 2004 года Британия является местом поступления каждой пятой из всех иностранных инвестиций в Европе.

Конечно, более тесная евроинтеграция не касается только экономики. Украине также будет полезен опыт ЕС в таких сферах, как улучшение качества воды и воздуха, безопасность на дорогах и фитосанитарные стандарты. Членство Украины в едином европейском образовательном пространстве создаст новые возможности для более активного сотрудничества между украинскими и европейскими университетами. И Европейский Союз не будет бездеятельным наблюдателем. Поддержка и помощь будут предоставляться и дальше, дополнительно к 3,1 млрд евро, которые Евросоюз уже инвестировал в Украину. Когда мы работаем в партнерстве, мы сильнее вместе.

В заключение я хотел бы раз и на всегда развеять несколько разрушительных мифов. Прежде всего, более тесные отношения с ЕС не означают, что Украина потеряет свою самобытность. Правительство Великобритании искренне верит в то, что разница между странами является одной из сильных, а не слабых сторон ЕС. Нации всегда стремятся беречь свои индивидуальные традиции и культуры. И, во-вторых, это не игра с нулевой суммой. В соглашениях об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли нет ничего, что препятствовало бы Украине в существующих связях с Россией. На самом деле мы вполне готовы к тому, что эти связи будут развиваться и процветать.

Более тесная евроинтеграция открывает целый ряд новых возможностей для Украины и ее народа. В основе этих возможностей лежит захватывающая программа превращения Украины, ее экономики и институтов в современное и обеспеченное европейское государство. Украина имеет большую возможность стать партнером растущего влияния и значения. Изменения произойдут не сразу, но благодаря преданности и решительности они обязательно наступят. Это принесет пользу Европе и Британии. А самое главное, это принесет пользу Украине.

Дэвид ЛИДИНГТОН, министр по делам Европы, министерство иностранных дел Великобритании, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ