Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вызов для Молдовы

Манипулирование предпочтениями населения за благосклонность или пророссийского, или проевропейского векторов может привести к непредсказуемым последствиям
10 октября, 2017 - 10:16
6 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА. КИШИНЕВ. ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ГЛАВОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОЛДОВЫ ПАВЕЛОМ ФИЛИППОМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР УКРАИНЫ ВЛАДИМИР ГРОЙСМАН ОТМЕТИЛ, ЧТО КИЕВ ВСЕГДА ПОДДЕРЖИВАЛ И БУДЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ МОЛДОВЫ. МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ БЫЛ ПОДПИСАН РЯД ДОГОВОРЕННОСТЕЙ, В ЧАСТНОСТИ, СОГЛАШЕНИЕ О РЕАДМИССИИ И СОГЛАШЕНИЕ О СОВМЕСТНОМ КОНТРОЛЕ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ТОВАРОВ И ПРЕДМЕТОВ В СОВМЕСТНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ УКРАИНСКО-МОЛДАВСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ / ФОТО С САЙТА KMU.GOV.UA
Антон МИХНЕНКО

На протяжении 2017 года в политической жизни Республики Молдова (РМ) продолжаются достаточно сложные процессы. Публичное противостояние проевропейских и пророссийских сил все больше набирает оборотов. Вопрос только в том, кто в конечном итоге победит и чего ожидать в будущем.

Много с того, что сегодня происходит в Молдове, с определенными характерными отличиями, напоминает события, которые имели место в Украине в 2007—2010 годах. Тоже разочарование населения в проевропейских силах; «перетекание» электората к пророссийской партии, что в конечном итоге приводит к ее победе на парламентских выборах; приход к власти президента с евразийскими взглядами и суждениями, переориентация страны на восточное направление и так далее и т.п. Последствия в Украине уже всем известны. Однако, почему-то, в Молдове для большинства рядовых граждан они не являются показательными и очень часто воспринимаются иначе, ведь есть собственная специфика, влияние на которую осуществляет ряд обстоятельств. С одной стороны — это обнищание населения, затяжные сложные политико-экономические условия в стране, разочарование в проевропейской власти и тому подобное. С другой — российская пропаганда, для которой есть определенная почва в стране и против которой Молдова, пережившая конфликт в Приднестровье, до сих пор не нашла эффективного противоядия.

ЭСКАЛАЦИЯ С ПОДТЕКСТОМ

С избранием зимой лидера Партии социалистов РМ Игоря Додона президентом страны, который публично декларирует собственное расположение к России, возможность радикальных изменений в Молдове стала вполне реальной перспективой. На протяжении последних девяти месяцев значительно выросло противостояние в публичной плоскости между проевропейскими — законодательной и исполнительной ветвями власти, с одной стороны, и пророссийским президентом — с другой, что постепенно достигает своего апогея. Однако не все так прозаично, как кажется на первый взгляд. Под афишированной борьбой скрывается несколько другая игра...

Так, в начале своей каденции Президент Молдовы И.Додон выступил инициатором расторжения Соглашения с ЕС и признания Брюсселем нейтрального статуса Молдовы. Все это ничем не завершилось, однако создало определенный фон для СМИ и населения страны.

В дальнейшем, в марте 2017 года, своим указом он объявил о проведении консультативного референдума в сентябре этого же года. При этом на общее обсуждение президент вынес четыре вопроса, некоторые из которых, на первый взгляд, в компетенции государственных институций, а не народа. Большинство населения на них отвечали бы исключительно интуитивно, не понимая до конца значительную часть составляющих и «подводных камней». Судите сами: отмена закона о порядке возвращения украденного миллиарда евро из банковской системы; наделение президента дополнительными полномочиями относительно роспуска парламента и назначения даты досрочных парламентских выборов; сокращение количества депутатов с 101 до 71; преподавание в учебных заведениях страны предмета «История Молдовы» вместо «Истории румынов». В результате, Конституционный суд РМ 27 июля 2017 года принял решение, в соответствие с которым фактически отменил проведение консультационного референдума, отметив, что он «не соответствует Конституции». Судьи отметили, что на основании этого референдума Игорь Додон намеревался внести изменения к Основному закону страны, а это не входит в полномочия президента. Фактически, такого же мнения была и Венецианская комиссия, которая также вынесла негативное решение относительно предложенного референдума.

Позже в апреле 2017 года Президент подписал рамочный меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и РМ, который, по сути, стал декларативным документом и не имел практической реализации. Однако такие действия имели позитивное влияние на его электорат, что еще больше сплотило его вокруг президента и мысли  «свалить коррумпированную власть».

На этих примерах противостояния в РМ не исчерпывается. Состоялись множество конфронтационных событий, которые только обострили ситуацию. Так, Игорь Додон выступил против действий власти, относительно открытия Офиса НАТО в Кишиневе, отказался согласовывать кандидатуры нескольких послов РМ к некоторым странам, не подписал законопроект о праздновании 9 мая Дня Европы, а не Дня Победы. Также не был найден общий язык с правительством в случае с высылки российских дипломатов со страны в РФ, с признанием Д.Рогозина персоной нон грата и с запрещением пограничной службы Молдовы на въезд в страну депутату Государственной думы РФ и группы российских артистов, которые направлялись в Приднестровье, открытие общего пограничного контрольного пункта «Кучурган» между Украиной и Молдовой и так далее.

Один из немногих случаев, где был найден компромисс, — это внесение изменений в избирательное законодательство, в результате чего будущие выборы в парламент в 2018 году уже должны пройти по смешанной системе. Фактически, был найден общий язык между Партией социалистов РМ И.Додона и их оппонентами — проевропейскими силами, представленным в парламенте преимущественно Демократической партией (ДП) молдавского олигарха и лица, которое имеет очень мощное влияние на все события в РМ — В.Плахотнюка. Этот факт усилил мнение местных экспертов и оппозиционных к обеим партиям демократических сил в том, что имеется негласный сговор ПСРМ и ДП.

Август-сентябрь 2017 года оказались наиболее насыщенными в процессе политической борьбы. Спикер парламента Андриан Канду и премьер-министр Павел Филип, которые являются представителями Демпартии РМ, проигнорировали заседание Высшего Совета безопасности РМ во главе с И.Додоном. Свои действия они объяснили тем, что в соответствии с действующим законодательством РМ «Президент или Высший Совет безопасности не могут вмешиваться в деятельность правительства». Такой ответ предопределен тем, что на данном мероприятии среди пакета вопросов президентом было инициировано обсуждение решения МИД Молдовы, относительно объявления вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина персоной нон грата в стране.

Еще одним событием месяца стало обращение Молдовы к ООН с просьбой включить вопрос выведения российских войск (не миротворческого контингента) из Приднестровья (в соответствии с обязательствами РФ от 1999 года) в повестку дня сессии Генеральной ассамблеи ООН. Такие действия жестко раскритиковал И.Додон, назвав «пиар-ходом власти».

Один из последних примеров конфронтации — ситуация вокруг участия молдавских военных в учениях Rapid Trident-2017, которые состоялись в Украине с 7 по 23 сентября Trident-2017. Президент Республики Молдова принял решение приостановить Постановление Правительства об участии молдавских военных в военных учениях в Украине, воспользовавшись статьей 88 Конституции РМ, которая предусматривает право приостанавливать «действия актов Правительства, которые противоречат законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом». Он указал, что, согласно Конституции, Республика Молдова является нейтральным государством, а молдавские военнослужащие, не должны принимать участия в военных учениях, которые проводятся под эгидой любого военного блока. Заявления Додона были проигнорированы, и молдавские военнослужащие все-таки приняли участие в Rapid Trident-2017. В ответ он затребовал уволить заместителя министра обороны Георге Галбура и отказался назначать на должность министра обороны заместителя председателя Народно-европейской партии Евгения Стурзу, ссылаясь на отсутствие у него необходимого опыта. Зато выдвинул собственного кандидата — бывшего военного, опытного и пророссийски настроенного Виктора Гайчука.

Такие заявления и действия Президента Молдовы вызвали бурную реакцию со стороны ряда политических сил и проевропейской общественности страны. Так, бывший премьер-министр РМ Ион Стурза заявил, что существуют определенные механизмы устранения от власти президента, которые можно применить, однако ввиду того, что И.Додон имеет значительную электоральную поддержку населения страны, с ним нужно бороться исключительно политическими методами — в публичных выступлениях, в проявлении своей позиции, решениями Парламента, и тому подобное. Лидер партии «Действие и Солидарность» Майя Санду вообще назвала Игоря Додона «изменником родины» и обратилась в прокуратуру в связи с его государственной изменой на должности президента. По ее словам: «Президент превратился в вассала Владимира Путина и открыто действует в интересах России. Активно использует сомнительные источники финансирования из-за границы для контроля СМИ и поддержки своего имиджа. Президент открыто нарушает Конституцию республики, выступая за идею федерализации Молдовы, и в приднестровском вопросе действует в противоречии с интересами своих граждан. Преднамеренно проводит агрессивную политику, чтобы нарушить отношения с международными партнерами — Евросоюзом, США и Украиной. Действует против государственной безопасности Молдовы, когда отказывает в участии военнослужащих Национальной армии в миротворческих учениях».

Разрешить имеющиеся споры мог бы импичмент президенту. Однако это не так. И.Додон отлично понимает, что устранение его от власти по любым обвинениям, де-факто, может иметь аналогичные последствия, как в случае с бывшим президентом Румынии Трояном Басеску. Тот, наоборот, закрепил свои позиции в роли Главы государства после объявления ему импичмента и проведения всенародного референдума. С другой стороны, отстранение И.Додона от власти сразу же переключает внимание всего электората на лидера Демократической партии Влада Плахотнюка, которого, мягко говоря, недолюбливает значительная часть населения Молдовы. В итоге складывается ситуация, что имеющееся расписание сил в политическом пространстве страны является с одной стороны патовым, а из другой — выгодным правящим кругам Молдовы. На таком противостоянии можно поддерживать электорат в напряжении вплоть до очередных выборов в парламент, которые должны состояться в конце 2018 года.

Учитывая это, местные политологи, эксперты и политики считают, что в Молдове идет сложная политическая игра. Силы, которые находятся у власти, не только преднамеренно разыгрывают пророссийскую и проевропейскую карты, понимая состояние и желания имеющегося электората, но и борются за расположение той или другой заинтересованной стороны — Запада и России. Каждая из сторон,  имеющая разные взгляды на внешний курс государства, провоцируют друг друга, тем самым держа политический градус и избирателей в напряжении. О том, ожидать ли в таком случае, каких-то радикальных событий или нет, ярко свидетельствуют сентябрьские митинги ПСРМ, прошедшие в Молдове.

СЕНТЯБРЬСКОЕ ОБОСТРЕНИЕ

Получив отказ в проведении консультативного референдума, И.Додон решил продемонстрировать свои возможности через собственный электорат, и при поддержке ПСРМ инициировал проведение «акций протеста 24 сентября по всей республике», которые должны были стать «прелюдией к возможному отстранению власти». В результате были проведены митинги, но не по всей стране, а только в трех городах: Бельцах, Новых Аненах и Кагуле — на севере, в центре и юге страны, соответственно.

Мероприятия 24 сентября состоялись вовремя и, как в советское время, довольно пафосно и организовано. ПСРМ с митингующими выразили «поддержку народом инициатив президента относительно проведения референдума». Во время мероприятий раздавались лозунги, которые подхватывались демонстрантами: «Референдум», «Хотим досрочные выборы», «Правительство в отставку», «Молдова», «За президента», «Победа», «Власть народу», и тому подобное.

Изменения в Республике Молдова, скорее, состоятся, чем не состоятся. Если же страна все-таки решит в пользу пророссийских сил, то для Украины, бесспорно, это будет определенным вызовом, ведь может быть утрачен предсказуемый сосед, который был на стороне европейской и значительной части мирового сообщества во время российской агрессии против Украины. Однако это — вызов, как и для самих граждан Молдовы, которые в итоге могут быть просто обмануты, так и для страны в целом

Выступающие практически всюду были представителями ПСРМ, которые на сегодня являются или депутатами парламента страны, или местных райсоветов и примарий. В их выступлениях провозглашались фактически все тезисы, которые постоянно озвучивает И.Додон последние девять месяцев своей каденции: «Власть погрязла в коррупции», «Демократическая партия узурпировала власть», «Узурпации не пройдет», «Проевропейские силы довели страну до обнищания», «Молдове нужно интегрироваться в евразийское пространство», «Власть преднамеренно обостряет отношения с РФ и провоцирует на действия в ответ» и тому подобное.

Наиболее массовые демонстрации состоялись в Бельцах, где по приблизительным оценкам было несколько тысяч лиц и где присутствовала глава партии ПСРМ Зинаида Гречаный. Остальные митинги в Новых Аненах и Кагуле были менее людными, и в них приняли участие около тысячи лиц в каждом из городов. Демонстранты на каждое из мероприятий организовано свозились в города, где проводились митинги, из окружающих населенных пунктов на севере, в центре и на юге Молдовы.

Однако главным месседжем всех этих демонстраций стало то, что социалисты объявили о старте Национальной кампании по сбору подписей за переход к президентской форме правления в Республике Молдова. Для этого ПСРМ рассчитывает собрать как минимум 70% подписей граждан страны, имеющих право голоса.

Фактически, проведенные митинги засвидетельствовали, что партия И. Додона — ПСРМ — имеет политическую поддержку среди населения Молдовы, однако пока сориентирована не на «отстранение власти» любыми методами, в том числе силовыми, а настроена исключительно на политические баталии. Призывы о досрочных выборах, которые раздавались во время митингов в краткосрочной перспективе, практически нивелируются сбором подписей относительно изменения формы государственного строя. Ведь вполне понятно, что данная инициатива является длительной и сложной, результаты которой, в лучшем случае, будут или в конце текущего, или в начале следующего года. А значит, что население снова будет в процессе «ожидания изменений» еще длительное время. Представленная ПСРМ инициатива, скорее, указывает на стремление пророссийской политической силы убедить население в необходимости в перестройке формы государственного управления в стране, где исключительно президент будет играть ключевую роль. Происходит зондирование мнения населения и определенная подготовка его к этим изменениям в будущем.

То, что главные ожидания президента направлены именно на очередные парламентские выборы в ноябре 2018 года, свидетельствует также тот факт, что в конце июня 2017 года Игорь Додон подписал указ об отозвании ключевого для страны документа — Стратегий национальной безопасности, и планирует его переделать. При этом он предложил, чтобы данный документ был доработан и представлен на утверждение парламента страны не позже конца 2018 года. Президент прекрасно понимает, что при каденции нынешнего парламента проевропейское большинство просто не даст ему реализовать собственное виденье стратегии национальной безопасности, где, бесспорно, РФ будет играть ключевую роль. А вот после следующих выборов ситуация может измениться в его пользу, именно поэтому определенный срок — конец 2018 года.

РЕАЛИИ С УКРАИНСКИМ АСПЕКТОМ

Интересен тот факт, что в эту непредсказуемую и опасную игру опосредствовано втягивается и Украина. 19 сентября 2017 года депутат парламента Республики Молдова (РМ) от Партии социалистов Богдан Цирдя заявил: «Приднестровье находится в блокаде, организованной Украиной, — транзит по украинской территории для российских грузов в регион закрыт, как и экспорт приднестровской продукции в РФ». И это не главное, что депутат, нагло солгал. Ведь можно зайти на сайт таможенного комитета Приднестровья и увидеть, что товары из Приднестровья через украинскую территорию идут в Россию, Беларусь и другие страны. И соответственно, товары из России поступают в этот регион. Главное другое — забросить определенный месседж в головы гражданам Молдовы, что Украина — плохой сосед.

И это происходит на фоне того, что буквально накануне состоялось заседание украинско-молдавской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, на котором было констатировано, что товарооборот между Украиной и Молдовой по итогам первого полугодия вырос на 35% в сравнении с аналогичным периодом  прошлого года. Стороны подписали протокол, который определяет приоритетные сферы экономического сотрудничества между странами, — энергетика, торговля, транспорт и инфраструктура, а также сотрудничество в промышленности и АПК.

Раньше, Верховная Рада Украины продемонстрировала готовность взаимовыгодного разрешения ситуации вокруг развития бассейна реки Днестр. В июне 2017 года было ратифицировано Соглашение между правительствами стран о сотрудничестве в сфере охраны и развития бассейна данной реки, которое было подписано 29 ноября 2012 года в Риме. Фактически, это значит, что украинская сторона согласилась пойти на компромисс, в том числе, в вопросе реализации программы развития собственной гидроэнергетики до 2026 года, которая предусматривала строительство новых ГЭС в верхнем русле реки Днестр.

Другой аспект — «разоблачение» лидера партии «Наша Молдова» Рената Усатого относительно наличия документов, которые указывают на то, что Влад Плахотнюк имеет существенное влияние на президента Украины Петра Порошенко. Молдавский олигарх и политик в свое время, якобы, закрыл ряд уголовных дел, которые имелись на украинского главу государства. Было это или нет, не суть важно, главное то, что таким образом в информационном пространстве Молдовы создается негативный образ П. Порошенко. Теперь он появляется как друг и партнер В. Плахотнюка, о негативном отношении к которому населения страны уже говорилось выше.

Фактически, невзирая на то, что в практической плоскости действительно происходит плодотворное сотрудничество между Украиной и Молдовой, проевропейское правительство Молдовы, равно как и украинская власть, ищут понимания и точки касания для последующего взаимовыгодного развития, в информационном пространстве имеет место несколько другая ситуация, которая в головах молдаван формирует совсем иную повестку дня.

***

В целом, политические игры, происходящие в Молдове, — достаточно опасны. Манипулирование взглядами населения за расположение к пророссийскому или проевропейскому векторам развития, отвлечение внимания от имеющихся проблем и перевод всего в политическую популистскую плоскость, рано или поздно ни к чему хорошему не приводит, а только «раскачивает» ситуацию в стране и может привести к непредсказуемым последствиям.

В такой ситуации делать прогнозы на будущее осенью  2017 года неуместно, учитывая динамику имеющихся процессов в Молдове. На протяжении следующего года все может в любой момент измениться в интересах той или другой политической силы, в зависимости, в том числе, от внешних факторов.

Да, сегодня, по факту, молдавские политики и эксперты, имеют противоположные позиции. Одни убеждены, что процесс «охлаждения европейского вектора в Молдове неотвратим», но по мнению других — «ситуация контролируема и существенно не изменится даже после очередных парламентских выборов». Но никто не гарантирует, что, невзирая на то, что в стране «сбит протестный запал» и у населения нет желания добиваться справедливости путем жесткого уличного противостояния, в случае длительного отсутствия реформ, практических изменений в государстве, реальной борьбы с коррупцией и политической нестабильности, ситуация не изменится намного быстрее и радикальнее, и этим не воспользуются внешние силы.

И здесь главное, чтобы граждане Молдовы делали правильные выводы. Отбросили политику в сторону и, наконец, поняли, что каким бы хорошим не было советское прошлое, его уже не вернуть. Необходимо подходить прагматично, рационально и избегать эмоциональных решений. Следует понять, что нет лучшего будущего чем то, что вы сами себе построите. Противопоставление Запада и России в текущих условиях — неуместно. Если одна сторона предоставляет возможности и инструментарий для перестройки страны, то другая продумывает и решает все за вас, не давая свободы для собственных движений. К тому же, Кремль, получив предыдущий негативный опыт сотрудничества с президентом РМ В. Ворониным, в этот раз уже с действующей властью, которая снова играет в сложные политические игры, не будет церемониться и не упустит свой шанс получить полный контроль над страной. Но что предоставит в замену? Новые стандарты качества? Новые рабочие места в стране? Финансовую поддержку молдавской экономике в условиях собственного внутреннего кризиса? Здоровую конкуренцию на молдавском или российском рынке? Откроет доступ к новым современным технологиям? Что?

Конечно, изменения в Республике Молдова, скорее, состоятся, чем не состоятся. Если же страна все-таки решит в пользу пророссийских сил, то для Украины, бесспорно, это будет определенным вызовом, ведь может быть утрачен предсказуемый сосед, который был на стороне европейской и значительной части мирового сообщества во время российской агрессии против Украины. Однако это — вызов, как и для самих граждан Молдовы, которые в итоге могут быть просто обмануты, так и для страны в целом.

Антон МИХНЕНКО, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ