Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина в эволюционирующей внешней политике России

10 января, 2011 - 19:59

За последние несколько лет Россия восстановила свое влияние на большей части территории бывшего Советского Союза. Москва набрала силу на границах посредством военной победы над Грузией в августе 2008 года, формирования таможенного союза с Беларусью и Казахстаном в начале 2010-го и контрреволюции апреля 2010-го, которая привела к власти в Кыргызстане пророссийское правительство.

В результате стратегия Москвы развилась и эволюционировала. Вместо силового давления на соседние страны и принуждения их к покорности Россия стала более тонкой и гибкой во взаимодействии с пограничными государствами, да и с остальным миром. Одна из стран, которая является ключевым компонентом — и целью — этой эволюционировавшей внешней политики, — Украина.

ВАЖНОСТЬ УКРАИНЫ ДЛЯ РОССИИ

Россия считает Украину наиболее стратегически важной для себя страной на бывшем советском пространстве по нескольким причинам. Украинская и российская экономики и промышленные центры фактически интегрированы. Примерно 80% российского экспорта природного газа в Европу идет транзитом через Украину, а украинский Крымский полуостров является местом базирования российского Черноморского флота в Севастополе. Ну и, возможно, самое важное: географическое положение Украины, как известно, примыкающей к центральной части России, означает, что Украина, которая враждебна по отношению к России или дружит с врагами Москвы, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности России. Когда Украина перешла в прозападный лагерь в ходе оранжевой революции 2004 года и сделало задачей своей национальной стратегии вступление в ЕС и НАТО, это вызвало озабоченность в Кремле, причем озабоченность такой степени, какую мало какие еще события могли вызвать.

Сразу после Украинского разворота к Западу Россия действительно начала свое геополитическое возрождение. На президентских выборах 2010 года России удалось пересмотреть итоги оранжевой революции, когда пророссийский кандидат Виктор Янукович одержал победу над настоящими «оранжистами», действующим президентом Виктором Ющенко и тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко.

За год с момента прихода Януковича к власти в Киеве Москва добилась заметных успехов во всех вопросах, представлявших наибольшую стратегическую важность для России. Одним из первых решений Президента Януковича было решение о запрете для Украины вступать в какие бы то ни было военные альянсы, включая НАТО. В апреле 2010 года Украина и Россия подписали важное соглашение, которое продлило для последней срок аренды базы для Черноморского флота на 25 лет, в обмен на более низкие цены на российский природный газ для Украины. Российская Федеральная служба безопасности (ФСБ) урегулировала отношения с украинской Службой безопасности Украины (СБУ), и США заняли место России в списке основных целей в процессе сбора разведывательной информации СБУ. Постоянные перекрытия газовой трубы, которые были основным моментом политики России по отношению к Украине во времена Ющенко, практически ушли в прошлое; фактически Украина использовалась в качестве альтернативного маршрута для поставок газа в Европу, когда Россия перекрыла поставки газа в соседнюю Беларусь.

РОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ КОМФОРТА И УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИКА

Эти успехи сделали Россию более удовлетворенной своей позицией как на Украине, так и в регионе в целом. Россия уже не испытывает необходимости давить на Украину агрессивно, в одностороннем порядке. Годы тактики давления и манипулирования, приведшие к президентству Януковича, позволили России стать более гибкой по отношению к внешней и внутренней политике Украины.

Во внешней политике Украина продолжила экономическое и политическое сотрудничество с Евросоюзом. Янукович даже сказал, что получение членства в ЕС остается одним из основных приоритетов Украины, и это вполне подтверждалось примерами, когда Янукович свой первый визит в качестве президента сделал не в Москву, а в Брюссель, и когда Украина в сентябре 2010 года стала членом Европейского энергетического сообщества. Российское руководство не высказалось против ни одного из этих шагов и не предпринимало враждебных действий. Частично потому, что Москва знает, что в обозримом будущем Киев не будет принят в ЕС (если вообще когда-нибудь будет принят), а также потому, что роль более спокойного и расслабленного наблюдателя дает России много преимуществ, включая экономическую выгоду и улучшение отношений с важными для нее в ЕС странами, такими как Германия и Польша.

Россия также стала более прагматичной и более склонной к сотрудничеству с Украиной в энергетической сфере. Вдобавок к понижению цены на газ для Украины с 350 до 250 долларов за тысячу кубометров, что экономит Украине примерно четыре миллиарда долларов в год, Москва и Киев достигли договоренности по нескольким совместным энергетическим проектам — от атомного производства до электричества. Однако Россия также призвала к объединению российского энергетического исполина Газпрома с Нафтогазом Украины. Украина на данный момент отклонила такой вариант, достаточно хорошо зная, что фактически это будет поглощение Газпромом Нафтогаза и полный контроль со стороны Газпрома. В то время как российский премьер-министр Владимир Путин продолжает публично высказываться в пользу объединения, многие в России на самом деле не заинтересованы в прямом владении компанией с настолько расстроенными финансами и организацией, как Нафтогаз Украины. На самом деле действительно России может быть более выгодным иметь непрямой контроль над компанией.

Российская гибкость также коснулась и внутренней политики Украины. Многие бывшие политические лидеры с западным уклоном, энергетические руководители и олигархи были заменены чиновниками, более лояльными Януковичу. В самое последнее время известных фигурантов предыдущего режима либо судят, как Тимошенко или бывшего главу МВД Юрия Луценко, либо подвергают воздействию в связи с их сомнительной деятельностью, как одного из богатейших олигархов Украины Дмитрия Фирташа. С точки зрения Запада, это отбросило Украину на шаг назад от демократических реформ; более того, правительство США даже выступило с редким прямым заявлением, назвав «политически мотивированным» преследование противников Януковича. Но эти действия сыграли на руку Москве. При администрации Ющенко Украина постоянно была раздираема внутренними противоречиями, и России было трудно не то что с ней работать, но даже просто сориентироваться, когда Кремль пытался использовать политических конкурентов в своих собственных целях. Сейчас Янукович усилил контроль над страной, появилось более согласованное, прочное и консолидированное руководство. Отбросив в сторону вопросы о демократии, подобная объединенная, сплоченная власть облегчает Украине задачу организации и проведения внутренних реформ, а заодно облегчает и Москве переговоры с Киевом.

Российский новый, более ориентированный на различные нюансы подход также затронул и внутреннюю энергетическую политику Украины — традиционно наиболее важную, но и наиболее опасную политическую сферу. Украинская энергетическая политика очень ненадежная и изменчива, потому что люди, ответственные за энергосектор страны, гораздо чаще действовали в личных финансовых интересах, нежели в интересах государства или стратегической безопасности. Однако, начиная с 1 января, Украина прекратила небольшие энергопоставки в Польшу, вслед за принятием законов, согласно которым весь природный газ, производимый в Украине, должен идти только на внутриукраинские нужды. Это логичное деловое решение. Сначала внутренне потребление, а потом экспорт. Это решение также увеличивает денежный поток для России, которая будет поставлять Польше больше газа, и для Украины, транзит через которую увеличится — раз, и которая будет потреблять свой более дешевый газ — два. Для Украины принять такое решение, независимо от его сравнительно скромного воздействия, это говорящий о многом шаг, и он может привести к большей энергетической стабильности в отношениях между Россией и Европой.

Несмотря на все российские успехи, Янукович и украинское правительство по-прежнему не по всем вопросам придерживаются единой позиции, и Киев не передал свой суверенитет Кремлю. Но полный контроль над Украиной — это не цель Москвы; Россия добилась решения всех стратегических задач, которые ей были важны, и не дала Западу удержать твердые позиции в Украине. Москва стала придавать больше значения нюансам, стала более многоплановой в своих отношениях с Киевом в такой же степени, в какой стал более сложным, более комплексным ее подход к другим странам на ее окраинах и по всему миру.

Stratfor, США, редакционная статья, перевод ИноСМИ.ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ