Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Внеблоковость как некое безопасностное сиротство»

20 лет назад немецкий политик Манфред Вернер открыл Украину для НАТО
21 февраля, 2012 - 12:49
22 ДЕКАБРЯ 1992 ГОДА. КИЕВ. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА УКРАИНСКИХ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫХ ВОЕННЫХ С ГЕНСЕКОМ НАТО МАНФРЕДОМ ВЕРНЕРОМ / ФОТО С САЙТА NATO.INT

2012 год примечателен важными юбилейными событиями и датами, которые очерчивают развитие и достижения отношений Украины с НАТО. В частности, речь идет о 20-летии начала подписания первых контактов с Альянсом. Именно 22—23 февраля 1992 года состоялся первый визит Генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера в Киев, в ходе которого Украину пригласили к участию в ССАС (Совет Североатлантического сотрудничества). С того времени начались активные контакты и сотрудничество с НАТО. А уже 10 марта 1992 года Украина присоединилась к ССАС.

Манфред Вернер был седьмым Генеральным секретарем НАТО и первым, и пока единственным, немецким представителем, занимающим должность руководителя Альянса. И именно этот немецкий политик, дипломат и военный стал человеком, который открыл НАТО для Украины и Украину для НАТО.

Современники М.Вернера называют его одним из самых влиятельных лидеров НАТО, который инициировал и очертил пути трансформации организации после окончания холодной войны.

М. Вернер отмечал три важнейших аспекта политики, которую он проводил от имени Альянса. В частности, адаптация НАТО, которая связана с окончанием холодной войны; проведение конструктивного диалога с Советским Союзом в период бурных политических преобразований; осознание членами организации важности новых миссий за пределами территории Альянса. В то время как звучали заявления, что конец холодной войны будет означать конец НАТО, М.Вернер призывал к интеграции новых демократических государств Европы в трансатлантическое содружество и говорил о необходимости трансформации организации.

Многие составляющие нынешнего НАТО исходят из предвиденья М.Вернера относительно мощного трансатлантического военного Альянса. На сегодняшний день во многих аспектах организация работает именно в тех направлениях, которые отстаивал М. Вернер

Поэтому годовщину его визита в Украину можно считать уместным поводом, чтобы проанализировать эволюцию Украинского государства и его роль в формировании крепкой структуры европейской и глобальной безопасности.

Прежде всего стоит вспомнить указы Президента Украины Виктора Януковича «Об обеспечении продолжения конструктивного партнерства Украины с Организацией Североатлантического договора» от 18 ноября 2010 года № 1039/2010 и «О вопросе партнерства Украины с Организацией Североатлантического договора» от 3 марта 2011 года № 266/2011, которыми формируется конструктивное партнерство как приоритетное направление безопасностной внешней политики Украины.

Если же анализировать перечень мероприятий по выполнению Годовой национальной программы сотрудничества Украины с НАТО (ГНП) в 2011 году, можно уверенно утверждать, что стратегическое партнерство Украины с НАТО не только сохранено и продолжено, но даже расширено. А это значит, что Украинское государство продолжает выполнение взятых на себя международных обязательств и является прогнозируемой страной и надежным партнером.

20-летие сотрудничества между Украиной и Альянсом показало общественности, прежде всего то, что это сотрудничество способствует не только укреплению национальной безопасности государства, но и объединению в обществе, поскольку вопросы безопасности важны для всех граждан страны. А принципы НАТО — это, прежде всего, достижение безопасности через консенсус и понимание.

Чрезвычайно важно формировать и доносить информацию относительно того, как евроатлантическое сотрудничество отражается на жизни каждого гражданина. Поэтому разным сегментам гражданского общества необходимо знать и понимать, какие инструменты практического сотрудничества Украины и НАТО они могут использовать в своей деятельности. И власти, и экспертной среде нужно работать над распространением информации в обществе, в частности, путем улучшения качества освещения вопросов евроатлантического сотрудничества в СМИ.

Как известно, в конце мая 2012 года состоится саммит НАТО в Чикаго. Надеемся, что Президент Виктор Янукович примет в нем участие. Саммит в Чикаго — это определенная точка отсчета для НАТО. Тем более, что натовские саммиты проходят не так часто, как саммиты ЕС. Это специальное событие, которое стоит использовать для определения новой цели и приоритетов региональной и глобальной безопасности на перспективу. На саммите будет рассмотрен ряд вопросов — в частности, выведение войск из Афганистана и передача полномочий по поддержанию мира и безопасности афганским вооруженным силам и полиции в 2014-м. Ожидается, что НАТО, ЕС и США будут выделять 4—5 млрд долларов в год помощи Афганистану и после выведения войск. Украина, в свою очередь, могла бы принять участие в экономическом развитии этой страны и проведении обучения и подготовки афганских вооруженных сил.

Также стороны намерены обсудить вопросы Ближнего Востока, арабскую весну, ситуацию в странах, где происходят гражданские волнения и протесты: Сирии, Бахрейне, Йемене и Египте. Кроме этого, существуют проблемы недостаточного функционирования национальной безопасности в Ливии, требует внимания ситуация в Персидском заливе. Также при возможном усилении Стамбульской инициативы сотрудничества, Средиземноморского диалога как механизмов взаимодействия стран этих регионов при участии НАТО остаются вопросы практического применения этих механизмов.

Очевидно, что будет обсуждаться состояние противоракетной обороны (ПРО) в Европе и ее развитие. Возможно, будет объявлено о завершении формирования первой очереди обороны. Имеются соответствующие двусторонние договоренности США с Польшей и Турцией. В первую очередь будет разворачивание направлений командования и управления, а в дальнейшем и размещение большего количества собственно противоракетных комплексов.

В конце концов, создание реальной противоракетной обороны в Европе может дать толчок обсуждению вопросов относительно сокращения ядерных сил. А это то, что всегда отстаивала Украина. Украинское государство — первое и пока что единственное, отказавшееся от ядерного оружия.

Главным, очевидно, станет вопрос — как адаптировать НАТО и страны-участницы Альянса к финансовым ограничениям, сохраняя безопасностные возможности организации.

На первый план выходит так называемая «разумная оборона» (smart defence) — это определенная рационализация обороны, ее направленность на специализацию, приоритетизацию, сотрудничество. Экономический кризис стимулирует поиск новых возможностей, что и влияет на формирование такого направления и инициатив, которые имеют конечное практическое измерение. Сегодня необходимо действовать инициативно, инновационно, менять подходы, не выделяя больше ресурсов, а более эффективно их используя.

НАТО — межправительственная организация, которая станет архитектором приоритетных перемен в странах-членах, которых, очевидно, в Чикаго призовут объединяться для рационализации ресурсов, стимулировать многостороннее сотрудничество во избежание дублирования (в частности, и с ЕС), делать инвестиции в наиболее срочные, а не в наименее необходимые оборонные потребности. И в предыдущие годы, и, тем более, сегодня важно усиление уровня оперативной совместимости. А это и есть критерий эффективности.

Очевидно, НАТО будет акцентировать внимание и на антитеррористических операциях, в частности на антипиратской операции под названием «Океанский щит». Украине стоит присоединиться к этой операции, ведь это в наших национальных интересах. Как известно, ежедневно от 50 до 80 тысяч украинцев выходят в море в составе многонациональных команд торговых флотов большинства стран. Украина занимает третье место в мире по количеству гражданских моряков, после Китая и Филиппин. Поэтому эта инициатива НАТО по борьбе с пиратством чрезвычайно важна для украинцев.

Страны НАТО, в том числе и США, сокращают расходы на оборону. В этом году Альянс в целом уменьшит на 1 млрд долларов США затраты на военные потребности. Хотя военные расходы в мире вырастут на 6%. В частности, Китай увеличивает военные затраты, Россия планирует удвоить расходы на оборону. В полтора раза вынуждена увеличить военные расходы Индия из-за нестабильности в регионе.

Поэтому для Альянса важны интенсификация, усиление эффективности. Экономический путь обеспечить успешную разумную оборону — это объединить реализм с творческим подходом.

А каким образом лучше усилить безопасность Украинского государства? Сколько ресурсов и финансов необходимо для достижения достаточного уровня и возможности самостоятельно, полноценно защищать нашу страну, когда она один на один с вероятным противником? Ведь внеблоковость — это своеобразная отстраненность и изоляция, в том числе и от помощи, но отнюдь не от угроз. Даже наоборот, наша внеблоковость — как некое безопасностное сиротство, больше провоцирует посягательства на нашу экономику и на наше государство.

В Украине событием последних дней стало назначение секретарем Совета национальной безопасности и обороны Андрея Клюева. Одной из составляющих мотивации этого назначения является необходимость усилить национальную безопасность страны. Время дает возможность украинским го сударственным деятелям и политикам проявить себя создателями фундамента безопасности государства. И оставить в нашей истории влиятельный и реформаторский след, который оставил после себя в Германии и Европе известный политик и военный деятель Манфред Вернер.

Сергей ДЖЕРДЖ, кандидат политических наук, председатель Общественной лиги Украина — НАТО

Сергей ДЖЕРДЖ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ