Постепенный, но порой неровный переход Украины к демократии вновь показал, что этот путь никогда не бывает легким. Но тернист путь ко всему, за что стоит сражаться. Институциональные модели можно заимствовать у развитых демократий и с некоторым успехом адаптировать к местным условиям. Но приобрести привычки и культуру демократического общества, без которых снижается работоспособность даже самых совершенных институтов, — гораздо более трудная задача. Нам нужно сохранять терпение и понимание, особенно, когда речь идет о странах, не имеющих долгих демократических традиций.
Все это нужно иметь в виду, когда мы пытаемся понять значение парламентских выборов на Украине, которые состоятся в сентябре этого года. Оранжевая революция 2004 года была прорывом, потому что, благодаря ей, подтасовки на выборах перестали быть нормой политической жизни Украины, и впервые стало возможным настоящее демократическое состязание. Но никто и не рассчитывал на то, что одно это событие избавит страну от наследия авторитаризма, которое продолжает тяготеть над ее настоящим. Никого не должно удивлять то, что за последние три года были не только успехи, но и рецидивы прошлого.
Нынешний период имеет особое значение. Во многом это связано с тем, что прошлогодние парламентские выборы не дали явного преимущества ни одному блоку. Заслугой Президента Виктора Ющенко является то, что он отказался от узкопартийного подхода и счел это возможностью придать новую динамику украинской политике, основанную на духе национального примирения и общего стремления к интеграции с Европой. Прошлым летом на основе компромисса была сформирована широкая коалиция между партией Ющенко «Наша Украина» и Партией регионов, возглавляемой его бывшим соперником на президентских выборах Виктором Януковичем, который впоследствии был назначен премьер-министром.
Если этот эксперимент закончился конституционным кризисом и необходимостью в новых выборах, то потому, что не все участвовали в нем из высших побуждений. Началась борьба за власть, в ходе которой депутаты от партии «Наша Украина» и еще одной партии начали при сомнительных обстоятельствах переходить в Партию регионов, а парламент попытался лишить Президента Ющенко его конституционных прерогатив. Вряд ли сегодня имеет смысл искать правых и виноватых. Важно, что в конечном итоге политические лидеры Украины договорились о том, что единственный путь к преодолению разногласий — это новые выборы. Тем самым они дали себе еще один шанс продемонстрировать свою приверженность европейским ценностям.
Это стало большим облегчением для друзей Украины в Европе, не в последнюю очередь потому, что основные политические партии призвали Европейский Союз провести мониторинг выборов, чтобы гарантировать их соответствие международным стандартам. Это предложение было принято в духе доброй воли и с надеждой на существование межпартийного консенсуса, способного гарантировать честное и демократическое состязание. Увы, прочность этого консенсуса была поставлена под сомнение заявлениями и действиями некоторых политических лидеров. Решение одной из фракций провести 4 сентября заседание уже распущенного парламента, можно было бы воспринять как политический трюк, но заявление министра юстиции о том, что оно может послужить причиной отмены новых выборов, чревато погружением Украины в кризис, который она не может себе позволить.
Украина переживает момент особой важности. Вероятно, до конца года она вступит во Всемирную торговую организацию, к чему стремится уже много лет, и это откроет новую главу в ее отношениях с ЕС. Должны пройти переговоры о новом двустороннем соглашении ЕС—Украина, главной задачей которого является создание зоны свободной торговли. Это не даст Украине желанного статуса кандидата на вступление в ЕС, но станет подлинным прорывом, позволив стране ускоренными темпами вести политическую и экономическую интеграцию. Эта перспектива значительно усиливается новым реализмом в отношении украинских лидеров к Европе и их готовностью поставить реальную интеграцию выше стремления к получению статуса кандидата любой ценой.
Но все это обусловлено успехами Украины в развитии. Эти цели будут поставлены под угрозу, если она вернется в состояние полуперманентного кризиса без работоспособного правительства, с которым можно вести переговоры, и четкого понимания того, кому принадлежит верховная власть. Выборы — важная возможность для Украины не только получить стабильное правительство с неоспоримым мандатом, но и продемонстрировать, что она является страной, с которой Европа может иметь дело. Если Украину будут воспринимать как страну, где политические соглашения нарушаются по чьей- то прихоти, то это нанесет большой ущерб ее европейским амбициям.
Конечно, Европейский Союз не может сказать Украине, как ей надо поступать. Мы отреклись от этого права, отказавшись предложить ей перспективу членства, что позволило бы нам оценивать ее политику на основе критериев готовности ко вступлению, применяемых ко всем потенциальным государствам-членам. Но мы можем и должны ясно дать понять, что действия влекут за собой последствия.
30 сентября — это шанс для Украины. Шанс доказать неправоту сомневающихся и решить внутренние разногласия зрелым и демократическим способом. Чем скорее все ее лидеры вновь подтвердят свою приверженность этому курсу, тем лучше для европейских перспектив Украины.