Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запад оказался не готов к «гибридной войне» России

ЕС и США достаточно хорошо оценивают обычные и ядерные военные возможности России. Но как относительно других видов оружия?
30 сентября, 2014 - 11:38
Эдвард Лукас
ФОТО РЕЙТЕР

Как видим по событиям в Украине — а теперь и в странах Балтии — традиционной военной силе и игре мышцами отведена лишь незначительная роль в арсенале Кремля. Основным заданием его вооруженных сил являются, собственно, не сами боевые действия, а провоцирование, запугивание и унижение. Это предполагает вторжение в воздушное пространство других стран (в частности, Швеции, на прошлой неделе) или нервирующие полеты неподалеку (например, в случае с Америкой). В такие действия вкладывают смысл тренировочных учений, предусматривающих репетиции нападения, а также демонстрацию нового оружия (но готовность применить ядерное).

Кроме того, частью психологической войны является экономическое давление. Оно может приобретать форму ограничения доступа к российскому рынку (это болезненно, в частности для польских поставщиков яблок или литовских молочных экспортеров). Такая тактика создает «экономическое нищенство» — безработицу и снижение уровня жизни — и таким образом осуществляется политическое давление на лидеров тех стран, которые уже и без того чувствуют на себе угрозу и нервничают.

Энергетика является идеальным оружием. Крупные энергетические компании берегут хорошие отношения со своими основными поставщиками. Они будут страдать, если их правительство поставит под угрозу их прибыль из-за, скажем, неосмотрительной поддержки санкций.

В теории бизнес должен заботиться о сохранении верховенства права (спросите россиян, что это такое, когда бизнес работает в стране, которая ощущает нехватку верховенства права). Однако на практике все это слишком привлекательно — иметь дело с людьми, которые уничтожат вашу страну в долгосрочной перспективе, но предлагают прибыль в краткосрочной. Итак, Россия водит морковкой дешевых и надежных поставок по газопроводу «Южный поток». А ишаками, которые ведутся на эту морковку и жуют ее, являются Австрия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Италия, Сербия и Словения. Они не осознают, что ценой этой моркови является то, что их запрягли тянуть российскую подводу.

Если же вы разозлите Кремль, то вам перекроют газовую трубу (именно это произошло недавно с Польшей и Словакией). Правда, существуют и другие поставщики газа и альтернативные источники энергии. Однако за них нужно заплатить более высокую цену: пропадают рабочие места, расходы становятся выше и на первых порах меньшая надежность. Немногие избиратели согласились бы принять такую цену, как плату за национальную безопасность.

Коррупция является полезным средством привлечения к правильному принятию решений и в энергетике, и в других отраслях. Зачем осуществлять вторжение в страну, когда вы можете финансировать политические партии, которые будут выполнять ваши приказы (открыто или тайно); или предложить высокооплачиваемую работу политикам после их выхода на пенсию? Вы можете предложить деньги журналистам и редакторам, спонсировать аналитические центры и поддерживать неправительственные общественные организации для продвижения своих интересов. Как следствие — общественная жизнь меняется. Те, кто выступал против России, чувствуют себя бедными и одинокими. Те, кто подпевал Кремлю, процветают профессионально и персонально.

Благодаря своим спецслужбам Кремль сотрудничает с организованной преступностью (например, в Болгарии). Если вы контролируете мощных местных мафиози, ваши оппоненты пребывают в еще большем страхе. Более того, полезными помощниками в кибернетической войне являются преступные хакеры — либо стоят за массированными кибернападениями, как это было в Эстонии в 2007 году, либо для более сложного блокирования правительственной связи, как это имело место в Украине. Психологическая война предлагает множество возможностей — таких, как искусственно созданная финансовая паника (опять же Болгария).

Старомодная тактика дипломатических трюков, наподобие «разделяй и властвуй», тоже хорошо работает. Кремль намекает Западу, что поможет ему на Ближнем Востоке в обмен на развязанные руки в Украине. Даже если ничего не происходит, это все равно деморализует других восточноевропейских союзников Запада.

Совмещает все это российская пропагандистская машина с ее шквалом отрицаний, двусмысленности, лицемерия и подходом «вы на себя посмотрите». Основной посыл российской пропаганды заключается в том, что, мол, более тесные связи с Россией лучше, чем ставка на зависимость от слабого, властолюбивого и загнивающего Запада.

В одиночку ни один из этих видов оружия ничего не решает. Но вместе они создают мощное сочетание. Россия ведет «гибридную войну». Запад еще не готов к «гибридной обороне».

Эдвард ЛУКАС — заместитель главного редактора журнала The Economist. Автор книги «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу»

(www.radiosvoboda.org)

 

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ