Антидемократические тенденции в Венгрии все еще остаются актуальной и наиболее обсуждаемой темой в Брюсселе. Недавно международные организации Amnesty International и Human Right Watch отправили совместное письмо членам Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в поддержку рекомендаций Комитета Мониторинга и начала процедуры мониторинга страны. В настоящее время 10 стран-членов ПАСЕ, среди них также и Украина, подлежат этой процедуре, которая предусматривает регулярное оценивание страны, визиты и постоянный диалог относительно обсуждаемых вопросов между экспертами Комитета и представителями политических структур и общественного сектора. Однако в случае с Венгрией Ассамблея решила не принимать такие меры, хотя и выразила свою серьезную обеспокоенность относительно определенных вопросов, особенно это касается недавней четвертой поправки к конституции страны, внесенной в марте этого года. Поправка, которая вызвала резкую критику со стороны Европейской комиссии, отменяет постановления Конституционного суда за последние 20 лет и, как результат, лишает Конституционный суд возможности ссылаться на предыдущие постановления. К тому же поправка предусматривает установление ограничений на политическую рекламу в публичной прессе во время избирательных кампаний. А это значит, кроме всего прочего, что правящая партия Фидес, которая составляет две трети Парламента, теперь сможет принять несколько законов, которые суд раньше не позволял принимать.
После возвращения к власти в 2010 году партии Фидес и ее лидера Виктора Орбана, Европейская комиссия, Венецианская комиссия и другие организации Брюсселя и Вашингтона неоднократно выражали обеспокоенность относительно централизации власти, антидемократических тенденций в законодательстве, и нового закона о средствах массовой информации в стране, ссылаясь на то, что они не отвечают законам ЕС и стандартам Совета Европы. Выдающиеся политические деятели и международные средства массовой информации также неоднократно поднимали свои голоса, утверждая, что под угрозу ставятся европейские ценности в стране. Однако такая критика со стороны Брюсселя может быть знакома украинским читателям, в случае со страной-членом ЕС такие аргументы можно считать достаточно серьезными.
Несмотря на это, другой фактор, который добавляется к регулярным столкновениям с Будапештом, — это часто агрессивная риторика господина Орбана в сторону Брюсселя. Представители партии Фидес вместо того чтобы принять во внимание все жалобы, также преимущественно переходят на жесткий тон, когда их правительство получает замечания и критику от ЕС, и это в то время, когда многие считают тревожным мнение венгерской правящей элиты о Евросоюзе и западном мире в целом. («Сегодняшние проблемы могут быть решены лишь отдельными странами, и решение должно учитывать индивидуальные потребности. Европа безнадежна, и она никогда не будет успешной»; «Ветер дует с Востока» — две цитаты премьер министра Орбана.) На самом деле венгерская реакция часто имеет много общего с реакцией украинского правительства. Политические деятели партии Фидес спорят, что ЕС вмешивается во внутренние дела страны, что новые законы и изменения в конституцию отвечают стандартам ЕС, а ЕС вмешивается в те внутренние дела страны, в которых не разбирается. Они утверждают, что венгерские демократические учреждения достаточно сильные, а правительство было избрано с двумя третями большинства, поскольку избиратели считают, что законодательство и демократия неэффективно работали в стране и отдали законный мандат правительству на принятие таких изменений. Более того, политики Фидеса жалуются, что они просто жертвы брюссельской политики двойных стандартов.
Несомненно, победа партии Фидес на выборах 2010 года (они набрали 68,15% парламентских мест) стала результатом широко распространенного разочарования среди венгерского народа после морального и экономического кризиса двух подряд социально-либеральных правительств, находящихся при власти с 2002 по 2010 год. Люди хотели нового начала после эры утраченных возможностей и разочарований. В сравнении с другими восточными странами, которые только вошли в ЕС, Венгрия в этот период почти не продвинулась вперед, ее экономика оказалась в застое, в то время как, например, ВВП Польши и Балтийских стран вырос. Даже голосуя за новое начало, немногие в действительности ожидали, что так много всего в Венгрии изменится и настолько сильно. Кроме символических действий, таких как изменение названий улиц или названия самой страны (была Республика Венгрия, стала Венгрия), за последние несколько лет правящая партия постепенно навязывает свое влияние в разных областях жизни. В то время как проправительственные культурные учреждения и отдельные лица получают существенную поддержку государства, независимые группы борются за выживание. К тому же существует такая тенденция, когда компании, владельцы которых имеют хорошие связи с правительством, выигрывают разные правительственные тендеры. Учитывая все это, обеспокоенность Брюсселя не удивляет. Но в то же время это вовсе не означает, что эти критические голоса будут иметь влияние на правительственную политику Венгрии. Хотя партия Фидес, благодаря своей экономической политике, которая практически не достигла экономического роста, потеряла значительную часть поддержки общественности, она все равно остается наиболее популярной партией и имеет хорошие шансы выиграть следующие выборы в 2014 году. Кроме того, что серьезной проблемой оппозиционных политических партий является большая раздробленность, они, как и прежде, состоят из тех же неопытных и коррумпированных политиков, которые уже когда-то не смогли эффективно руководить страной, и которые являются неприемлемыми для многих избирателей. По моему мнению, какой бы острой не была критика венгерского правительства за его законодательные меры со стороны Брюсселя, в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится в политической жизни страны.