Если организация строится на авторитарных принципах, то в ней не формируется дух демократии, который благоприятствует скрытию внутреннего потенциала и саморазвитию. Даже если и будут призывать и ориентировать деятельность на построение светлого будущего («дружно построились — и в колонну по одному, руки за спину, к победе коммунизма или капитализма»). Авторитарный стиль руководства оправдывает себя при благоприятном соотношении внешних факторов, когда на рынке складывается ситуация, при которой не выдвигаются высокие требования к качеству товара, а значит, нет необходимости в высокой квалификации работников и существует большой выбор на рынке труда. Другими словами, когда не развит внутренний рынок страны.
Демократические нормы сами по себе ничего не решают, но способствуют учету интересов различных групповых субъектов, что особенно важно для подчиненных. Их мнение будет учитываться, хотя это не гарантирует претворения в жизнь всех высказанных пожеланий. Это приводит к тому, что подчиненный рассматривает работу как сотрудничество самостоятельных субъектов, могущих влиять друг на друга. Независимость каждого сотрудника выливается в осознанно выбранную взаимозависимость, что ведет к удовлетворенности трудом организации.
То, что у нас есть рынок рабочей силы, — это хорошо для работодателя, но такие условия на рынке труда, как у нас, не способствуют стремлению руководителей придерживаться демократических норм. Из-за боязни потерять работу подчиненные будут выполнять все требования. Но чувство страха не прощается, человек не будет доверять тому, кто держит его на крючке. Силой не все можно заставить сделать. Поэтому доверие к руководителю становится экономической категорией, обладающей материальной стоимостью.
У руководителей критерии эффективности любой деятельности определяются требованиями рынка. При этом критерии могут изменяться в зависимости от природы продукта: физическую работу, как правило, оценивают по объему сделанного, т.е. по количественным характеристикам, для изготовления техники необходимо качество, для новых технологий необходимы идеи. Особенность информационного продукта в том, что он возобновляем, постоянно нужны новые идеи, их качество и разнообразие форм.
Если есть закон цивилизованного рынка, привилегированное положение на нем потребителя, тогда его интересы являются доминирующими, его запросы определяют качество информации. Если нет — тогда качество деятельности журналистов определяется отнюдь не качеством произведенного ими продукта. У нас информация — это политика, а должна быть товаром. И пока это не изменится, о свободной и независимой прессе можно не говорить. Необходимо появление ее покупателя, потребителя — экономически состоятельных, самостоятельных субъектов. Иначе информация будет навязываться потребителю, а у него нет права выбора — «бери, что есть». И берут самое дешевое, потому что решающим критерием выбора при нищете никогда не будет качество, оно стоит дороже. Ни один производитель не сможет выдержать конкуренции, если будет продавать товар дешевле себестоимости. Но поскольку информация в нашей стране не товар, а нечто другое, то ее себестоимость совсем иная. И главная задача — не допускать в информационное пространство конкурентов с другой точкой зрения. Издания держатся на плаву не за свой счет, не за счет своего продукта — информации, а за счет политических дивидендов.
В нашем обществе исторически сложилась ситуация, когда главное — угодить вышестоящему начальнику. При такой системе у общества нет перспектив самоорганизации. Работа по принципу «чего изволите» приводит к потере критериев профессионализма (на всех уровнях и во всех сферах). Теперь появилось много «смельчаков», имеющих собственный взгляд на политику. Но свою смелость они проявляют, главным образом, при переоценке прошлого. Если же речь идет о том, чтобы не соглашаться с чем-то в рамках дня сегодняшнего, то их пыл куда-то пропадает.
Власть никому не доверяет, поэтому и фильтрует потоки информации: кому давать слово, кому нет. Со старых времен осталось, что информация — это прерогатива власти (ее аппарата) и ее же проблема. Как обострился вопрос о доверии власти, когда стало непонятно, кто направляет и формирует информационный поток. Власть заботится об имидже, а не о сути. Хотя за рубежом, те, кому надо, знают, что у нас происходит, не читая наших газет.
Только вырвавшись из круга авторитаризма, в котором находится большинство постсоветских стран, можно начинать движение к эффективной организации общества. Мы как белки в колесе, несмотря на всевозможные уверения о нашем движении в Европу и заклинаниях, что мы уже «продвинулись». Кроме деклараций, в наш актив записать нечего.
А это ставит на повестку дня вопрос о профессионализме и о критериях оценки результатов труда политических деятелей. Кстати, посмотрите на наш политикум: он все время растет в ширину, а качества нет, серьезные, сильные конкуренты не появляются. Поэтому можно понять позицию власти, которая действует авторитарными методами. Но вместо того, чтобы создавать условия для качественного роста политических сил, действует в противоположном направлении, способствует расколу любых партийных объединений. Но самое важное, что власть своим пренебрежением к соблюдению законов создает в обществе атмосферу запугивания, что приводит к апатии большинства субъектов, препятствуя тем самым саморазвитию и самоорганизации общества. Появление профессионалов в политике, для чего требуется время, поможет создать в обществе атмосферу востребованности специалистов, способных обеспечить качество производимого товара.
Из истории известна судьба неповоротливых монстров, которые не смогли приспособиться к изменяющимся условиям. Так и в нашей политической среде: динозавры отмирают, но им на смену приходят тиранозавры. Но как мы помним, на высшем уровне развития животного мира появляются млекопитающие. У них другая организация жизни, другие взаимоотношения, хотя и среди них есть хищники. Мир устроен многообразно. Чем сложнее вид, тем больший путь развития он прошел, тем больше подвергался изменениям. Простейшие сохранились практически в неизменном состоянии с древнейших времен. Наряду с млекопитающими есть пресмыкающиеся, которых множество, и земноводные, которые предпочитают жить как на суше, так и в воде (на свету и в полумраке). И только в человеческом мире могут возникать такие взаимоотношения, которые приводят к тому, что люди обретают чувство собственного достоинства, могут доверять друг другу и сотрудничать во имя общей цели.