В чешском городе Угерске Градиште состоялась историческая первая встреча правительств Чехии и Словакии — кабинеты министров впервые встретились в полном составе. А для чешских министров это было и первое заседание вне столицы. Политики встретились на следующий день после празднования Дня святого Вацлава — 94 года назад была основана Чехословакия и 20 лет назад она распалась на две отдельные страны.
Главы чешского правительства Петр Нечас и словацкого Роберт Фицо после выступлений выпили сливовицы — традиционного моравского напитка. «Мы замерзли снаружи, сейчас проведем импровизированную спасательную операцию, которая также докажет, что чешский алкоголь уже в полном порядке», — сказал чешский премьер.
Во второй половине дня заседание продолжилось в словацком городке Тренчине, расположенном в 70 километрах от Угерского Градиште.
В повестке дня совместного заседания было несколько важных вопросов, требующих совместных усилий двух стран. В первую очередь, это проблемы энергетики. В то время как в Европе развивается движение за отказ от эксплуатации атомных электростанций, Чехия и Словакия придерживаются противоположной позиции. «Дальнейшее развитие программы ядерной энергетики в Словацкой Республике и Чешской — в наших общих интересах, у двух стран это национальный интерес», — сказал Петр Нечас. Его словацкий коллега Роберт Фицо, в свою очередь, отметил, что в Европе найдутся противники таких планов.
Дело в том, что АЭС «Темелин», «Дукованы» в Чехии и «Моховце» в Словакии играют важную роль в энергетической политике обеих стран. Бедные энергетическими ресурсами Чехия и Словакия не могут просто отказаться от атомной энергетики, покрывающей значительную часть потребности в энергии как для промышленности, так и для бытовых потребностей.
Не случайно чешский концерн CEZ объявил о намерении инвестировать в развитие единственной пока АЭС у восточных соседей. Вопрос об АЭС — один из самых болезненных в отношениях Чехии и Словакии с соседней Австрией (станции находятся недалеко от австрийской границы). С подачи Вены на уровне ЕС не раз поднимался вопрос о безопасности чешских реакторов, Австрия также пыталась помешать возобновлению строительства словацкой АЭС в 2008 году, которое с начала 1990 годов было приостановлено. Однако усилия австрийских «зеленых» и дипломатов пока успехом не увенчались, а теперь в свете принятых решений чешскими и словацкими министрами тем более.
Наряду с ядерной энергетикой были подписаны соглашения в области обороны, образования, здравоохранения, а также о совместном проведении чемпионата мира по хоккею в 2015 году, который пройдет в Чехии, а через три года, возможно, в Словакии. Не обошли вниманием и футбол в виде предложения объединения чешской и словацкой Первой Лиги в совместном чемпионате. Велись переговоры и об удлинении привлекательного для туристов канала имени Томаша Бати, что позволило бы расширить возможности судоходства в регионе чешско-словацкого пограничья.
Отметим договоренность в военно-технической сфере. В Чехии всегда был значительный оборонный комплекс, который производил достаточно обширную номенклатуру военной продукции, в том числе и некоторые виды самолетов. В Словакии в начале 1990-х положение было несколько иное. Оборонный комплекс находился в кооперации с СССР и после его распада переживал нелегкие времена. Тем не менее Словакии удалось его не только сохранить, но и расширить. Теперь продукция словацких оборонных предприятий поступает не только для нужд национальной армии, но и на экспорт. Кстати, вступление в НАТО позитивным образом повлияло на оборонные комплексы двух стран, особенно на словацкий. Количество внешних заказов значительно увеличилось.
Более плотное военно-техническое сотрудничество проходит по линии Вышеградской четверки, в которую входят Чехия, Словакия, Польша и Венгрия. В частности, к 2016 году планируется закончить формирование так называемой «боевой группы» — бригады из военнослужащих четырех стран численностью в три тысячи человек под польским командованием. Видимо, такая бригада будет вкладом в состав сил быстрого реагирования НАТО для участия в экстренных операциях Альянса.
Очевидно, что более тесное военно-техническое сотрудничество Чехии и Словакии лежит в русле проекта Вышеградской группы Defence Austerity V4 (DAV4). Согласно проекту, страны-участницы планируют совместное приобретение крупных партий современных вооружений. В случае реализации этого направления сотрудничества оно приведет к стандартизации современных вооружений в регионе. Совместные заказы на крупные партии уменьшат расходы стран Вышеградской группы на приобретение современного оружия.
Понятно, что наибольшее количество заказов поступит в Чехию и Словакию, которые имеют более мощный оборонный комплекс, чем другие страны Восточной Европы, входящие в НАТО или предполагающие такое вступление. Заинтересованность в приобретении чешского и словацкого вооружения проявили Хорватия, Черногория и даже Австрия, которая сама производит современные виды оружия.
Через 20 лет после «бархатного развода» две страны перешли к более современным видам взаимного сотрудничества. Казалось бы, развод был ошибкой и начинается возрождение единой Чехословакии. На самом деле все с точностью до наоборот.
Хотя границы между Чехией и Словакией исчезли после 2004 года, когда они вступили в Европейский Союз, страны и население осознали объективную реальность. При всей общности и вековом нахождении в одной империи, а потом в общем государстве культурных и повседневных контактов, однако, становится меньше. В августе этого года Центр языкового образования Университета имени Масарика в Брно поставил бесплатный интернет-курс словацкого языка. По данным лингвистов и социологов, несмотря на близость языков, чешская молодежь все хуже понимает восточных соседей.
Несмотря на эти обстоятельства, чешский премьер Петр Нечас заявил: «Каждый второй год в Чехии и Словакии по очереди мы будем встречаться в таком же формате, то есть в полном составе обоих правительств. И, скорее всего, будем назначать заседания не в наших красивых, но несколько доминирующих столицах, а в других местах — кроме Праги и Братиславы». Вместе с тем он подчеркнул, что решение разъединить словаков и чехов, принятое 20 лет назад, было правильным.
Отметим это последнее замечание. Разъединение, которое было вызвано очень многими обстоятельствами, не мешает взаимовыгодному экономическому и гуманитарному сотрудничеству. Но при одном условии —если страны относятся друг к другу как к равноправным партнерам, без диктата и подчеркивания, кто старший, а кто младший. И самое главное — без желания в какой-либо форме возродить то, что ушло в историю при всей языковой, культурной и исторической близости народов.
Как разительно это отличается от попыток втянуть Украину в различные интеграционные союзы типа Таможенного и других со стороны России. Как можно рассматривать их как равноправные, если в ход идут угрозы и торговые войны, которым не видно конца? В результате никакого сближения, наоборот — прогрессирующее отталкивание.
А ведь пример наших западных соседей наглядно показывает, что потенциал сотрудничества велик. Но только тогда он может реализоваться, когда в Москве откажутся от имперской идеи и восстановления империи в любом виде. К сожалению, до этого очень далеко.