«В Украине отсутствует средний класс, который является базовым для демократических развитых обществ!» — констатируют многочисленные отечественные и импортные обществоведы. Средний класс, представляющий собой многочисленный общественный слой, который способен осознавать и защищать свои долгосрочные интересы, является носителем знаний, поведенческих стандартов и этических норм, которые обеспечивают и единство, и развитие общества. Из-за его отсутствия страну постоянно лихорадит от противостояния группировок крупных капиталистов, замаскированных под политические партии, для которых этической нормой является бесконечность дерибана. Только эти кланы представлены в Верховной Раде и только сталкиванием их интересов питается хронический парламентский кризис, который давно уже превратился в кризис современной украинской государственности, к нескрываемой радости многочисленных украинофобов. Впрочем, отечественная история знает добрый десяток подобных кризисов, еще века так с десятого. Кризисы поглощали государства, а Украина оставалась.
Особенностью текущего исторического периода является то обстоятельство, что при отсутствии среднего класса в Украине вполне сформировался и развился класс политический. Это политико-бюрократическая и интеллектуальная обслуга финансово-промышленных кланов, которые образовали правящую верхушку. Политический класс в украинском формате не является носителем стратегии развития страны. В лучшем случае он способен имитировать политические процессы. В отличие от среднего класса, политический класс является исключительно паразитическим. Биологические паразиты всегда инстинктивно стремятся сохранить возможность существования за счет организма, к которому присосались. Именно таким образом поступает и наш политикум. Для начала им была введена партийно-пропорциональная избирательная система в парламент и местные (кроме сельских и поселковых) советы, что отделило местную власть от влияния на нее местных общин. Теперь, например, житель Донецка может быть депутатом Одесского областного совета, а киевлянин заседать в Верховной Раде АР Крым. Избирательный закон позволяет легко быть избранными городскими головами чудаковатым лицам, над которыми смеется сквозь слезы полстраны. Таким кандидатам для победы достаточно раздать продуктовые наборы или деньги процентам десяти-двадцати бедных, но, по своему добросовестных, избирателей, которые честно отдадут свои голоса благодетелям.
Что касается украинского парламента, то, по образному выражению Леонида Кучмы, который десять лет культивировал это «явление», это «депутаты с Крещатика», которых с теми или иными регионами страны связывает только местоположение их бизнеса. Эти народные избранники недоступны для граждан и не являются носителями их интересов. Но, стремясь законсервировать себя и родственников с друзьями в правящей верхушке, и получить за счет бизнеса политических конкурентов новые источники обогащения, они продолжают выстраивать новые препятствия для вертикальной мобильности и ротации политикума. Эту консервацию собственники политических проектов пытаются, под различными соусами, скормить гражданам по несколько раз. Поэтому, например, бывшие руховцы оказываются во фракции Партии регионов, а регионалы, в свою очередь, назначаются на высокие государственные должности указами Виктора Ющенко. Обществу уже прилично надоел весь видимый ему политикум. Ощущая это, отдельные представители политического класса ищут законодательных способов забальзамировать себя в политике в противовес общественному мнению.
Так, бютовец Сергей Терехин регистрирует законопроект, которым вводится десятипроцентный проходной барьер на выборах Верховной Рады Украины, который оставляет возможности политической жизни только двум-трем партиям. Другим совместным законопроектом членов фракций Партии регионов и БЮТа Александра Лавриновича и Андрея Портнова предлагается введение нормы, согласно которой после выборов по партийным спискам в два тура получает 226 депутатских мандатов и формирует правительство партия, которая набрала простое большинство голосов, а другие партии, которые преодолели в первом туре, трехпроцентный проходной барьер и партию, которая заняла второе место во втором туре, автоматически получает статус оппозиционных.
Таким образом, при участии в выборах двух десятков партий, правящей может стать та, против которой проголосовали даже и три четвертых избирателей. Ситуация будет аналогичная той, которая возникла в Киеве после внеочередных выборов городского головы и Киевсовета, когда Леонид Черновецкий со своим депутатским блоком были избраны менее четвертой частью киевлян, имеющих право голоса.
При таких законодательных условиях легальная политическая деятельность теряет гражданский смысл. Это обстоятельство, а также сплошная коррумпированность и предельная забюрократизированность власти создает питательную среду для усиления влияния радикальных политиков и воплощения силовых методов борьбы граждан за собственные права. Сегодня это проявляется преимущественно в препятствовании незаконной застройке, блокировке рейдерских захватов предприятий при участии судов и милиции, а также в попытках самосуда, в частности, и в отношении должностных лиц, когда их ловят на горячем при совершенных очевидных преступлениях.
Законодательная узурпация власти двумя мощными бизнес-политическими группировками неизбежно приведет к потере легитимности государства в целом в глазах общества. Уже сегодня уклонение от уплаты налогов является этической нормой для предпринимателей.
Нельзя утверждать, что политиканствующие паразиты не осознают угрозы, созданной ими коллективными усилиями, кризиса политической системы, а поэтому и государственности в целом. Они лихорадочно пытаются осуществлять новые политические проекты, которые должны обеспечить для них продолжение жизни во власти.
Готовность их в этом поддержать демонстрируют всяческие (по образному определению Виталия Кулика и Юрия Романенко) «телеполитологи и другие гламурные эмитаторы». Пиар-интеллектуальная обслуга также цепляется за принадлежность к политическому классу. Но проблема разрабатываемых ею политических проектов состоит в том, что они, как и в бозе почивший НУНС и его предшественники в статусе партий власти, создаются «сверху». Раскрученные «говорящие головы», которые ангажируются для публичной презентации таких проектов, не является носителями интересов общественных слоев, а традиционно обслуживают политические потребности сплоченного в кланы крупного капитала.
Позитивным обстоятельством является то, что в Украине созданы такие общественно-политические условия, при которых все, кто стремится попасть к власти вынуждены искать внимания и благосклонности избирателей, или имитируя защиту их интересов, или раздавая всякие подачки. Общественное мнение в Украине, на удивление, еще (уже?) имеет существенное значение.
Поэтому общество способно одновременно избавиться от паразитов и переосновать государство с точки зрения выполнения им функций механизма, который обслуживает его интересы. Выход, по нашему мнению, не в создании очередных политических прожектов лидерского типа, а в осуществлении гражданской люстрации. Он состоит в том, чтобы путем использования современных средств коммуникации как можно шире распространить идею не голосовать за списки тех политических партий, в которые входят лица, которые когда бы то ни было заседали в Верховной Раде, были членами правительства, главами администраций и тому подобное, а также и члены их семей. Это не законодательное запрещение на профессию — это один из элементов общественного соглашения, которое должно быть создано и реализовано вне сегодняшнего политикума.
Безусловно, будут правы те, кто обвинит автора в «предложении негатива», но это менее болезненный способ избавиться от политических паразитов.
Что касается позитивных составляющих общественного соглашения, то многим читателям известно, что в стране растет количество площадок коммуникации, в частности, и виртуальных, где этот «позитив» активно создается.