В минувшее воскресенье во многих городах России состоялись шествия в память оппозиционного политика Бориса Немцова, убитого 26 февраля 2015 года. В «Марше Бориса Немцова» в Москве приняли участие около 15 тыс. человек, которые пронесли многочисленные плакаты и баннеры, критикующие политику Кремля и интервенцию России на Украине, против которой активно выступал Борис Немцов. В этом шествии участвовали представители различных оппозиционных партий и движений, в том числе «Парнас», «Яблоко», «Солидарность», «Открытая Россия» и незарегистрированной Партии прогресса Алексея Навального.
Лидеру партии «Парнас» Михаилу Касьянову, возглавившему колонну, неизвестный плеснул в лицо зеленкой. Российские СМИ сообщают, что злоумышленник задержан полицией.
Как заявил один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин, главное требование этих акций — довести до конца расследование убийства Немцова и привлечь к ответственности заказчиков убийства.
Дальнобойщики из движения «12 тонн» выступили на акции против системы «Платон». Адвокаты Николай Полозов и Марк Фейгин развернули транспарант с надписью: «Прекратите репрессии в Крыму! Свободу украинским политзаключенным!».
Шествия и митинги были организованы также в десятках других городов в России и за рубежом. В Петербурге акция, несмотря на отсутствие согласования, собрала, по данным организаторов, свыше пяти тысяч человек. В Новосибирске, по данным местной прессы, в акции памяти Бориса Немцова участвовало около 500 человек. «Мы со всей решимостью намерены продолжить его усилия по превращению нашей страны в мирное европейское государство, соблюдающее свои международные обязательства, признающее безусловный приоритет международного права над национальными законами», — говорится в зачитанном на митинге тексте резолюции.
ФОТОРЕПОРТАЖ: В Киеве почтили память Бориса Немцова
Фактически все главные российские телеканалы не «заметили» состоявшихся «Маршей Бориса Немцова». Тем временем в редакционном комментарии, посвященном к очередной годовщине убийства Бориса Немцова «Ведомости» под названием «Убийство политики», отмечается, что в России сложилась традиция не раскрывать политические убийства и общество если и бывает шокировано политическим убийством, то лишь на пару дней. В качестве примера газета приводит имена Пола Хлебникова, Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Александра Литвиненко, Зелимхана Яндарбиева.
«Политические убийства оказались непротиворечиво встроены в современную российскую реальность. У власти нет мотива найти заказчиков. У общества нет запроса на «отмщение». Собственно общество и не чувствует себя оскорбленным. Фактически нераскрываемость такого убийства молчаливо признается не провалом государства, а нормой», — констатирует издание.
«ОН ЖИВЕЕ ФОРМАЛЬНО ЖИВЫХ...»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:
— Такого рода мероприятия нельзя оценивать в категориях эффективности или по чисто количественных показателях, хотя по некоторым данным там было более десяти тысяч человек. И учитывая нынешнюю ситуацию, это очень много для России. Поэтому я бы выдел другие более важные моменты.
Во-первых, в том месте, где было совершенно это убийство, несмотря на то, что эти цветы убирают, они постоянно там есть. Как и есть постоянно живые цветы на могиле Бориса Немцова.
Во-вторых, он постоянно становится, к великому сожалению посмертно, человеком, который сплачивает пусть немногочисленную, но достаточно существенную часть российского общества для будущего России.
Также важно понимать, что кроме московского марша митинги в его память были в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ярославле, где он в последнее время занимался публичной политической деятельностью, будучи депутатом городской думы.
И очень важным является то, что он остается своеобразным моральным камертоном. И это — главный итог марша в память Немцова и он важнее любых качественных показателей.
Другое дело, что пока, к сожалению, нет ни возможностей, ни ресурсов, ни понятных способов того, как политически воплотить то, за что он боролся и отдал жизнь.
Но этот марш показал, что значение Немцова как морального стимула «Другой России» растет, и остается важным фактором в действующей российской политике.
Тот факт, что на этом марше зеленкой был облит Михаил Касьянов, который, кстати, может быть кандидатом от объединенной оппозиции, поскольку Навальному судимость не позволяет баллотироваться в президенты, свидетельствует о беспокойстве властей. Они понимают, что хотя таких людей мало, но за ними есть моральная сила.
Что касается возможности создания политической силы, символом которой мог бы быть Немцов. Проблема состоит в том, что, к великому сожалению, трудно себе вообразить сейчас в России процесс создания какой-то единой оппозиционной партии. Собрать в одну партию всех оппозиционеров не так просто, потому что, во-первых, их не зарегистрируют, а если и зарегистрируют, то будет найден способ, чтобы их либо не допустить на выборы, либо сделать так, что они ничего не наберут. К сожалению, сейчас это один из главных тупиков российской политической системы, когда любые перемены могут начаться только сверху и не с помощью выборов. Выборы перестали быть инструментом смены власти, каковыми они должны быть как во всех демократических государствах.
Скорее всего, сейчас перед российской оппозицией возникнет очень важная проблема, участвовать ли формально в выборах президента, которые состоятся в следующем году, или нет. Понятно, то избирательное законодательство в России и его применение таково, что, к сожалению, вообще поменять власть на выборах сейчас невозможно в принципе. Независимо от реальных рейтингов действующего руководителя, любой человек, которого Кремль выдвинет, выиграет независимо от реально показанного результата и явки. Необходимый результат будет обеспечено с помощью того, как посчитают.
Поэтому актуальной задачей для оппозиции является сохранение представления о том, что политика может быть другой и при этом опираться на легитимность. Важно, что марш Немцова это не насильственная акция, в ней нет каких-то силовых действий со стороны всех, кто ходит на такие мероприятия.
При этом Немцов остается живым российским политиком, а не мертвым, что очень важно. Он живее формально живых Жириновского и Зюганова и многих других российских политиков. Мне кажется, очень важно думать о том, чтобы сохранять идеалы и принципы. Это может пригодиться в другом следующем цикле российского исторического развития, потому что, так или иначе, нету бессмертных властей и нету бессмертных режимов, даже тех, которые пытаются таковыми себя представить и делают все возможное, чтобы их никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя было сменить законным и мирным путем.
Эта проблема усугубляет политическую ситуацию в стране. Но мне кажется, что важно, несмотря на это, все равно работать над возможным объединением тех сил, которым не нравится курс властей и главное — сохранять некоторые принципы в обществе и в головах политиков, чтобы быть готовым к возможным переменам в будущем и чтобы их превратить во что-то содержательное.
КСТАТИ
Накануне годовщины смерти Бориса Немцова в прокат вышел фильм о нем под названием «Слишком свободный человек», который впервые представили на «Артдокфесте» в декабре прошлого года. Как сообщается на сайте www.bfm.ru, практически все билеты проданы, в некоторых кинотеатрах — еще за неделю до премьеры.
В декабре прошлого года в Украине в широкий прокат вышел документальный фильм «Мой друг Борис Немцов», снятый режиссером Зосей Родкевич.