Цена земли — дукатов пять, но из-за них у Польши
С Норвегией всю жизнь идет война.
Годовщина войны на Кавказе по определению должна была быть отмечена возрастанием напряженности на разделительной линии. Проведение российской армией военных учений «Кавказ-2009» у многих вызвало ассоциацию с аналогичными тренировками в прошлом году, которые закончились вторжением в Грузию. Определенные основания для весьма пессимистических прогнозов были. Москва открыто демонстрировала желание доиграть грузинскую партию. Полученный в прошлом году выигрыш ее не устроил. Под разговоры о перезагрузке американской политики решили узнать, как далеко Вашингтон готов пойти ради Грузии и Украины. Джордж Буш не поверил, что последняя — не государство. Может, новый президент согласится с этим за содействие в транспорте грузов в Афганистан. Но не получилось. И грузы согласились пропускать, на Грузию обещали не нападать и Украину не трогать...
Проблемой оказалось и международное признание захваченных территорий. Союзники по ОДКБ на недавнем неофициальном саммите в Киргизии этот вопрос даже не обсуждали. А Белоруссия и Азербайджан фактически подтвердили свою приверженность территориальной целостности Грузии. Казалось бы, чисто дипломатический акт не очень должен особенно Москву беспокоить. На самом деле вопрос признания имеет вполне очевидное экономическое и финансовое измерение.
Деньги — кровь войны. Даже такой скоротечной, как с Грузией. Прямые затраты министерства обороны по его подсчетам составили 12,5 млрд. руб. Эксперты же называют сумму в 7—10 раз большую. Добавим 5—6 млрд. руб. на создание военной базы в Южной Осетии и 25 млрд. руб. в Абхазии. Но непосредственные военные расходы не самая большая доля того, что российскому бюджету придется заплатить. По данным первого вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, только в сентябре прошлого года потери от вывода инвестиций составили 7 млрд.дол. (около 170 млрд. руб. по тогдашнему курсу) и этот процесс продолжается до сих пор. Это значительно ускорило падение российской экономики от кризиса. Подсчитать эти потери пока не представляется возможным. Ясно, что они весьма велики.
До войны Россия фактически содержала Южную Осетию. Как минимум на 100 млн.дол. в год. За 10 лет набежало почти 1 млрд.дол., или 25 млрд. руб. Теперь заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин заявил на пресс-конференции, приуроченной к годовщине начала войны, что на восстановление инфраструктуры Южной Осетии выделено 10 млрд. руб., а всего из разных источников 25 млрд. руб. Кроме них, согласно межправительственному соглашению, Цхинвали в этом году выделяется дополнительная финансовая помощь в размере 2,8 млрд. рублей. Жилой квартал в южноосетинской столице строит московское правительство, надо думать не за личные деньги градоначальника Юрия Лужкова, хотя российская столица в этом году дважды урезала свой бюджет, сократив его на треть. Но, даже восстановив города и села Южной Осетии, России все равно придется содержать эту территорию. Никакой промышленности, никакого хозяйства там нет, и не предвидится. Налоги оттуда поступать не будут. Во-первых, неоткуда. Во-вторых, государство то от России независимое и платить в российский бюджет не обязано и останется дополнительной нагрузкой на него. Это плата за победоносную войну. С Абхазией как-то легче. Там море, солнце, красивая природа, мандарины и косточковые фрукты. В перспективе могут приехать туристы и оставить там деньги. Вот для этого и нужно международное признание, чтобы дело пошло. Но его нет, к большому удивлению московских начальников. Вроде бы доказали своему народу, что были вынуждены принуждать Грузию к миру из-за ее желания установить конституционный порядок на собственной территории, а мир никак не хочет понять эту простую истину.
Есть еще одна проблема для российских денег, в частности, в Южной Осетии. В прошлом году Владимир Путин обещал жителям Цхинвали, что восстановление города займет всего несколько месяцев. Миллиарды рублей были выделены, а восстановления как не было, так и нет. Во время визита в Южную Осетию в июле президент России Дмитрий Медведев мог лично убедиться, что восстановление идет из рук вон плохо. Эдуард Кокойты объяснил это фактическим отсутствием на работе премьер-министра Асламбека Булацева вроде бы по состоянию здоровья. После этого он был уволен. Так финансовый вопрос перешел в политическую плоскость.
Бывшего главу управления Федеральной налоговой службы по Северной Осетии Асламбека Булацева назначили на пост главы правительства в Цхинвали по предложению самого Владимира Путина. Москва надеялась использовать бывшего налоговика для контроля расходования денег, выделяемых на послевоенное восстановление республики. Но как раз этого категорически не хотел президент Эдуард Кокойты. В результате московский назначенец провел в своем цхинвальском кабинете всего несколько дней. После чего навсегда покинул Южную Осетию: по одной версии, из-за проблем со здоровьем, по другой, более вероятной, из-за категорического нежелания президента республики сотрудничать с чиновником, которого считал кремлевским назначенцем для присмотра за ним.
Эдуард Кокойты сообщил журналистам, что у жителей республики были вопросы к Булацеву, связанные с промедлением в восстановительных работах. Это выглядит откровенным издевательством. Если чиновник действительно был болен, то у Эдуарда Кокойты был почти год для того, чтобы найти ему замену. Вместо этого президент Южной Осетии сформировал президиум кабинета министров, который возглавил не глава кабинета, как в России, а он сам. Так финансовые потоки ему контролировать легче. Новым премьер-министром стал очередной российский гражданин — генеральный директор челябинской строительной фирмы «Вермикулит» Вадим Бровцев. В первую очередь ему придется выяснить, как расходуются 8,5 млрд. руб., уже выделенных российским правительством в текущем году. Говорят, что он креатура министра регионального развития Виктора Басаргина. Сомнительно, что новый чиновник сумеет навести порядок в расходовании российских денег.
Во-первых, Минрегион и его глава не имеют в Москве достаточного бюрократического веса. И не ему тягаться с Эдуардом Кокойты, если последний смог добиться удаления из республики назначенца самого Владимира Путина. Во-вторых, кандидатура Вадима Бровцева была согласована, иначе ручной югоосетинский парламент не утвердил его в должности в рекордно короткие сроки. В-третьих, никто особенно и не стремится навести порядок в расходовании средств российского бюджета. В первую очередь в Москве очень многим это совсем не нужно. Деньги уходят в формально независимое государство и российские фискальные и контролирующие органы не имеют права проверять их расходование. Это должны делать свои, местные. А как они контролируют, знают все. Особенно Эдуард Кокойты. Такая черная финансовая дыра в Южной Осетии устраивает всех. Как в Первопрестольной, так и в Цхинвали.
А для того, чтобы народ российский не задавал лишних вопросов и не проявлял ненужное любопытство, расхрабрившийся Эдуард Кокойты предъявляет территориальные претензии Грузии. Он вдруг узнал, что богатое минеральными источниками Трусовское ущелье между Казбеком и главным Кавказским хребтом, «непонятно по какой причине в советское время отошло к Грузии» и сегодня контролируется Тбилиси. Причина здесь одна. Президент Южной Осетии несколько озадачен тем, что Министерство финансов России рекомендовало регионам провести оптимизацию, а в реальности сокращение, социальных расходов при планировании бюджетов на 2010 г. Это уже коснулось Северной Осетии, не исключено, что дойдет очередь и до Южной. Так что напряженность и территориальные претензии к соседям не помешают. И югоосетинская финансовая черная дыра будет продолжать засасывать деньги российских налогоплательщиков. Даже пять дукатов Россия за Южную Осетию не получит. Будет давать свои, кровные.
Похоже, что дела у российского руководства не очень. Сложностей в Центральной Азии, с Белоруссией, новым составом молдавской власти ему уже мало. Решили добавить горючего материала в отношениях с Украиной. Решение не направлять посла в Киев, изложенное в послании Дмитрия Медведева украинскому президенту, — демонстрация ужесточения курса и нового витка дипломатического давления. Газ и главный санитар Онищенко всегда под рукой. И еще одно. Дипломатический демарш — прямое вмешательство в разворачивающуюся предвыборную кампанию. Хотя непонятно в чью пользу. Пророссийских политиков среди возможных кандидатов, кроме маргиналов, о которых и говорить не имеет смысла, нет, и не будет. Похоже, что таким образом запугивают не Украину, а собственный народ. Жить то ему становится все хуже. Так что враги и числом побольше крайне необходимы.