— Shalena, ты откуда родом, что разговариваешь на украинском?
— Звісно, з Альфа Центавра! Звідки я ще можу бути? Не ображайся, але мене дивують люди, яких дивує те, що людина, яка народилася в Україні, спілкується українською. (Из интервью с муз. группой «Gray Angels». Журнал «5 БАЛІВ» Сентябрь 2006 г.)
Прошла уже неделя, с того дня, как «факты дискриминации русского языка в Украине» вызвали «покраснение» ушей у чиновников департамента информации и печати российского МИДа. О чем мировая общественность была своевременно проинформирована специальным комментарием этого ведомства от 27 сентября этого года. Похоже, это рядовое физиологическое явление оказалось для российского чиновничества настолько необычным, что им всерьез заинтересовались российские телевизионщики из информационной программы «Время». Которые организовали целую съемочную группу для изучения причин несчастья, случившегося с их земляками. Группа решила изучить ситуацию на месте, для чего и прибыла в Ивано-Франковск во вторник 3 октября.
Напомним, что именно городские власти Ивано-Франковска, подверглись в том комментарии наиболее острой критике за некие «языковые проекты», которые, как выяснилось, и привели к изменению цвета слуховых органов у российских коллег.
Случайно или нет, но заявление чиновников российского МИДа совпало с выходом в ряде украинских СМИ статьи премьера Виктора Януковича «Поминальный звон Бабьего Яра», где также затронута языковая тематика. Более того, в концептуальных положениях они даже перекликаются. «Гонителям русского языка в Украине необходимо наконец осознать, что двуязычие в Украине — это исторически сложившееся явление», уверяют нас российские мидовцы. А по мнению Виктора Федоровича, «исторически сложившееся явление» переросло даже в парадоксальную ситуацию: «когда реально пользуясь при общении двумя языками, часть политикума отказывается признать право русского языка функционировать на уровне, который удовлетворил бы миллионы жителей юго-восточных регионов».
Только любителям «сложившихся явлений» и «парадоксальных ситуаций» следовало бы вспомнить о том, «благодаря» чему стали возможны такие парадоксы.
Так, по мнению исследователя Людмилы Чекаленко- Васильевой, украинские земли всегда были камнем преткновения и соперничества между более мощными государственными образованиями — Германией, Польшей, Венгрией, Россией, Турцией. И каждое государство, захватывая украинские территории, проводило соответственно германизацию, полонизацию или русификацию населения. Особенно интенсивное влияние на украинские земли оказывала Россия. Большое значение придавалось увеличению и закреплению русского населения, особенно в тех местностях, где оно было количественно незначительным, для «создания целостного ядра русских людей, которые могли бы со временем стать проводниками русского влияния среди туземного населения». Правительственные круги привлекали сюда крестьян-великороссов, которые «внесли бы сюда русский дух и значительно подняли у местного населения любовь к России». С этой целью украинские земли «следует отдавать переселенцам из внутренних, чисто русских губерний, местное же население полезно было бы переселять в другие части России», так как «малороссияне не способны к проведению российской национальной идеи».
Политика русификации Украины продолжилась и с появлением СССР. По комсомольским призывам в промышленные районы Украины направлялись тысячи и тысячи рабочих и крестьян, преимущественно россиян. В результате голос последних силен в пограничных с Россией районах — Слободской Украине (27,О% русских), Приазовье и Донбассе (36,8), в Причерноморье и Крыму (33,9%), причем в Крыму — 67%. Последняя цифра — свидетельство поселения на крымской территории в качестве компенсации — награды за труды — ветеранов войны и труда, бывших служащих советских вооруженных сил — отставников, а также партийной номенклатуры (материалы из статьи Л. Чекаленко-Васильевой «Влияние регионализма на формирование внешней политики Украины» — http://poli.vub.ac.be).
Таким образом, в результате этой этнической селекции, по результатам последней переписи, в Украине проживает 11,4 млн. русских, что составляет 22% всего населения страны, из которых 7,1 млн. — местного происхождения, а 4,3 млн. — мигранты. И если, среди 78% оставшихся этнических украинцев половина не говорит на родном языке, то это свидетельство своеобразной лингвистической эпидемии, которая, как и всякая эпидемия, нуждается в экстренных мерах по ее ликвидации. В противном случае это может обернуться полной денационализацией. А пресловутая толерантность и уважение украинцев к культуре других наций, которую Виктор Федорович считает «колоссальным достоянием, данным нам Богом», для самих украинцев, оборачивается чуть ли не смертным грехом. И если господин премьер действительно верит тому, о чем он пишет, то не считает ли он нужным обратить внимание на то, что и титульная нация, в свою очередь, так же заслуживает уважения и толерантности?
Тем более, как вытекает из статьи премьера, «история учит, что большие трагедии начинались с вещей, на первый взгляд мелких и малозначительных». И очень напоминающих тех фальшивых «голубей», что вылетают из рукавов московских информационных фокусников, которым так восторженно аплодируют некоторые политики в Киеве. Часто забывая (или делая вид) о том, что все эти ежегодные заявления о языковой дискриминации, напоминающие дежурные поздравления с годовщиной развода, не имеют под собой никаких оснований.
Более того, официальный Киев, зачастую в ущерб себе, достаточно спокойно относится к существованию русского языка. Более того, озвучивая позицию официального Киева, украинский посол в Москве Олег Демин утверждает, что и дальнейшее «развитие украинского языка ни должно сопровождаться притеснением или вытеснением языков национальных меньшинств, в том числе и русского». Об этом он заявил в минувшую среду, в Москве на международной конференции «15 лет Содружества: диалог языков и культур СНГ в ХХI веке». Отмечая факт повсеместного изучения русского языка во всех школах Украины без исключения, посол подчеркнул, что представители украинской диаспоры в России, между тем, сталкиваются с рядом языковых проблем, возникающих у них в РФ. Так, по его словам, представителей диаспоры волнуют вопросы: почему многие украинцы, живущие в России, стесняются употреблять свой родной язык, почему они не учат украинскому своих детей, почему в России на сегодня существует лишь 8 школ с украинским этнокомпонентом, при этом ни одной такой школы не удается создать в Москве?
Поэтому нашим поклонникам соседских талантов давно пора уяснить себе, что все это «братское» недопонимание — только лишь кажущееся и имеет под собой вполне реальную причину — неуклонное сокращение этнических носителей русского языка в самой России. И желание указывать на «сучок в чужом глазу» является не просто дурной привычкой. О чем наглядно свидетельствует следующая историческая справка.