Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В плену тандемифов

3 октября, 2011 - 20:14
ФОТО РЕЙТЕР

На мой взгляд, большинство комментаторов в СМИ и блогосфере до сих пор находятся в плену мифов о российском властном тандеме. Эти мифы — результат политтехнологических манипуляций Кремля и его пропагандистов. Главное, что требуется, — это заболтать суть, окружить правду «батальонами лжи» и словесного мусора. В свое время товарищ Сталин, преследуя цель скрыть от Запада масштаб военного строительства в СССР и подготовки к войне за расширение «фронта социализма», говорил Кагановичу: «Позаботься, чтобы в «Гудке», «Индустрии» и других такого рода газетах было побольше фактов о нашей безалаберности, неполадках, прорывах, браке и прочее... пусть эти заграничные ослы за деревьями самого леса не видят. Наши настоящие цифры и достижения будут под секретом, а мелочи — их у нас, конечно, немало — пусть они глаз режут. «Советский хаос», «разруха транспорта», «чудовищный брак на производстве», ну и прочее. — С фотографиями? — А почему бы и нет? В нашем положении тонкая политика нужна. Не обманешь — не выиграешь».

В условиях информационного общества внедрить мифы в общественное сознание оказалось намного проще, хотя сама тактика со временем не изменилась. Попробую выделить самые распространенные на сегодня мифы о тандеме российской власти.

1. «Либерализм» и бездействие президента Медведева. До самого последнего времени многие в России и на Западе ждали, что Медведев начнет наконец либеральные реформы, проводя в жизнь интересы мифических «либералов» во власти в противовес путинским «силовикам». Чем больше сторонники Медведева разочаровывались в своих надеждах, тем громче обвиняли его в бездействии. Только жестоким разочарованием можно объяснить стенания многочисленных авторов об унижении Медведева, следы которого они неведомым образом «прочитали» на его лице во время недавнего съезда «Единой России». Либеральная риторика Медведева заслонила для них все его действия, не укладывавшиеся в раскручиваемый имидж либерального президента. Между тем Медведев все эти годы был на своем посту исключительно активен. Более того, именно он ввел в жизнь решения, которые без преувеличения можно назвать судьбоносными для будущего страны. Другое дело, что практически все они оказались направлены не просто на сохранение действующего режима, а на его укрепление. Вот лишь основные из этих действий: вооруженный конфликт с Грузией в августе 2008 года и сопутствующая ему информационная война; расширение полномочий ФСБ и укрепление системы политического сыска в стране; усиление борьбы с «экстремизмом» — создание центров по противодействию экстремизму при управлениях внутренних дел и межведомственной комиссии по борьбе с экстремизмом; продление полномочий президента до шести лет, а Думы — до пяти; реформа МВД, включая негласную чистку милицейской элиты, кадровая чистка губернаторского корпуса и особенно репрессии против мэров российских городов; принятие долгосрочного курса на милитаризацию страны, что было названо императивом в недавнем заявлении президента по поводу отставки министра финансов Алексея Кудрина.

2. Неравноправность членов тандема и разногласия между ними. Многолетний контекст высказываний и действий обоих лидеров позволяет говорить о них как о равноправных партнерах при вполне понятном признании Медведевым старшинства своего напарника. Главное в этом тандеме — принципиальное совпадение во взглядах. В условиях полной закрытости действующей российской власти правильнее говорить, что Путин и Медведев представляют публичное «лицо» невидимой власти — неконституционное политбюро с его негласными советниками. Сам факт существования такого политбюро отсутствует в публичном дискурсе. Тем более никто не может с уверенностью сказать, в какой мере не только Медведев, но и Путин являются его заложниками. Под плотной завесой секретности находится и разветвленная, пронизывающая общество тайная инфраструктура власти в виде негласных сотрудников президентской администрации и органов ФСБ, которые присутствуют во всех партиях, общественных организациях, учреждениях, на всех предприятиях, включая бизнес-структуры, во всех средствах массовой информации. Именно эта тайная инфраструктура обеспечивает устойчивость «вертикали» власти. Именно она составляет ядро того гражданского общества, которое, по мнению Путина, в России безусловно есть и которое представлено организациями типа Общественной палаты. Сама же рокировка не является чем-то беспрецедентным. Ее практиковал властный тандем Сталин — Молотов. В 1930-е годы председателем правительства — Совнаркома СССР — был Молотов, а Сталин в директивах, шедших из центра на места, именовался всего лишь секретарем ЦК ВКП(б). 4 мая 1941 года Сталин стал председателем Совнаркома, а Молотов — его заместителем, оставаясь при этом наркомом иностранных дел.

3. Отсутствие идеологии. Многочисленные эксперты вот уже много лет утверждают, что нет у этой власти никакой идеологии, что Путина и К° интересуют деньги и только деньги. Это, на мой взгляд, тоже миф. И Путин, и Медведев государственники, понимающие верховную власть и ее взаимоотношения с подданными в традиционно российском смысле. Причем они не просто государственники, а державники, выступающие за централизацию власти внутри страны и лелеющие надежду на возвращение России статуса великой державы в мире. Они циничные и прагматичные антизападники. Они пользуются услугами западных банков, обучают своих детей в западных университетах и покупают западных интеллектуалов для проведения своих интересов. Они успешно скопировали практически внешние формы современной западной демократии вплоть до антуража съездов правящей партии по американскому образцу. Но при этом и Путин, и Медведев не просто скептически относятся к так называемым западным ценностям, а уверены, что российская правовая система ничуть не хуже, а в чем-то даже лучше западной, о чем Путин недавно вновь заявил на круглом столе «Единой России».

Что касается конкретных деталей этой идеологии, то их на протяжении многих лет с успехом внедряют в общественное сознание «говорящие головы» на российском телевидении. Как государственники, так и либералы вдохновенно участвуют в игре по кремлевскому сценарию. Особые страсти кипят в программах «Суд времени» и «Исторический процесс», которые призваны окончательно дезориентировать российское общество в понимании своего прошлого и настоящего и тем самым подготовить почву для будущих преобразований. И нет никаких по-настоящему независимых сил, способных выступить с альтернативным сценарием.

Ирина ПАВЛОВА, grani.ru, 30 сентября 2011 года
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ