Украина остается одной из беднейших стран Европы, но, похоже, уже окончательно вышла из экономической комы, в которую попала в начале 90- х годов. Темпы роста ВВП в 2003 году были не столь значительны, как в Китае, но все же вселяли оптимизм. Структура экономики улучшилась, и постепенно отечественная промышленность стала вспоминать о выпуске товаров конечного потребления, а машиностроение стало одним из лидеров экономического роста. У бедных появилась вера в стабильность, у богатых появилась фишка — прикупать заводы соседних стран, начал зарождаться средний класс — таковы главные достижения украинской экономики в 2003 году.
БОГАТЕЮЩАЯ БЕДНОСТЬ
В уходящем году украинцы стали жить немного лучше. Размер легальной заработной платы вырос приблизительно на 20%, немного большими темпами росла зарплата, выдаваемая в конвертах. Большинство киевлян получают на руки не меньше 200 долларов в месяц, в регионах средний оклад в два раза меньше. 100% малого и среднего бизнеса все еще недовольны налоговой системой и предпочитают рассчитываться с рабочей силой «черным налом». Главная причина — сохранение очень высоких отчислений из легального фонда заработной платы. Несмотря на то, что с 1 января до 13% снижена ставка подоходного налога, проблема чрезмерных отчислений в Пенсионный фонд не решена, а значит, около половины экономики продолжит работу в тени.
В связи с тем, что на официальные данные при оценке роста благополучия граждан ориентироваться бессмысленно, обращают на себя внимание косвенные факторы. Например, относительный бум на рынке автомобилей. В прошлом году каждый двухсотый работоспособный украинец приобрел новый автомобиль. Кстати, вопреки расхожему мнению, значительного подорожания автомобилей малого и среднего класса в связи с введением 30-процентной импортной пошлины в этом году ожидать не стоит, потому что для них давно действует пошлина 40%. На общий рост числа оптимистов в стране указывает и тот факт, что темпы роста продаж пива опережают продажу водки.
БОГАТЫМ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО
Для украинских капиталистов уходящий год был вполне сносным. Значительно укрепившая свои позиции донецкая промышленно-финансовая группа поглощала все предприятия, тем не менее ее конкурентам рано жаловаться на судьбу. Разве что группа «Приват» была в нескольких случаях попросту выставлена с нескольких предприятий. Впрочем, честь Днепропетровска в политико-финансовых боях достойно отстояла группа «Интерпайп».
Новшеством в тактике украинского капитала стали робкие попытки инвестиций на внешних рынках. Самым удачным примером стало приобретение компанией, входящей в донецкую ФПГ, венгерского металлургического завода «Dunaferr» за 380 миллионов евро. Эта же группа продолжает борьбу за контроль над польским меткомбинатом «Huta Chestochowa», который потенциально стоит не меньше. Кстати, возвращаясь к вопросу о налогах, официальная прибыль, например, корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» по итогам прошлого года составила 5,8 миллиона гривен. Порадовала и «оппозиционная» ФПГ в лице «Рошена», оформившая покупки заводов в Липецке и Брянске. «Внешние порывы» богатых украинцев можно только приветствовать, ведь это дает повод надеяться, что, может быть, в новом году их внутренняя конкуренция будет проходить более цивилизованно.
НЕ ВСТУПИЛИ...
Вопреки ожиданиям и президентскому указу, Украина в 2003 году не закончила переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Из более чем 40 стран, с которыми нужно согласовать украинский таможенный режим, свое «добро» нашему правительству дали лишь 19. Из них 9 — в прошлом году. Не шибко радел за вступление и парламент. Вместо того, чтобы принимать законы для адаптации законодательства к нормам ВТО, депутаты утвердили несколько законов, которые этим нормам противоречат. Все это указывает на слабую вероятность вступления Украины в ВТО и в 2004 году, хотя правительственный куратор этой темы Валерий Пятницкий просит не терять оптимизма. Этого у нас хоть отбавляй. Например, очень многие верят, что невступление в ВТО — это хорошо, потому что государство не делает ничего для подготовки экономики к снятию таможенных барьеров перед импортом.
«Не получилось» в 2003 году вступить и в ЕврАзЭС. Намного большими темпами продвигались двусторонние переговоры с Москвой о новой зоне свободной торговли, никак с ЕврАзЭС не связанной, — в рамках ЕЭП. Тем временем правительство предложило Европейскому Союзу также разработать график создания зоны свободной торговли, чем повергло в тяжкие раздумья брюссельских чиновников. Причем, ответа на эту инициативу из ЕС нет уже так давно, создается впечатление, что думают они совершенно не о том. А вот Вашингтон об Украине заявляет постоянно и помногу. Например, о том, что пока нет ясности в сроках возможного предоставления нашей стране статуса страны с рыночной экономикой и что США последними дадут «добро» на вступления Украины в ВТО.
ПРОВАЛ ГОДА
Главным же экономическим провалом 2003 года, безусловно, стал продовольственный кризис. На протяжении августа— сентября правительство демонстрировало неготовность не только предугадать появление столь масштабного дефицита на рынке зерновых, но и разработать качественную программу мер по его устранению. Такого позора страна не знала давно. Даже в тяжелые годы советской перестройки Украина оставалась экспортером хлеба. Инициированная Кабмином «дискуссия» о необходимости отмены НДС и импортных пошлин на зерно лишь отсрочила период, когда частный бизнес самостоятельно смог решить эту проблему. Ведь так нужный Украине хлеб не ввозился из- за того, что еще некоторое время предприниматели ждали утверждения этих льгот парламентом.
В этом году Госрезерв намерен закупить рекордные объемы продовольствия в закрома Родины, но уже очевидно, что проблему это не решает. Рынки зерна и подсолнечника в каждой из областей монополизированы коммерческими структурами, близкими к действующим или бывшим губернаторам. А это настоящий предвестник беды. И хотя председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев утверждает, что во время кризиса на монополизированных рынках цены росли меньшими темпами, эта странная иллюзия никого не должна вводить в заблуждение. Такой стратегически важный вопрос, как обеспечение населения продовольствием, уже на уровне оптовых закупок находится вне всякого контроля государства.
ПРОРЫВ ГОДА
Успехом стало то, что коммерческие банки приблизились к народу. Стремительное увеличение объемов потребительского кредитования дало толчок для зарождения так называемого среднего класса, то есть класса небогатых людей, которым есть что терять. Возможность приобрести автомобиль или квартиру, уплатив лишь 20—30% стоимости в виде стартового платежа, стала главным подарком для украинцев. Средняя ставка потребительских кредитов составляет чуть больше 20% годовых, и это, вне всяких сомнений, слишком много. Оправдать ценовую политику банкиров может лишь сохранение высоких ставок по депозитам и большой спрос на кредиты со стороны населения.
К сожалению, в этом году многие банки уже запланировали сокращение программ потребительского кредитования, опасаясь дополнительных рисков. Банкиры всегда руководствовались пословицей: «Не клади все яйца в одну корзину». Если объемы потребительского кредитования будут расти такими высокими темпами, это может повлиять на показатели, формирующие представление об устойчивости банка. Похоже, в этом случае новые стимулы должен создать Национальный банк Украины.
ОТ ПОЛИТИКИ НЕ УЙДЕШЬ
Как бы нескладно это ни звучало, главным экономическим фактором 2004 года станут президентские выборы. Президент на сегодняшний день является гарантом не только Конституции, но и стабильности существования крупнейших промышленно- финансовых групп страны. Тревожное ожидание неизвестности и будет определять поведение этих групп на ближайшие месяцы. Никто не знает, как поведет себя новый глава государства, а значит, ожидать можно чего угодно. Вплоть до «выборочной реприватизации», которую сейчас продемонстрировал своим олигархам Путин. Пессимистический сценарий состоит в том, что сразу после президентских выборов на самых доходных рынках страны начнется масштабное перераспределение, сопровождаемое громкими уголовными делами.
До выборов не приходится ожидать и активности инвесторов в Украине. Очевидно, наиболее крупными сделками с акциями стратегических предприятий станет так называемая адресная приватизация. Группы, контролирующие различные государственные промышленные объекты с помощью админресурса, накануне выборов на всякий случай попытаются их подешевле приобрести. Начало этого процесса страна уже наблюдала в 2003 году. Риски нашей страны на фоне «путинских реформ» кажутся московским бизнесменам детской забавой, поэтому следует ожидать дальнейшей экспансии российского капитала на стратегические рынки.
Впрочем, ни один из реальных претендентов на президентский пост в Украине не исповедует принципов, которые бы кардинально отличались от экономической политики нынешней власти. И это дает надежду на сохранение стабильного роста в этом году, который составит ориентировочно 6—8%.