Турецкий опыт интеграции в НАТО и Евросоюз довольно специфичный. Членом Североатлантического aльянса страна стала еще в 1952 году. Ее принятие в блок объяснялось необходимостью расширения зоны безопасности, которая бы противостояла экспансионистским намерениям Советского Союза. Заявку на полноправное членство в ЕС Анкара подала еще в 1987 году, однако приглашение на членство пока что не получила. Чем может быть полезен такой опыт? Во- первых, Турция могла бы поделиться практическими евроатлантическими советами — чего ожидают от Украины, чтобы ее членство в НАТО стало реальностью. Во-вторых, продолжительное «провисание» вступления Анкары в ЕС тоже может пригодиться Киеву — страна упрямо идет по пути евроинтеграции, несмотря на сорокалетнюю брюссельскую «невзаимность». Об этом и многом другом — в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Турции Игорем ДОЛГОВЫМ.
— Во время недавнего пребывания в Киеве турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара поддерживает Украину на пути к НАТО, ЕС и ВТО. В чем может состоять такая поддержка?
— Мы ожидаем, что в ближайшее время между Украиной и Турцией будет подписан двусторонний Протокол о доступе к рынку товаров, и это станет практическим выражением поддержки Турции по вступлениюУкраины в ВТО. Сегодня у Турции нет претензий к Украине в сфере таможенных тарифов. Единственным сдерживающим фактором для подписания этого Протокола, по мнению турецкой стороны, является наличие вывозной пошлины на металлолом.
Что же касается курса Украины на евроатлантическую интеграцию, то поддержка Турции на данном этапе может заключаться в обмене опытом в отношениях с ЕС, институционной организации процесса подготовки государства к членству в ЕС, а также в реализации совместных проектов в рамках научно-технологических программ Сообщества. Как известно, истории отношений между Турцией и ЕС — 40 лет. За этот период Турция прошла нелегкий путь от Соглашения об ассоциации до Таможенного союза и официального обретения статуса страны-кандидата на членство в ЕС. Важно, что Турция понимает интересы Украины и готова делиться накопленным как позитивным, так и негативным опытом.
Турецкая Республика — одно из важнейших государств в рамках Североатлантического альянса. Всем известны подходы Турции в поддержку процесса расширения НАТО и политики «открытых дверей» для всех демократий, которые желают и готовы присоединиться к этой организации. Мы высоко ценим особенно благосклонное отношение Анкары к интеграции Украины в НАТО. Хочу заверить вас, что поддержка Турции — это не пустые слова, а значительная практическая помощь в приведении Украины к стандартам НАТО.
— Что может ожидать Украина от саммита в Стамбуле? Поддерживает ли Турция проведение во время этого саммита заседания комиссии Украина—НАТО на уровне глав государств?
— Как я уже говорил, Турция сегодня делает много для Украины в контексте наших евроатлантических устремлений. Однако, учитывая особенности механизма функционирования Североатлантического альянса, определяющим для Украины будет единый беспристрастный подход со стороны всех без исключения государств-членов НАТО.
Важность саммита НАТО в Стамбуле, в первую очередь, заключается в том, что это будет первый саммит Альянса после его беспрецедентной по масштабам волны расширения. По его итогам мы увидим настоящее единство Альянса или его отсутствие в отношении к перспективе членства Украины в НАТО.
— Концепция «Большой Ближний Восток» станет одной из тем, которые будут обсуждаться в Стамбуле. Какую роль в этой концепции может сыграть Украина и получить какие- то дивиденды, какие именно? Не станет ли преградой на этом пути сотрудничество Украины со странами, которые являются близкими к так называемой оси зла или стран париев?
— Откровенно говоря, трудно представить себе роль Украины в чем-то, что реально еще не существует. На сегодняшний день, насколько мне известно, и среди государств-членов НАТО, и среди будущих участников нет полной ясности в отношении формата и механизмов реализации этой концепции. Надеюсь, что Стамбульский саммит позволит дать первые оценки как перспектив этого проекта, так и возможного места Украины в процессе его имплементации.
Если же говорить в общем плане, то Украина, безусловно, заинтересована в том, чтобы Ближний Восток, который является для нас перспективным рынком, развивался путем экономического роста и развития демократии. Нет сомнений, что и государства региона, с которыми Украина поддерживает дружественные отношения, стремятся к стабильности и процветанию. В этой связи очевидной является роль Украины и Турции, которая непосредственно граничит с регионом, в обеспечении транзита из стран Ближнего Востока на европейский рынок.
— Украина и Турция возлагают большие надежды на проекты по восстановлению Ирака. О каких именно проектах идет речь? И когда наши страны могут начать реализацию таких проектов?
— Несмотря на то, что в 2003 году экспорт турецких товаров в Ирак достиг 1 млрд. долларов, турецким строителям пока что действительно не удалось добиться конкретных результатов и договоренностей по участию в крупных восстановительных работах в этой стране. Объекты, которые они построили или сооружают, являются относительно небольшими и турецкие компании сооружают их в основном в качестве субподрядчиков. Это объясняется тем, что до сих пор в Ираке практически продолжаются военные действия и значительные средства на восстановление этой страны еще не выделялись.
Вместе с тем, турецкие компании очень заинтересованы в сотрудничестве с украинскими предприятиями в этой сфере, поскольку это могло бы содействовать удешевлению будущих проектов восстановления Ирака и, таким образом, получению преимуществ во время проведения тендеров в Ираке.
На сегодняшний день наиболее приемлемым для турецкой стороны вариантом сотрудничества является предоставление украинской стороной конкретных предложений турецким компаниям по проектам восстановления Ирака (учитывая присутствие нашего военного контингента в Ираке). В последующем турецкие компании могли бы заключать трехсторонние соглашения с украинскими и иракскими компаниями. В перспективе возможным является также сотрудничество украинских и турецких компаний в восстановлении в Ираке электростанций, нефте- и газопроводов. Целесообразными будут также поставки в Ирак украинских товаров первой необходимости, труб для газо- и нефтепроводов, арматуры и металлоконструкций, цемента, леса, стекла и тому подобное, а также использование украинской транспортной авиации.
Ввиду того, что возобновить работу нефтепровода Керкюк- Юмурталик, по которому до войны поставлялась нефть из Северного Ирака в Турцию, пока что не удается, возникает большая потребность в железнодорожных цистернах для доставки сырой нефти. Это открывает хорошие перспективы для поставок цистерн украинского производства. Кроме того, не исключается возможность передачи украинского железнодорожного подвижного состава в аренду или в лизинг турецким компаниям.
— Считаете ли вы, что Турция отвечает европейским стандартам и может быть принята в ЕС? Если нет, то чего этой стране не хватает для достижения таких стандартов?
— Я не вправе давать оценки соответствия Турции европейским стандартам, оставлю эту прерогативу государствам-членам ЕС, Европейской Комиссии и другим европейским институтам. Единственное, на что хочу обратить ваше внимание, это решительные целеустремленные усилия всех ветвей власти Турецкой Республики по проведению законодательных реформ в сфере демократизации и защиты прав человека. Темпы процесса трансформации страны действительно поражают, и это признают европейские государства. Это становится все ощутимее даже на бытовом уровне. Более того, правительство Турции поставило себе целью до конца текущего года обеспечить полную имплементацию принятых реформ в рамках евроинтеграционного курса государства. Мы искренне желаем Турции успехов на этом пути, а также надеемся, что на нынешнем декабрьском саммите Европейский Совет признает Турецкую Республику готовой к началу вступительных переговоров с ЕС. Турция может считаться образцом решительности, активности и работоспособности в процессе реализации государственного курса на европейскую интеграцию. Заслуживает внимания четкая организационная составляющая процесса подготовки страны к членству в ЕС. На мой взгляд, очень интересной является деятельность отдельно созданного при правительстве Турции Генерального секретариата по делам ЕС. Небольшой по численности, в общем около 70 работников, однако высокопрофессиональный кадровый состав позволяет Генеральному секретариату обеспечивать эффективную внутригосударственную координацию процесса подготовки Турции к членству в ЕС, финансовому сотрудничеству между Турцией и Евросоюзом, а также проводить мониторинг по имплементации демократических реформ.