Глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж 23 июня сего года на пресс-конференции, посвященной борьбе с пиратством, заявил: «Нужна эффективная комплексная программа действий на международном уровне», и требуется объединение усилий, в первую очередь, стран ЕС, НАТО, СНГ, а также морских стран — Индии, Китая, Бразилии и других.
В связи с участившимися случаями пиратских захватов мирных судов Президент Украины Виктор Ющенко 8 мая обратился к международным организациям по поводу усиления безопасности судоходства. Свое обращение глава государства направил ООН, ЕС и НАТО.
По словам В.Ющенко, сейчас на повестке дня неотложно встал вопрос о создании международным сообществом коридоров безопасности для защиты от пиратов, открытии дополнительных региональных координационных центров безопасности мореходства, праве военных кораблей иностранных государств преследовать морских пиратов в территориальных водах, вооруженной охране торговых судов в случае прохождения общепризнанных опасных морских маршрутов, пассивных (нелетальных) системах обороны гражданских судов. Украина готова активно участвовать в этих процессах, в частности, присоединиться к военно-морской операции ЕС по борьбе с пиратством «Аталант» путем ее разведывательного, логистического или транспортного обеспечения, привлечения сил специального назначения как групп защиты гражданских судов.
Подобное заявление МИД Украины прозвучало в начале декабря 2008 года.
В связи с тем, что Украина декларирует свое желание принять участие в борьбе с пиратством с 2008года, возникают вопросы — насколько реально это желание, поскольку между заявлениями и реалиями лежит пропасть, и как информируются граждане Украины о тех мерах, которые принимаются международным сообществом для обеспечения безопасности мореплавания. Какое участие в них принимает Украина, хотя бы в обсуждении? Какие предложения выдвигает ЕС и насколько они совпадают с предложениями европейского государства — Украины, или она имеет свою собственную, более конструктивную точку зрения?
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, обратимся к материалам 56-й Ассамблеи ЗЕС (АЗЕС), которая состоялась 2—4 июня сего года в Париже, и непосредственно — к документу А/2037 «Роль ЕС в борьбе с пиратством», который состоит из пояснительной записки и рекомендаций 8402.
На АЗЕС представители Украины не присутствовали, хотя с 2003 г. она имеет право делигировать двух парламентариев без приглашения. Распоряжением председателя Верховной Рады (ВР) от 28 августа 2006 г. № 629 утвержден состав постоянной делегации ВР в АЗЕС. Главой делегации избран заместитель председателя комитета по иностранным делам А.Шкиль (фракция БЮТ).1
В настоящее время основные зоны, которые затрагивает морское пиратство, это: Карибское море, Малаккский пролив, Красное море, Гвинейский залив, Аденский залив и воды вдоль побережья Сомали. Наиболее опасный район для плаванья судов — это Аденский залив и воды вдоль побережья Сомали.
Аденский залив — ключевой маршрут транспортировки грузов между Европой и Азией. Воды, прилегающие к маршруту, имеют площадь около двух миллионов квадратных километров. В год по этому маршруту проходит около 16 000 судов.
Нападения на суда в водах возле побережья Сомали стали обычным источником дохода для его жителей. С 1991г. в Сомали идет борьба за власть. Правительство не контролирует обстановку в стране. Международная гуманитарная помощь Сомали грабится и разворовывается.
Реанимация государственных структур Сомали с помощью мирового сообщества — единственный путь для полной ликвидации пиратства в этом регионе. А пока необходимо применять превентивные меры борьбы и, в первую очередь, — на море.
Кем комплектуются пиратские команды? Это в основном безработные молодые рыбаки, лишившиеся своих плавсредств.
Почему их нельзя просто уничтожать при обнаружении в море и наличия оружия на борту? Одной из причин невозможности реализации «упрощенного метода» борьбы с пиратством является та, что они объясняют свое нахождение в море (выбросив оружие за борт) «легендами» прикрытия: охраной морской исключительной экономической зоны, граница которой удалена от берега на 370 км, береговой охраной, защитой и контролем территориальных вод, контролем экологи (защита вод экономической зоны от загрязнения иностранными судами). Так что разобраться, кто они, — пираты или представители структур государственной власти, существующей на бумаге, которая их не в состоянии прилично одеть и накормить, весьма проблематично. Очень важную роль в противодействии пиратам играет отсутствие в большинстве стран мира законодательной основы для борьбы с пиратством, в том числе — и в Украине.
Тактика пиратов проста и развивается с годами. В 80-х годах сомалийские рыбаки отбирали рыбу в своей экономической зоне у рыбаков иностранных траулеров и сейнеров, ловивших рыбу без разрешения. Без легкого стрелкового вооружения это сделать было бы трудно.
Пираты используют небольшие быстроходные катера. Дальность хода и мореходность их мала, поэтому для их доставки к месту захвата судна используют плавучие пиратские базы, переоборудованные из захваченных траулеров или других судов. Эти базы оборудованы самыми совершенными средствами связи и навигации, позволяющими связаться с любым портом мира и с высокой точностью определить свое местоположение и судна «жертвы».
Вооружение: AK-47, гранатометы РПГ-7 (все российско-советского производства). В перспективе возможно появление на вооружении ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы) для уничтожения вертолетов и самолетов.
Нападению подвергаются в первую очередь суда со скоростью меньше 15 узлов и высотой борта до 5 метров, с небольшими командами и плохо налаженной вахтенной службой. Все, что быстрее, выше, больше и с хорошей организацией вахтенной службі, имеет все шансы избежать «знакомства» с пиратами.
Сомалийские пираты действуют в основном под централизованным управлением. На берегу находятся «фирмы» пиратских бандформирований. Разбогатевшие пираты («инвесторы») заключают контракт с наемниками и сами в море не ходят. Стоимость контракта от 5000 до 10000 дол. «Инвесторы» закупают вооружение, катера, связное и навигационное оборудование, ведут бухгалтерию. Выкуп делится согласно установленным правилам: приблизительно 30% получает «инвестор», 50% — пиратам и 5% — семьям погибших или плененных. Недостающие проценты, скорей всего, — это «налоги» властей.
Как давно ведется борьба с пиратами в Аденском заливе и Индийском океане?
С 7 октября 2002г. по инициативе США развернута корабельная Целевая группа TF 150. В этой группе принимают участие ВМС Франции, Испании, Германии, Великобритании и других государств.
С января 2009г. США дополнительно формируют военно-морскую Целевую группу TF 151 с базированием в Бахрейне.
Франция еще раньше начала борьбу с пиратством. С декабря 2001 г. подписываются протоколы сотрудничества между флотом Франции и судовладельцами. Протокол предусматривает конкретные мероприятия по обеспечению безопасности прохождения судном опасной зоны.
ООН, конечно, тоже не в стороне от проблем борьбы с пиратством. В 2005 и в 2008 гг. приняты решения 1816, 1838, 1844. Это решения о конвоировании судов кораблями ВМС, установление коридора безопасности, организация патрулирования и преследования пиратов в пределах территориальных вод Сомали. Резолюции 1851 дают возможность осуществлять наземные операции с целью уничтожения баз пиратов. Велика роль в борьбе с пиратством международной Морской организации (IMO), как специализированного органа ООН.
НАТО поддержало решения ООН 1814, 1816 и 1838. Оно согласилось участвовать в эскорте судов и координировать свои действия с ЕС.
По инициативе ООН 14 января 2009г. была организована встреча Контактной группы по координации 24-х государств в борьбе с пиратством. Украина участия в этой встрече не принимала.
По инициативе Франции и Испании и в согласии с властями в Джибути 19 сентября 2008г. ЕС инициировал создание Координационного центра (EUNAVCO) в Брюсселе с целью координирования ресурсов, выделенных государствами — членами, участниками эскортов.
10 ноября 2008г., с принятием документа 2008/851/CFSP, EUNAVCO было реорганизовано в EUNAVFOR (ВМС под командованием ЕС) для проведения операции «Аталанта», сроком на один год, с возможностью продления.
Так что мировое сообщество в борьбе с пиратством действует активно и давно. Украина же в этих мероприятиях участия не принимает.
Китай, Россия, Индия, Япония, Пакистан, Малайзия, Турция и другие государства на основе решений ООН также способствуют противопиратству в Аденском заливе. Некоторые из этих стран, например, Пакистан, Япония и Турция, присоединились к Целевой группе 151. Другие — Россия, Китай и Индия остались независимыми и в то же время координируют свои действия с европейцами и целевыми группами.
Посчитано, что для полного перекрытия Аденского залива, чтобы «муха не пролетела», необходимо иметь 45 носителей вертолетов и восемь морских патрульных самолетов. Вертолеты признаны наиболее эффективным средством для борьбы с пиратами.
Очень серьезны проблемы юридического обеспечения борьбы с пиратами.
Государства, желающие участвовать в борьбе против пиратства, должны:
включить в свое законодательство все положения для профилактического и репрессивного действия против пиратов;
дать полномочия соответствующим военным организациям, чтобы они могли участвовать в действиях против пиратов;
определить правила конфискации пиратских судов и оборудования;
и так далее.
Паралич ВР и бездействие правительства не позволяют Украине разработать и принять законодательную основу для борьбы с пиратством.
На сегодня только Германия, Финляндия, Нидерланды и Швеция в борьбе против пиратства способны осуществлять юрисдикцию на основании национального законодательства.
На 56-й АЗЕС 4 июня 2009 были приняты рекомендации и замечания № 8402, которые фактически, в части касающейся государств ЕС, обязательны для исполнения.
Приведем некоторые из них:
Замечания:
существует юридический вакуум на международном уровне по отношению к пиратам;
отмечаются не только военно-морские усилия ЕС, Целевых групп 150 и 151, но и третьи государства: Китай, Россия, Япония и Индия, а также HATO;
отмечаются успехи ЕС и действия EUNAVFOR в операции «Аталанта», которые внесли реальный вклад в борьбу против пиратства в организации патрулирования и эскортирования в Аденском заливе, взаимодействие с представителями судовладельцев.
Рекомендации:
обеспечить координацию всех ВМС через созданные организации;
улучшить взаимодействие с третьими странами, участвующими в действиях против пиратства через штаб в Northwood (Великобритания);
значительно увеличить численность бортовых команд обороны на борту транзитных судов;
дооборудовать один из фрегатов Целевой группы для выполнения функций плавучего госпиталя;
усилить морскую воздушную патрульную группу, используя поддержку других государств, заинтересованных в борьбе с пиратством;
продлить операцию «Аталанта» до 13 декабря 2009г.
В октябре этого года в Греции планируется семинар ЕС/ЗЕС, на котором будут обсуждаться вопросы безопасности мореплавания и новые предложения по ее повышению.
Относительно предложений Украины, что желательно иметь «эффективную комплексную программу действий на международном уровне и объединение усилий, в первую очередь, стран ЕС, НАТО, СНГ, а также морских стран — Индии, Китая...» — как это, так и другое уже давно реализовано без участия Украины. Дело за малым — для повышения эффективности борьбы с пиратами ЕС ожидает от третьих стран дополнительных ресурсов и средств. Слово за Украиной.
Украина — пятый в мире поставщик моряков для торгового флота. Сейчас на торговых судах разных государств работают 65 — 70 тысяч наших граждан, из них на кораблях под украинским флагом — около 5000.
Возникают вопросы:
1. Почему Украина, будучи официально по состоянию на 6 мая с.г. партнером ЗЕС2, не присутствовала на 56-й АЗЕС и не принимала участия в обсуждении проблем борьбы пиратства совместно с ЕС?
2. Почему Украина в лице начальника Генштаба Украины С.Кириченк заявляет о готовности Украины выделить корабли для борьбы с пиратами под эгидой НАТО3, а не ЕС, тем самым как европейская страна, по сути, игнорируя его и его инициативы?
3. Почему официальные заявления высших должностных лиц Украины, сделанные накануне АЗЕС 2 — 4 июня с.г. и после нее, с предложениями по борьбе с пиратством, свидетельствуют о том, что Украина по неизвестной причине абсолютно дезориентирована в обстановке относительно борьбы с пиратством, поскольку ЕС, ООН, НАТО и другие государства уже на протяжении нескольких лет реализуют «предложения» Украины, а Украина декларируя готовность к борьбе против пиратства, остается за бортом?
4. Насколько реально руководство Украины заинтересовано в защите украинских граждан, вынужденных плавать под иностранным флагом, или пока пиратам платят выкупы владельцы иностранных судовых компаний по причине фактической «ликвидации» украинского торгового флота, они Украине не нужны?
5. Почему украинские СМИ не информируют украинских граждан и, прежде всего, моряков торгового флота и членов их семей об обстановке в районе Сомали, Аденского залива и мероприятиях ЕС, мирового сообщества по борьбе с пиратством?
Вопросов к руководству Украины очень много, а ответов нет. Или есть, но в виде «блестящих круглых бильярдных шаров» — без смысла, но блестящих. А речь идет о судьбе 65 — 70 тыс. граждан и столько же членов их семей. Об имидже Украины мы уже не упоминаем.
1 http://birdliffe.ru/index.php-quest-id-eq-111
2 http://www.assembly-weu.org/en/presentation/doc/WEU_Members_Mai2009_%20E...