Заявления, которые нашли нужным обнародовать среди самых первых премьер- министр Юлия Тимошенко и ее верный оруженосец, а ныне первый вице-премьер Александр Турчинов, по-видимому, уже заставили напрячься подавляющее большинство бизнесменов и чиновников. А еще вызвать определенные предостережения даже у сторонников демократической коалиции. Начнем по рангам. Ю. Тимошенко пригрозила должностным лицам (тем, которые оставили должности, и которые пока остаются в своих кабинетах), что проведет тотальную проверку их деятельности на предмет законности использования государственных средств, и что все будет учтено до копейки. Все как будто бы правильно — государственная казна, особенно при втором пришествии Виктора Януковича, стала очень существенным, если не сказать главным источником доходов ряда приближенных к Кабмину промышленно-финансовых групп, бизнесменов несколько меньшего калибра и чиновников, которые обеспечивают направление бюджетных средств в нужном для тех направлениях. Информация об огромных «откатах» в пользу последних стала обычным явлением. Но всеохватывающую проверку законности, обоснованности тех или иных бюджетных расходов, тем более «до копейки» невозможно провести по определению — этого никогда не могла сделать даже такая мощная структура как Счетная палата. Тем более «протестировать» законность всех проведенных предыдущими должностными лицами тендеров. И в первом, а особенно во втором случаях, если применять правовые процедуры, дело может растянуться на длительное время хотя бы по той причине, что «погрязнет» в судебных процедурах. Досадно, но все это очень напоминает заявления пани Юлии во время первого премьерства о пересмотре, если правильно упоминаю, более 30 тысяч приватизационных дел. Кстати, эта тема всплывает и сейчас. Т.е. возникает вполне реальная угроза, что значительные силы нового правительства будут брошены на разрешение прошлых проблем вмест о того, чтобы бороться с нынешними и теми, которые встанут вскоре. Немного успокаивает, что из уст премьера прозвучали заявления о поручении министрам выделить по пять приоритетных направлений в сфере своей ответственности и разработать программы решения назревших и перспективных задач. Но все это может просто утонуть в борьбе с прошлыми злоупотреблениями. Безусловно, практику превращения государственной казны в «кормушку» для бизнеса и владельцев больших и малых кресел в правительстве (как и парламенте, а еще, по-видимому, и в Секретариате Президента) следует безжалостно искоренять. Но, представляется, в близкой перспективе разумнее сосредоточиться на тех направлениях, где проходят наиболее значительные финансовые потоки или которые являются наиболее важными в социальном плане. Среди первых, на взгляд автора, это должна быть угольная промышленность, аграрный сектор, некоторые другие сферы. В «социалке» стоило бы заняться здравоохранением, образованием, жилищно-коммунальным хозяйством, мерами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и защиты пострадавших от нее. Но значительно больший эффект могут дать системные подходы для снижения возможностей манипуляции бюджетными средствами. А надежда, что силовым натиском можно решить эти проблемы являются иллюзорными, но они могут быть характерными для таких волевых личностей, как Ю. Тимошенко. Хотя умом премьер не обделена, и хочется надеяться, что она способна это осознать.
А. Турчинов со своей стороны сделал некое многозначительное заявление — бизнесменам, которые будут работать на законных основаниях, со стороны нового правительства ничего не угрожает. Но то, что большинство из них работает на грани, а часто за гранью «фола», не известно разве что самым бестолковым. Тем более, что государственные органы — фискальные, контролирующие, правоохранительные — во многих случаях склонны использовать «дырки» в законах не в пользу государства, а в интересах своих структур, что полбеды, или своих руководителей и работников. В случае разворачивания широкой кампании за законность бизнеса, и выдвижения в ней на первый план контрольных и силовых факторов, можно ожидать, что, отдавая государству больше средств, компании будут вынуждены сокращать инвестиции в развитие. Об этом аналитикам- экономистам, по-видимому, уже надоело говорить. Т.е. и здесь, во всяком случае на данном этапе, дело должно ограничиться наиболее вопиющими, наиболее финансово и материально емкими, т.е. наиболее вредными для общества теневыми схемами афер. А необходимость в этой связи существенного усовершенствования нашего законодательства уже давно стала общим местом соответствующих дискуссий представителей заинтересованных кругов.
Какие признаки можно увидеть в упомянутых заявлениях о намерениях Ю. Тимошенко и А. Турчинова? По меньшей мере, прежде всего на ментальном уровне, что болезнь «левизны» (левые как правило верят в возможность всеобщей справедливости, а для ее обеспечения в силу всеохватывающего контроля со стороны государства за бизнесом и чиновниками и административных факторов) пока не оставляет руководителей нового правительства. Здесь может быть также сознательный расчет на распространение в обществе патерналистских настроений и использование их в дальнейших политических планах, среди которых первенство за президентскими выборами в 2009 году. Если эта линия одержит верх не только на уровне заявлений, но и в деятельности правительства, неотложные реформы опять будут отодвинуты.