Книга «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» из серии «Библиотека газеты «День» появилась недавно, но уже многие успели осмыслить идеи Мейса. Ведь еще в 2005 году вышло издание «День и вечность Джеймса Мейса». Это и вызвало интерес к труду на Львовском форуме издателей: за несколько дней раскупили существенную часть тиража. В редакцию поступают заказы на ее приобретение от областных и районных госадминистраций, городских и районных отделений образования и культуры, школьных библиотек... Поэтому экспертные оценки, которые мы предлагаем вниманию читателей, являются давно выношенными, продуманными, сделанными отнюдь не по «горячим следам», а в результате тщательного анализа.
Анатолий ДИМАРОВ, писатель:
— У нас часто любят умерших и не любят живых. Особенно когда эти живые являются пророками. Тогда они мешают нам спокойно жить. Выпустив уже вторую книгу трудов Мейса, газета «День» совершила подвиг. Я сам пережил голод 1932—1933 годов и сам лакомился блинами из цветков акации... Теперь нужно, чтобы Институт литературы, Институт истории Украины, другие учреждения и общественные организации содействовали тому, чтобы книгу «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» распространили по Украине и она попала даже в самую отдаленную глубинку. Потому что это издание — как звон, который поминает мертвых, бьет в набат и пробуждает совесть.
Евгений СВЕРСТЮК, правозащитник, общественный деятель:
— Для меня Джеймс Мейс прежде всего — объективный ученый. Иначе говоря, он из тех ученых, для которых исследование и объявление правды — норма! Впервые увидел его в 1990 году: он выступал на конференции в Киеве, говорив о 1932—1933 годах как геноциде. Тогда мы, шестидесятники, не были знакомы с таким понятием, однако всегда свидетельствовали об искусственно организованном голоде в Украине, за что, в частности, и отсидели. Нужно сказать, что Джеймс Мейс, в свою очередь, как и, кстати, Роберт Конквест, как исследователь тоже шел против течения, ведь, как известно, политическая конъюнктура была против той правды. За такую отвагу Мейс, например, поплатился карьерой... Когда ближе познакомился с Джеймсом, понял, что для него признание украинского Голодомора геноцидом было не столько проблемой научного соответствия, сколько делом сердечным. «Ваши мертвые выбрали меня...» — писал он. Работая со свидетельствами очевидцев этого страшного лихолетья — живым источником истории, стал страстным защитником нашей правды. Его книга «Ваши мертвые выбрали меня...», безусловно, ценная. Я считаю, что наше общество очень травмированное. Наблюдается такая закономерность, что вопрос голода в Украине по большей части заботит людей, которые никогда его не переживали. Между прочим, я тоже принадлежу к ним, поскольку вырос на Волыни, которая, как известно, в 30-х годах прошлого века была в составе Польши. Преимущественно именно они понимают важность вопроса памяти. Другие же, которые были травмированы, вынесли из пережитого бытовую мудрость: не трогай лихо, пусть оно сидит тихо. То есть погибли родные от голода, похоронили их, и дай Боже, чтобы трагедия не повторилась... Но это примитивная жизненная позиция. Очевидно, что без осознания правды прошлого и обязательства говорить об этом прошлом не может быть достойного будущего.
Петр КРАЛЮК, проректор по учебно-воспитательной и научной работе Национального университета «Острожская академия»:
— Джеймс Мейс не прожил долгую жизнь. По крайней мере, мог бы еще прожить. Но то, что сделал для нас, заслуживает не ордена Ярослава Мудрого, который дали ему посмертно, а как минимум — Героя Украины. Мы, украинцы (в первую очередь украинские власти), не оценили его при жизни. Не оценили его и после смерти. Остается надеяться, что это сделают потомки. Книга «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» — это не только дань памяти этому человеку. Собранные здесь исследования не просто о Голодоморе, но и статьи, заметки, размышления о современной Украине. Эти материалы представляют Джеймса Мейса как эрудированного и мыслящего человека, который мог «зреть в корень» проблемы. Причем делал это без научноподобного надувания щек, а легко и непринужденно. Жаль, что в нынешней украинской ситуации, напоминающей театр абсурда, с нами нет Д. Мейса. Он бы мог многое сказать и посоветовать.
Алина ПЛЯЧЕНКО, лидер общественной организации «Лига украинских женщин», Одесса:
— Книгу «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» из серии «Библиотека газеты «День» заказала по почте. На одесском радио я веду передачу «Давайте уважать борцов за украинскую государственность». Последние программы были посвящены гетману Ивану Мазепе. А в ноябре, когда страна будет отмечать 75-ю годовщину украинского Голодомора, в эфир выйдет радиопроизведение о Джеймсе Мейсе. Почему, собственно, о нем? Потому что он содействовал созданию нового украинского общества свободных людей. Открытие правды о трагедии 1932—1933 годов для самих украинцев, не говоря уже о мировом сообществе, равносильно закладке краеугольного камня для строительства этого нового общества. Джеймс Мейс своим общественным голосом прозвучал настолько сильно, что его настроение будет доминировать в украинской интеллектуальной мысли еще много лет.
Валерий КОПИЙКА, протоиерей УАПЦ, настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве:
— Когда я думаю о Джеймсе Мейсе, приходит в голову Нагорная проповедь Христа. В ней, обращаясь ко всем людям, Иисус говорит, что блаженные опечалены, ибо будут утешены, блаженные голодны и жаждут правды, ибо накормлены будут, блаженные милостивы, ибо они помилованы будут... Поныне эти заповеди многим кажутся какими-то абстрактными. Однако в жизни Мейса они оказались живыми и действенными, потому что он оказал услугу украинскому народу. Он действительно был гоним за правду — в спину с трибуны Верховной Рады Украины ему кричали: «Yankee, go home!». Преодолевал и физическую слабость, болезни — для того, чтобы утверждать свое дело, потому что жаждал правды! А еще, на мой взгляд, в наше непростое время — время глобализации и потребительской психологии, Мейс является той личностью, которая смогла взлелеять в себе и проявить вечные ценности — любовь, прощение и милосердие... Ведь очевидно, что им двигал не только научный интерес. «Ваши мертвые выбрали меня...» — писал он. Поэтому сборник его публицистических трудов — как лекарство для нашего общества, которому Джеймс дал точную характеристику, назвав его постгеноцидным.
Лесь САНИН, кинорежиссер:
— С увлечением прочел книгу «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...», поскольку много знал об этом ученом. Мне прежде всего была интересна жизненная позиция человека такого масштаба! Кинорежиссер всегда в поиске настоящих героев! В некоторой степени сборник его трудов дал мне еще один ключ к пониманию тех страшных 30-х годов прошлого века, поскольку события моего фильма, над которым как раз работаю, тоже происходят в это время. Джеймс Мейс много сделал для украинцев. Очевидно, уже пора и нам что-то сделать для него. Собственно, эта книга, как и предыдущая — «День и вечность Джеймса Мейса», — является актом почтения его памяти.
Ярослав ПАВЛЮК, писатель:
— С Джеймсом мы познакомились в 1993 году. До этого много слышал о нем, но не представлял масштаба личности. К моему стыду, могу сказать, что он открыл мне правду об украинском Голодоморе, хотя впервые с данной темой я столкнулся в 1989 году, пребывая на Виннитчине. Как раз отмечалось 100-летие Михаила Коцюбинского, и мы ездили по Шаргородскому району, встречаясь с колхозниками. И где-то тогда я начал осознавать, что люди очень неохотно говорили о голоде 1932—1933, который был в их крае, а то и не говорили вообще. Я считаю, украинцы просто обязаны издавать труды Мейса. Сборники трудов Джима — фактически живой памятник ему. Он сделал для Украины больше, чем кто-либо за ее пределами. Я просто рекомендую прочесть книгу «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...». В ней можно найти ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня и вообще интеллектуальную пищу для размышлений.
Сергей АРХИПЧУК, режиссер:
— Для меня очень важно, в частности, то, что Джеймс Мейс принадлежит к индейцам — народу, который исторически до сих пор остается ущемленным. Потому что и в Украине и вокруг нее существуют силы, которые хотели бы загнать нашу страну в резервацию. Например, чтобы в районе Пирогово, что в пригороде Киева, жили патриоты, решали свои языковые и культурные вопросы, а повсюду господствовала русскоязычная попса. То, что делалось во время Голодомора, нашло правдивую оценку у одного итальянского дипломата, который, увидев статистику уничтожения украинского народа, пришел к выводу, что Украина будет русифицирована и исчезнет как государство. На протяжении всей своей истории Украина боролась, как говорил Владимир Вернадский, за очень мало пунктов, которые были важны для жизни народа и утверждения государства — это образование, книгопечатание, церковь и язык. И именно этого Российская империя, польские и румынские завоеватели пытались лишить украинцев. А советская машина настолько тщательно меняла психологию человека, что мы до сих пор почти повсюду видим советского человека. Поэтому выход книги «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» — событие для Украины. Ведь еще немало таких, которые, кривя душой, имея утраты в собственных семьях или родах, не признают Голодомор 1932—1933 годов геноцидом... У меня есть доподлинные свидетельства, когда один из регионалов звонил по телефону родным, расспрашивал о голоде, узнавал, кто из семьи погиб, а через несколько часов того же дня голосовал против правды... Поэтому значение этой книги трудно переоценить.
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— По моему глубокому убеждению, очень точно подобрано название книги — «Ваши мертвые выбрали меня...». Такие слова невозможно не запомнить. Это не только научный, но и моральный ключ ко всему, что делал Мейс. Очевидно, читатели газеты «День» хорошо знают, что Джеймс был в числе первых, а может, даже и самым первым, кто сообщил миру значительную часть того, что было известно о Голодоморе 1932—1933 годов в Украине. На мой взгляд, из той книги, что недавно вышла в серии «Библиотека газеты «День», предстает такая личность автора, для которой очень важными были понятия правды и справедливости. Он мог казаться чудаком или Дон Кихотом. Тем Дон Кихотом, который знает, что вынужден делать то, что досталось ему, потому что, собственно, «Ваши мертвые выбрали меня...». Вспоминается сцена с той поры, когда отмечали 70-летие украинского Голодомора. Была телевизионная передача, в которой участвовал и Джеймс. Один из его оппонентов, коммунист Валерий Мишура, кричал Мейсу: «Yankee, go home!». Мне кажется, что эта ситуация по-своему знаковая. Украина не в достаточной степени переосмыслила свою историю, если такие люди, которые кричат Мейсу: «Yankee, go home!», еще в политическом фаворе. Наверное, недостаточно глубоко и массово осознание того, что с нами произошло в 1932—1933 годах, чтобы смогла нормализоваться политическая и общественная жизнь страны. В этом смысле великое дело делает как раз «День», который, начиная с прихода Мейса в издание и все те годы после его смерти, систематизирует и популяризирует наследие исследователя. Чрезвычайно важно, чтобы украинцы имели возможность услышать Джеймса Мейса! Ведь со своей стороны он сделал все для того, чтобы достучаться до нашей таинственной украинской души и сказать ей горькую очищающую правду. Правду, без которой у нас нет достаточных шансов для того, чтобы лучше понять самих себя.
Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ, писатель:
— То, что появляются труды Мейса — это начало торжества справедливости. Потому что мне казалось, что мы — государство, общественные организации и те, кто знал Джеймса лично, — в долгу перед ним (в том понимании, что его книги не выходят). Значение обоих изданий — «День и вечность Джеймса Мейса» и «Джеймс Мейс: «Ваши мертвые выбрали меня...» из серии «Библиотека газеты «День» для украинского общественного мнения трудно переоценить. Потому что у нас существует иллюзия, что все знают правду о голоде и что все дозрели до восприятия этой правды. Ничего подобного! А для эстеблишмента книги Мейса должны быть настольными, потому что именно они многим могут навести порядок в голове. В этих изданиях — аргументы для наших дискуссий, когда решается, быть ли нам нацией, как, скажем, еврейская. Еврейская нация была объединена идеей выстоять и выжить перед вызовами времени — Холокостом. У нас объединяющая идея тоже трагическая — это наши знания о Голодоморе как геноциде, но она позволит нам остаться нацией. И этот код для нации (говорю без малейшего преувеличения) дал Джеймс Мейс.
Игорь ПАЛИЦА, народный депутат Украины:
— У каждого народа есть черные страницы в истории, являющиеся трагическими этапами его становления. Независимость Украины, ее самобытность и самодостаточность обретались нелегким и болезненным путем, ужасными и каторжными муками украинцев. Голодомор 1932—1933 годов был не только геноцидом против украинского народа, но и феноменом длительной и целеустремленной жестокости против человечества и человечности. В книге «Ваши мертвые выбрали меня...» не просто представлены работы Джеймса Мейса, как тексты определенных исследований. Каждая из них является следствием его собственных переживаний, частью его жизни, которые он сопоставлял с тогдашними событиями, стремясь проникнуться психологией украинцев как нации. Создается впечатление, что подобно тому, как человек ищет свой путь к совершенству, Дж. Мейс искал для Украины путь к ее собственному возрождению и развитию. Книга побуждает к изучению и осмыслению Голодомора как трагедии всемирного масштаба. Дж. Мейс стремился донести до мировой и украинской общественности факты большого искусственного голода в Украине, о существовании которых знали, но долгое время боялись даже думать о них вследствие сложившихся исторических обстоятельств. Украина много потеряла, однако она может много получить, изучая труды Джеймса Мейса, поскольку кто не помнит своего прошлого — у того нет будущего.