Турция наконец-то начала переговоры с Европейской комиссией об условиях своего возможного вступления в Европейский Союз. Но станет ли «возможное» реальным, остается открытым вопросом. Действительно, завершение переговоров, скорее всего, будет столь же сложной задачей, как и решение их начать.
Достаточно вспомнить, что Турция впервые подала прошение о вступлении в 1959 году и что с 1963 года (когда было заключено соглашение об ассоциации. — Ред. ) Европейское Экономическое Сообщество — предшественник сегодняшнего ЕС — отвечало Анкаре выжидательной тактикой. В то же самое время, в результате отсутствия открытого отказа, а только серии кивков и намеков на то, что однажды вступление в ЕС может стать реальностью, ожидания интеграции в ЕС со стороны Турции становились все более очевидными.
Но простые европейцы посмотрели на карту, и столкнулись с географическим фактом, отрицать который невозможно: 95% территории Турции и 80% ее населения находятся в Азии. В результате оживленные и яростные дебаты — в Турции и ЕС — о том, действительно ли Турция принадлежит к Европе, продолжаются, несмотря на начало переговоров.
Конечно, вопрос о европейском самосознании Турции не может быть решен с помощью уроков географии. По крайней мере половина всей греческой драматургии и философии была создана в Малой Азии. Первые христианские миссии святого Петра и святого Павла были в Турцию. Османская империя на протяжении веков считалась частью «европейского сообщества», будучи необходимой для определения и обеспечения стратегического баланса между «великими державами» Европейского континента.
Однако исторических доказательств недостаточно для того, чтобы объединить настроения в Европе в пользу вступления Турции в ЕС. Наоборот, «турецкий вопрос» будет решен на основе современных политических предрассудков и тревоги о будущем. К счастью, преждевременный выбор пока что не был сделан: процессу, который приведет к принятию окончательного решения, было позволено начаться с переговоров.
Переговоры о вступлении будут долгими и тяжелыми, хотя бы только потому, что принятие acquis communautaire (законодательства ЕС. — Ред. ) потребует адаптации 10 тысяч страниц текста. Однако сегодня все это, похоже, имеет серьезный шанс на успех.
И все же Турция пугает многих европейцев. С ее 67 миллионным населением, которое увеличится до 80 миллионов через 20 лет и до 100 миллионов к 2050 году, Турция будет самой густонаселенной европейской страной. Но это также и очень бедная мусульманская страна. Надо отметить, что некоторые европейские страны, главным образом Германия и Австрия, пережили крупный наплыв турецких иммигрантов. Но эти иммигранты являются главным образом бедными крестьянами из Анатолии, интегрировать которых оказалось очень сложно. И наоборот, многочисленная светская интеллигенция Турции, воспитанная на европейской культуре, из числа которой турецкое государство набирает большинство своих кадров, осталась в Стамбуле и Анкаре.
Европу также пугает перспектива новой волны турецких иммигрантов, которые очень сложно ассимилируются в европейских странах. На какое-то время такая иммиграция практически прекратилась благодаря быстрому (самому быстрому в Европе) экономическому росту в последние годы, поглощающему все имеющиеся трудовые ресурсы и, таким образом, приостановившему поток эмигрантов. Однако в Европе сохраняется страх того, что вступление Турции в Союз вызовет новую волну иммиграции.
Опасения граждан ЕС носят не только экономический характер. Турция стала ареной исключительной жестокости и насилия в 20-м веке: ее участие в Первой мировой войне разожгло ненависть и привело к массовым убийствам, тогда как геноцид армян стал последним ужасным спазмом Османской империи. Более того, в то время как Кемаль Ататюрк восстановил национальную гордость Турции, создав светскую турецкую республику, его наследие неоднозначно, поскольку включает как сильное влечение Турции к Западу, так и милитаризацию общественной жизни. Последнее объясняет репрессивное отношение к свободе слова и независимости суждения, характерное для общественной жизни Турции — смирительную рубашку, не допустившую проведения настоящих переговоров с неугомонными турецкими курдами или решения вопроса Кипра.
Но стремление Турции в ЕС означает, что она будет вынуждена демилитаризовать свою демократию и найти мирное решение проблем со всеми своими соседями и будущими партнерами — армянами, курдами и греками-киприотами. Таким образом, если Европе удастся преодолеть свои страхи и сомнения и открыть двери для могущественного мусульманского государства, она укрепит мир в одном из самых опасных регионов мира.
Действительно, интегрировав Турцию, Европа продемонстрирует, что не является «христианским клубом», что предполагаемое «столкновение цивилизаций» не должно быть фатальным и что европейский проект, основанный на стремлении к примирению и необходимости способствовать развитию, может распространиться далеко за пределы западной половины Европы. Открыв двери Турции, ЕС наконец-то начнет играть подобающую ему роль в решении сложных современных политических проблем.
Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и лидер Социалистической партии, в настоящее время является членом Европейского парламента