Церковная жизнь в России стала напоминать светскую. Через относительно короткое время 28 — 29 января 2009 г. на Поместном соборе будет избран новый патриарх. Даже в советское время при всей его безальтернативности предвыборные страсти перед соборами кипели достаточно сильно, только их тщательно скрывали от посторонних глаз. Что уже говорить о современном положении, когда возможные кандидатуры на высший церковный пост обсуждаются открыто не только в церковных кругах, но и светскими людьми и властями.
Формально церковь отделена в России от государства, но это не более чем дымовая завеса. Начиная со времен Петра I, церковь всегда была частью государственной машины. Хотя большевики расстреливали и гноили в лагерях священников и иерархов, устраивали в церквях склады или клубы, они всегда тщательно следили за тем, чтобы церковная, пусть и усеченная, жизнь была под полным контролем. За качество и полноту его отвечал вооруженный отряд партии ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ-КГБ. Есть сведения, что и карьера почившего патриарха Алексия II была столь стремительной не без поддержки этой всесильной организации. В архивах Совета министров Эстонской ССР остались косвенные свидетельства такого сотрудничества. Хотя прямо имя Алексия II (в миру Алексея Ридигера) не называется, но некоторые данные, приведенные в материале «Отчет об агентурно-оперативной деятельности за 1958 год 4-го отдела КГБ при Совете министров ЭССР», позволяют относительно просто идентифицировать агента «Дроздова» (1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия... Завербован 28 февраля 1958 года... для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства... При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского). Что и произошло через очень короткое время.
На экстренном заседании Священного синода местоблюстителем был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Поскольку заседание было экстренным, то не успели приехать два постоянных члена Синода — предстоятель Украинской церкви митрополит Владимир (Сабодан) и предстоятель Молдавской церкви митрополит Владимир (Кантарян). Так что заседание Синода прошло в укороченном составе. Традиция предписывает, что местоблюстителем становится старейший по епископской хиротонии из числа постоянных членов Священного синода. Сегодня старейшим является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому в мае следующего года исполнится 80 лет. Нарушение традиции стало отправной точкой все расширяющихся толков и прогнозов относительно кандидатуры будущего патриарха.
Постоянных членов Священного синода после смерти патриарха осталось семь. Заведомо непроходными фигурами среди них являются: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Канторян). В знающей и решающей части церкви у него репутация хорошего епархиального шофера, стечением обстоятельств попавшего на архиерейскую кафедру. Но он ориентируется на митрополита Кирилла, выступавшего покровителем Православной церкви Молдовы. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) имеет весьма преклонный возраст (в мае 2009 г. ему исполнится 80 лет). Известен скандалами и ультралиберальными, по меркам сегодняшней церкви, инициативами. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Пожилой (73 года) и больной человек с репутацией, подмоченной либерализмом и экуменизмом. Как человек, близкий некоторое время к патриарху, он смог продвинуть в епископат значительное количество своих ставленников, что делает его владельцем значимого пакета голосов на предстоящих выборах. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) будучи руководителем Белорусского экзархата, сумел наладить отношения с «бацькой» Александром Лукашенко, утихомирить конфликты между белорусскими и росийскими националистически настроенными священниками. В других условиях у него были бы неплохие перспективы, но, по сведениям белорусских церковных интернет-изданий, у Филарета слабое здоровье. Характерно, что после смерти патриарха он не совершил заупокойную службу в кафедральном соборе, хотя епархиальная пресс-служба подчеркнула, что митрополит будет участвовать во всех предполагаемых мероприятиях Синода.
Судя по всему, основная борьба будет происходить между митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) и уже занявшим пост местоблюстителя митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Климент — второй по молодости (59 лет) и самый юный по стажу (с 2003 г.) постоянный член Синода. Как управляющий делами Московской патриархии — аналог администрации президента в вертикали светской власти, он, естественно, имеет дело с высшими государственными властями и, судя по всему, находит с ними взаимопонимание. Он является единственным в Синоде явным консерватором и отличается редкой среди епископата, но столь ценимой в церкви, скромностью и поэтому имеет неплохие шансы получить много голосов провинциальных делегаций.
Митрополит Кирилл — нынешний глава отдела внешних церковных связей — в последнее время был наиболее публичным из церковных управленцев. Активно участвовал в воссоединении русской и зарубежной православных церквей в мае 2007 г. За Кириллом стоит и серьезный административный ресурс — редкий вопрос церковной жизни решается без утверждения в Отделе внешних церковных связей, который он возглавляет. Шансы митрополита Кирилла увеличивает решение Синода избрать его местоблюстителем. Этот пост не может быть гарантией победы на церковных выборах — так, в 1990 г. местоблюстителем был избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет, однако патриархом стал Алексий II.
Тем не менее, именно у этого кандидата в церкви может появиться самая мощная оппозиция. В РПЦ очень сильны консервативные настроения, иллюстрацией которых стал громкий скандал с чукотским епископом Диомидом, который обвинял руководство РПЦ в излишнем сближении с государственной российской властью и заигрывании с представителями других конфессий. По мнению политолога Станислава Белковского, консервативное крыло окрепло и после объединения Русской и Зарубежной православных церквей, поскольку последняя традиционно следовала линии церковной изоляции. Против Кирилла — и довольно длинный шлейф скандалов, связанных с коммерческими делами. Его в церковных кругах многие называют «табачным митрополитом». Значительная часть консервативно настроенных церковных руководителей, возможно, будет голосовать не столько за Климента, сколько против его конкурента.
Судя по всему, пока силы главных претендентов примерно равны, решающей будет позиция митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Ведь треть приходов и 59 епископов (контрольный пакет при голосовании) находятся на территории Украины. Весьма вероятно, что представители от Украинской церкви предпочтут именно Кирилла, так как он не раз высказывался за постепенное и безболезненное отделение УПЦ от Московского патриархата. Но здесь нужно учитывать, что одно дело заявлять так, будучи митрополитом Кириллом, а другое — санкционировать самостоятельность УПЦ на высшем церковном посту. Тут возможны любые перемены, обычно самые неожиданные. Можно заранее говорить о том, что светская российская власть такому повороту не обрадуется. Украинская карта на церковных выборах может быть козырной, а может дать противоположный результат.
И, наконец, третий и, надо полагать, решающий игрок в этой церковной электоральной игре — российская власть. Ее возможности весьма велики от Москвы до самых до окраин. Высшие иерархи будут действовать согласованно с Кремлем, а представители провинций на Поместном соборе должны оглядываться на своих местных светских начальников, ведь потом им с ними жить дальше. Учитывая эти обстоятельства, значительное влияние на выбор определится линией власти. Консервативное течение в РПЦ ближе Кремлю идейно, но за высокими стенами должны учитывать, что в церкви уже долгое время наблюдается застой, о чем неоднократно говорил Алексий II. Патриарх-консерватор может не собрать мирян и многих клириков, а, наоборот, усилить центробежные тенденции и тем самым значительно увеличить нынешние трудности. Такие же проблемы могут возникнуть при активном обновленческом процессе. Несомненно, церковные и светские власти стоят перед нелегким выбором, который, к тому же, будет определять вектор политики РПЦ на годы.