Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

БУМЕРАНГ ТЕРРОРА

Как избежать удара
21 сентября, 2001 - 00:00

Вчера в Соединенных Штатах объявлено о начале операции «безграничная справедливость» (Infinite Justice). В ее рамках в Ближневосточный регион направляется авианосное соединение, которое имеет приблизительно сто самолетов на борту, преимущественно истребители F-15 и F-16. Еще два подобных оперативных соединения уже находятся в регионе. В Средиземное море выдвигается авианосец Theodor Rоosevelt, в Персидском заливе находится авианосец Winson, в Индийском океане — Enterprise. К войне все готово?

ВОЙНА СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

С трагедии 11-го сентября в Соединенных Штатах, нет сомнения, начался новый отсчет времени. Хотя человечество, кажется, возвращается к привычной, установившейся жизни, со всеми ее прежними признаками. Выступления политиков стали более спокойными, пресса уже не ставит кардинальных вопросов, ограничиваясь обычным информированием общества, люди решают свои насущные проблемы.

Вместе с тем, возвращение в прошлое невозможно хотя бы потому, что дальнейшее развитие ситуации абсолютно непонятно. Складывается впечатление, что 11-е сентября стало даже еще большим поражением тех, кто считает себя геостратегами, чем 1 сентября 1939-го. Ибо сейчас абсолютно неизвестно, кто против кого и с какой целью собирается воевать, и какими могут быть последствия.

Реакция руководства Соединенных Штатов Америки была прогнозируемой. Моментально был назван виновный в диких терактах — Осама бен Ладен, который якобы скрывается в стане афганских талибов, моментально об этом было сказано нации, моментально пресса была проинформирована о разработке планов операции мести. Всему миру сообщено, что президент Джордж Буш и конгресс одобрили план расходов стоимостью в $40 млрд., который включает в себя и возможную военную акцию, всему миру было сказано, что американские разведывательные спутники ищут ставку бен Ладена. Талибскому руководству был выдвинут трехдневный ультиматум, после окончания действия которого и было объявлено об операции «Безграничная справедливость». Ее детали, понятно, держаться в секрете. У всех должно было создаться впечатление, что Вашингтон не просто не шутит, а готов ко всему.

Популярность Буша-младшего достигла невиданных до сих пор высот — до 90 процентов, по данным опросов. Американское общество практически полностью приветствует все действия и заявления администрации Белого дома. Руководство Североатлантического Альянса впервые за свою историю заявляет о возможности использования на практике статьи 5 Вашингтонского договора, которая и содержит взаимные гарантии членов НАТО и считает нападение на одну из стран-членов нападением на всех. За очень редкими исключениями главы государств и правительств мира, в том числе — тех, против которых Соединенные Штаты в свое время объявляли санкции из-за подозрений в терроризме — направили свои сочувствия и осуждение варварского акта. Кажется, общественное мнение подготовлено к войне, в технических возможностях в Соединенных Штатах не было недостатка никогда, ситуация сложилась так, что Организация Объединенных Наций не сможет осудить любую реакцию Вашингтона, в том числе — и масштабную военную акцию. Хотя европейские союзники Соединенных Штатов пока что проявляют осторожность. Канцлер ФРГ Шредер, в частности, заявил, что Германия готова пойти на риск, но не готова к авантюре.

Проблема — в том, что далеко не все ясно. Во-первых, даже при том условии, что бен Ладен действительно причастен к ряду терактов против Соединенных Штатов, его причастность к трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне еще следует доказать. Слишком малой является вероятность того, что он самостоятельно мог спланировать и осуществить теракт. Слишком четкими для этого оказались организация и осуществление. Подготовка, возможно, велась годами, о чем даже не догадывались спецслужбы. Должны были существовать механизмы финансового и материально-технического обеспечения, тщательного подбора и подготовки кадров, в том числе — и пилотов-самоубийц. Это все не всегда под силу и многим из нынешних не самых бедных государств.

Во-вторых, даже в том случае, если окажется, что бен Ладен действительно виновен в этих преступлениях против человечества, самого его физического уничтожения будет явно недостаточно. Если же он действительно мог создать сверхмощную и глубоко законспирированную, возможно, международную организацию — то где гарантия, что она просто не продолжит свое существование, а следовательно, и активность? Ведь неизвестно даже, где находился штаб, который руководил терактом в Соединенных Штатах. И никто не сможет дать гарантию, что новый вождь с еще более извращенной психикой не отдаст приказ на акцию, всемирный шок от которой не будет проходить целые поколения. Тем более что, согласно некоторым оценкам, талибы готовы к затяжной войне.


В-третьих, даже в том случае, если американское общество действительно готово поддержать войну, враг — неизвестен. Его можно описать только абстрактно — международный терроризм. Хотя и заказчики, и исполнители ужасных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне имели вполне реальные имена. В то же время человеческие жертвы и разрушения на Манхеттене — реальность. Которая не может не побуждать к действиям.

Военная акция, как уже заявляли некоторые российские аналитики, приведет только к новым терактам. Иранский президент Хатами, которого принято считать реформатором, категорически высказался против любых военных действий со стороны США. Талибы и другие радикальные движения, которые любят прикрываться знаменем ислама, угрожают джихадом (священной войной) против Соединенных Штатов, если по мусульманскому миру будет нанесен удар. Хотя далеко не все мусульманские лидеры сегодня склонны высказываться настолько радикально. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что загадочный для очень многих мусульманский мир на самом деле не является монолитным.

Лучшим свидетельством этого является заявление пакистанского президента генерала Мушаррафа о том, что его страна готова оказать Соединенным Штатам всю необходимую помощь для проведения операции. Пакистан является одной из трех стран мира, которая признала талибское правительство Афганистана.

ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ НА ПОВЕРХНОСТИ

По-видимому, первое, что прямо продемонстрировала американская трагедия, — это то, что все последнее время, во всяком случае, после окончания холодной войны, западный мир боролся не с теми, не за то и не так. Все меры безопасности, усиленные после событий 11-го сентября в аэропортах, офисах, правительственных зданиях и тому подобное — на самом деле не больше, чем бутафория, призванная быстрее успокоить нервы граждан и убедить их, что службы безопасности — на страже.

Очевидно, такова же на самом деле цена и нынешних заявлений американского руководства о том, что сейчас проблема создания национальной системы противоракетной обороны актуальна как никогда. При этом не оговаривается, что теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне были совершены с американской территории, причем именно в тех городах, где система противовоздушной безопасности должна бы быть образцовой, и где каждая нештатная ситуация должна бы молниеносно ликвидироваться тем или иным способом. Тот, кто бывал в Соединенных Штатах, знает, как много внимания там всегда уделялось различным службам «секьюрити». Так же теперь каждый имеет право сказать, что все это было просто показательным.

Многие за последнюю неделю напоминали, что трагедия 11-го сентября стала чрезвычайным просчетом спецслужб. Прежде всего — американских, которые сделали ставку на электронные средства разведки. Но не только.

Много слышалось голосов о том, что к трагедии привела внешняя политика Соединенных Штатов, которые по окончании холодной войны стали единственным в мире супергосударством. Якобы с утратой противовеса в виде Советского Союза США потеряли и мотивацию для сдерживания.

При этом почему-то забывается, что возможно, главной причиной трагедии стала сама система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны. Эта система была построена на стабильности, в основе которой легла стратегия ядерного сдерживания, и основным элементом которой было «гарантированное взаимное уничтожение». Наращивая ядерные мышцы, и Москва, и Вашингтон проводили в то же время в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке политику, которая не всегда имела что-то общее с моралью. Почему-то сегодня мало кто вспоминает, кто финансировал и обеспечивал поддержку различных террористических организаций, сколько боевиков прошло подготовку в лагерях на территории якобы вполне пристойных стран, сколько бывших студентов пристойных вузов впоследствии стали лидерами радикальных организаций. Джин был выращен еще тогда, и вопрос, когда он вырвется на свободу, должен был рано или поздно встать.

Взаимное недоверие, не слишком чистые операции, игра на воображаемых балансах интересов (часто — также воображаемых) продолжали существовать и после холодной войны даже в Европе. Можно, конечно, обвинять творцов американской политики в том, что они не смогли разглядеть настоящей угрозы вовремя. Не стоит при этом забывать, что возникновению и распространению этой угрозы в различной степени содействовали и другие страны.

В конце концов, так же как Вторая мировая война поставила точку на Европе в качестве гегемона мировых процессов, трагедия в Соединенных Штатах подвела черту под эпохой, которая началась Фултонской речью, Вашингтонским и Варшавским договорами и ядерным противостоянием.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — ЧЕГО?

При том, что трагедия 11-го сентября имела мировой масштаб, и при том, что она, безусловно, представляет собой конец определенной эпохи — она точно не является концом истории. Единственное, что понятно сегодня — возврат к тому положению дел, которое существовало до 11-го сентября, невозможен не только для Соединенных Штатов. Похоже, понимание этого есть у лидеров многих стран, которые выразили солидарность с народом Соединенных Штатов. При условии хорошо продуманной стратегии, работе с медиа, понимание дойдет и до всех прослоек обществ на различных континентах.

Начало новой эпохи дает уникальный шанс: имея в виду то, что каждая нация имеет право на свои собственные интересы, которые не обязательно будут совпадать с интересами других, большие и малые, амбициозные и не очень страны мира имеют возможность договориться между собой о начале ни более и ни менее — нового мирового порядка. Который едва ли не впервые в человеческой истории может быть установлен не в результате тяжелых кровопролитный войн, в том числе — мировых.

Понятно, что рановато было бы считать непосредственным началом этого процесса планы Вашингтона о создании широкой коалиции государств для борьбы с терроризмом, высказанное министром иностранных дел России Ивановым желание Москвы содействовать Соединенным Штатам без выдвижения предварительных условий, заявление кубинского руководства о предоставлении необходимой помощи в случае необходимости, резкое осуждение терроризма в выступлениях лидеров многих стран исламского мира. Скорее, это — предварительный этап, который свидетельствует о готовности многих стран признать необходимость как можно более широкого и глубокого глобального диалога, в ходе которого должен произойти не просто пересмотр системы международных отношений, систем глобальной и региональной безопасности, механизмов, которые обеспечивают будто бы начатую финансово-экономическую глобализацию. Очевидно, первым шагом должна стать глобализация безопасности — но только в результате глобальной по своим масштабам переоценки ценностей, стремлений, надежд, идеологий, интересов.

Было бы очень наивным надеяться, что это в состоянии сделать уже нынешние лидеры большинства стран мира. Однако именно процесс сплоченности, тесного сотрудничества, глобализация не «против», а «за» мог бы стать единственно адекватным ответом глобализации терроризма, который так явно заявил о себе 11-го сентября.

И будет очень жаль, если этот шанс останется только теоретическим. В принципе, есть и другая альтернатива очертаниям новой эпохи — безграничное взаимное подозрение, максимальная закрытость со всеми последствиями, которые из этого вытекают, конфронтация в качестве постоянного фона. И достичь этого значительно легче — просто сохраняя существующий именно сегодня порядок международных отношений.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ