Сегодня — последний день, когда средства массовой информации, согласно Закону о выборах народных депутатов, имеют право публиковать данные социологических опросов, которые касаются политических партий и блоков. Украинская социология за годы независимости проходила разные этапы своего развития. Теперь уже можно утверждать, что цивилизованный социологический рынок состоялся. Во-первых, на рынке предоставления услуг по изучению общественного мнения появилась конкуренция — сегодня на общеукраинском уровне действует около десятка профессиональных социологических служб, результатам которых можно доверять. Это вынуждает социологов к качеству. Во-вторых, отечественная социология (речь идет исключительно о профессиональных структурах) уже доросла до того уровня, когда репутация стала для нее важнее лояльности — как политической, так и финансовой. Как заметил вчера на «круглом столе» в Киеве генеральный директор Киевского международного института социологии — одной из наиболее авторитетных в Украине и за ее пределами отечественных социологических служб — существует международный справочник, в который занесены все ведущие социологические фирмы мира. Этим справочником активно пользуются такие организации, как Международный валютный фонд, Мировой банк, целый ряд международных финансовых корпораций, представителей всех уровней бизнеса, которые с помощью социсследований изучают интересующие их настроения и предпочтения населения страны или региона для составления четкой маркетинговой кампании. Наверное, лишним будет объяснять, что вышеуказанные структуры хотели бы получить максимально объективную картину. Удаление за непрофессионализм любой социологической службы из «табели о рангах», по словам В. Паниотто, нанесет провинившейся организации такой финансовый удар, с которым ей не помогут справиться никакие предвыборные заказы. Еще одним индикатором честности социологической фирмы в Украине может служить ее аккредитация при объединении профессиональных социологов — Социологической ассоциации Украины. Сейчас при ассоциации аккредитованы уже восемь профессиональных организаций.
Что же касается выборов и социологических прогнозов, или так называемых рейтингов, то здесь, конечно, не все так просто. На результаты голосования часто влияют факторы, которые находятся вне компетенции социологов. Но это уже проблемы не социологов, а политиков. И тем не менее, сегодня социология уже стала каналом представления реального общественного мнения, в том числе и политических настроений населения.
Сегодня «День» в последний раз перед выборами представляет рейтинги ведущих (первые десятки) в этой кампании партий и избирательных блоков по результатам мартовских опросов трех наиболее известных в Украине социологических структур — Киевского международного института социологии, совместного исследования Центра «Социальный мониторинг» и Украинского института социальных исследований, и фирмы Социс. Оставшиеся до выборов две недели вряд ли существенно отразятся на позициях фаворитов избирательной гонки, но они могут стать решающими для тех партий и блоков, которые находятся на грани преодоления 4–процентного барьера. Здесь, без сомнения, наиболее важную роль сыграют голоса неопределившихся. То, каким образом они распределятся, станет одной из главной интриг оставшихся двух недель кампании. Ближе к выборам социологи смогут, наверное, более четко представить прогноз результатов выборов — закон не запрещает проводить в это время социологические исследования. Но, к сожалению, представить их читателям мы уже не сможем.