Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина одной ногой в Европе

«Восточное партнерство» входит в новую фазу и возрождает надежду на будущее европейских устремлений Киева
13 декабря, 2010 - 20:39

После оранжевой революции многие проевропейски настроенные украинцы верили, что недавние политические изменения в их стране быстренько закончатся переговорами о членстве в ЕС. В крайнем случае. они ожидали, что провозглашенный администрацией Ющенко прозападный курс приведет Украину к европейским нормам и стандартам. Однако пять лет кумовства и нестабильность развеяли эти надежды. Действительно, после избрания президентом Виктора Януковича, пророссийского антигероя оранжевой революции, многие боялись, что для Украины окно в Европу закрылось на многие годы.

В этом контексте соглашение о «Восточном партнерстве» (ВП) появилось как частичное решение проблемы. Его целью было упорядочить отношения между ЕС и шестью его восточными соседями: Азербайджаном, Беларусью, Арменией, Грузией, Молдовой и Украиной. Эта программа, плод шведско-польского сотрудничества (при участии Чехии), была открыта в Праге 7 мая 2009 года. Однако с тех пор эксперты часто проявляли опасение относительно ее будущего, а особенно на фоне политических изменений в Восточной Европе и возможного влияния программы на отношения с Россией, которая с самого начала была против этого проекта. Эти опасения, как и будущее председательство Польши в ЕС, запланированное на вторую половину 2011 г., инициировали Польский Институт международных отношений организовать в Люблине с 3 по 5 ноября конференцию, в надежде разрешить существующие проблемы и открыть возможности для ВП.

СНАЧАЛА БЫЛА ТОРГОВЛЯ

Как ни одна цивилизация не может развиваться без торговли, так и ни одно политическое партнерство не может существовать без партнерства экономического. Поэтому ничего странного, что первый значительный шаг Украины в Европу приобрел вид углубленной зоны свободной торговли (DCFTA), которая будет внедрена в рамках сотрудничества Украина-ЕС. Как объяснила Ева Синовец, председатель представительства Европейской комиссии в Польше и одна из ключевых участниц переговоров относительно зоны свободной торговли, торговое соглашение в основном основывается на правилах ВТО, с дополнительным акцентом на приближении регуляторной базы и согласовании законодательства.

В том, что касается продвижения в переговорах по поводу зоны свободной торговли, Украина значительно опередила своих коллег по программе «Восточное партнерство». Переговоры, неофициально начатые еще в 2007 г., приближаются к завершению. Отвечая на вопрос о согласовании политических и технических вопросов в ходе переговоров, Синовец объяснила, что основные проблемы касались «перевода технических моментов на обычный язык» и того факта, что в Украине «не хватало мужества занять четкую позицию по данному вопросу, особенно перед выборами и сразу после них [...] ситуацию ухудшают постоянные изменения в руководстве. Этим процессом в Украине никто не руководит, нет главного арбитра. Участник переговорного процесса растерян и нуждается в поддержке сверху».

Несмотря на такие трудности на пути к соглашению о зоне свободной торговли, похоже, что большинство проблем уже позади. «День» спросил госпожу Синовец об особенностях текущего этапа переговоров. Она подтвердила, что «[ЕС] хочет максимальной фронтальной нагрузки, что означает либерализацию как можно большего количества товаров и услуг начиная с первого дня».

«Большинство зон будет полностью либерализовано», — продолжила она, — «здесь недостаток транспорта и логистики — просто потому, что украинские нормы намного ниже европейских».

Госпожа Синовец рассказала, что переговоры должны завершиться саммитом Украина-ЕС в Будапеште в мае следующего года, а тогда результаты будут подписаны в Польше во втором полугодии.

ОХ, ТЕ ХИТРЫЕ ПОЛЯКИ!

Следующий год может с одним и тем же успехом укрепить или же расколоть «Восточное партнерство». Венгрия и Польша, которые по очереди будут председательствовать в ЕС, намерены одержать такую победу во внешней политике, которая бы укрепила их статус внутри ЕС. Это особенно актуально для Польши, которая обстоятельно готовится к председательству (престиж которого подорвали по очереди неудачи Испании, Бельгии и Чешской Республики). В свете всех этих предостережений кое-кто не без основания побаивается, что политическая и экономическая нестабильность, охватившая Венгрию в последние несколько месяцев, может отвлечь ее внимание от намеченных целей. Впрочем, Адам Сестай, директор Департамента стратегии и планирования при Министерстве иностранных дел Венгрии, заверяет, что во всем, что касается зарубежной политики, Венгрия останется верной своей цели.

Эту точку зрения разделяет и Анджей Цесковски, полномочный представитель министра иностранных дел Польши в «Восточном партнерстве», который заявил: «Польша и Венгрия разделяют точку зрения» относительно «Восточного партнерства». Более того, он отметил, что «хотя председательство несколько утратило свой прежний престиж [после вступления в силу Лиссабонского договора, сократившего его полномочия. — Ред.], оно все еще сохранило полномочия в советах низшего уровня, что очень существенно для успеха».

Сестай объяснил, что майский саммит будет посвящен «оценке ВП, определению шансов проекта на успех, и оценке курса на европейское добрососедство в целом». Это обусловит совокупность главных решений, которые должны быть приняты во время председательства Польши.

Вполне естественно, остается еще вопрос о фондах, которые будут выделяться на программы ВП. С одной стороны, бюджет ВП, который в 2010 г. составляет около 85 млн. евро и оставляет желать лучшего (хотя он и пополняется щедрым финансированием со стороны ЕБРР и Европейского инвестиционного банка, среди других, в частности, для содействия предпринимательству). С другой стороны, поглощающая способность страны-члена ВП тоже ограничена, поэтому вливание дополнительных евро может оказаться неэффективным.

Более того, как подчеркнул Сестай, «это небольшие деньги, и все хотели бы получить больше. Но я советовал бы не требовать больше денег, а вместо этого как можно лучше распоряжаться тем, что есть, и показать, что ВП работает — это будет полезно, это очень важно. Тогда такой имидж и будет приносить деньги. Просить же больше денег — лучший способ спугнуть доноров».

ЗА РАМКАМИ ПАРТНЕРСТВА

Недавнее письмо, подписанное министрами иностранных дел Польши и Германии Радославом Сикорски и Гвидо Вестервелле, дало основания тревожиться по поводу того, что предложение партнерства восточным соседям Европы может стать средством содержания их за пределами ЕС, вместо принятия в Союз. В частности, такую точку зрения высказал Эндрю Рейтман из независимой интернет-газеты «EuObserver», заявив, что в письме не шла речь ни о каких перспективах членства, следовательно, этот вопрос, по крайней мере, следующие лет десять подниматься не будет.

В ответ на эти заявления Миколай Довгелевич, госсекретарь Польши по европейским делам и экономической политике, категорически их отрицает. «Журналист понял письмо совсем неправильно», — сказал он «Дню». Его поддержал Даг Гартелиус, посол Швеции в Польше, который подтвердил, что содержание письма полностью противоречит трактовке Рейтмана. «В письме акцентируется внимание на отличиях между восточными соседями Европы, которые являются частью Европы, и ее южными соседями, которые такими не являются», — подчеркнул посол.

На конференции Ян Ценьски, руководитель бюро «Файненшл Таймс» в Варшаве, выразил обеспокоенность по поводу уровня народной поддержки так называемой европеизации. Он вспомнил о том, как Польша переживала интеграцию: «В девяностых годах Польша силой пробивалась в Европу, и все поддерживали этот курс. Однако страны ВП, кажется, не имеют такого энтузиазма». Несомненно, так оно и есть. Прогресс во многих технических вопросах значительнее, чем ожидалось, особенно в Украине, и здесь следует отдать должное нынешней власти. Однако фундаментальные социально-политические изменения, на которые многие так надеются (вместе со «Святым Граалем» в изменении политики, безвизовым режимом), еще не начинались.

Якуб ПАРУСИНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ