Народные депутаты вяло отриагировали на призыв своего коллеги Вячеслава Кириленко почтить память жертв трагедии в Батурине, которой вчера исполнилось 300 лет. О предложении Кириленко первый вице-спикер Александр Лавринович вспомнил лишь в конце вчерашнего заседания Верховной Рады, да и то не слишком охотно. В это время озабоченные, видимо, своими очень важными делами народные избранники уже выходили из зала, обсуждали последние события, и лишь единицы услышали председательствующего. Вот такое уважение жертвам ужасных репрессий, постигших жителей гетманской столицы 300 лет назад. По большому счету, после драк, оскорблений, которые едва ли не каждый день стране демонстрируют нардепы, такой реакции можно было и не удивляться. Возможно, кто-то из них скажет, что во время экономического и политического кризисов не до истории, возможно, кто-то снова заявит, что лучше не ворошить противоречивые факты, тем самым прикрывая собственную безкультурщину и элементарную неосведомленность. Но дело в другом. Нет времени и обстоятельств, которые бы позволили человеку или обществу отказаться от духовных ориентиров. Нет оправдания сознательно ведущим страну по ложному пути, подменяя ценности.
Общество прекрасно понимает, что большинству скороспелых политиков нет никакого дела ни до Батурина, ни до Голодомора. Часто эти темы становятся объектами политических спекуляций. Не все с этим смирились, и каждый в силу собственных возможностей и собственного желания пытается держать собственную планку духовности. Является ли вчерашняя ситуация в парламенте тенденцией? Какая историческая память украинского общества?
Владимир ПАНЧЕНКО, доктор филологических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Это не первый случай, когда парламент подобным образом реагирует на те или иные даты из украинской истории. Я вспоминаю, как голосовались вопросы по Уласу Самчуку или Ивану Багряному. Так вот, скажем, проект закона о юбилее Рыльского в Верховной Раде прошел без проблем, а по Самчуку и Багряному не прошли, потому что в глазах народных депутатов они выглядят колаборантами, мол, они не воевали на фронте, сотрудничали с фашистами... Это, конечно, не соответствует действительности. Но такая реакция на определенные страницы украинской истории в нашем парламенте стала нехорошей традицией. Что это может означать?
Во-первых, депутаты плохо знают историю. Я припоминаю, что газета «День» устами своего главного редактора неоднократно высказывала предложение, чтобы кандидаты в депутаты перед своим избранием сдавали экзамен по истории Украины. И это очень правильно. Ведь к таким ситуациям, как вчера, приводит элементарное незнание, особенно всего того, что касается сложных страниц нашего прошлого, а таких тяжелых моментов довольно много.
Во-вторых, в Верховной Раде очень много вопросов рассматривается через призму политической или, скорее, партийной конъюнктуры. А это не имеет ничего общего с понятием ответственности.
В-третьих, причина такого состояния нашего парламента — невысокий уровень общей культуры и отсутствие общей национальной ответственности перед собственной историей, а значит, и перед сегодняшним и завтрашним днем. Что же касается вопроса, является ли такое поведение депутатов отражением состояния общественного сознания, то здесь тоже все неоднозначно. Мне кажется, что пусть медленными шагами, но все же украинское общество постепенно, по крайней мере в большей степени, чем раньше, проявляет толерантность к сложности нашей истории. Толерантность — очень важное понятие в отношении к историческим событиям. Сейчас много делается для того, чтобы научные знания становились частью массового сознания, хотя и этого часто недостаточно. Силами общественности, государственных институций делаются усилия для того, чтобы общественное мнение было более восприимчивым к фактам истории.
Батуринскую трагедию мы, бесспорно, должны почтить. Она не была локальным небольшим эпизодом, а имела далеко идущие последствия. Ее продолжение было за пределами Батурина. Например, в городке Лебедин, где также проводились массовые репрессии над теми, кто хоть каким-то образом был причастен к Мазепе. Батуринская трагедия знаменовала дальнейшие события, означавшие уничтожение автономных прав и вольностей. В контексте событий 1708—1709 годов упоминается имя Мазепы. Я, как мог, ознакомился с источниками. Из всего понятно, что Иван Мазепа делал выбор без выбора, надеясь на то, что этот его поступок, как он сам говорил в своем ближайшем окружении, нужен не ему, а его современникам и тем, кто будет после них. Эту сложную геометрию украинской истории нужно знать. Это первое условие для решения проблем культуры нашей памяти. Я уверен, что чем больше будет правдивой, честной, документированной информации, тем глубже будут знания. А чем глубже будут знания, тем тоньше и «культурнее» будет понимание истории.
Тарас ЧУХЛИБ, кандидат исторических наук, директор Научно-исследовательского института казачества при Институте истории Украины НАН Украины:
— Во-первых, народные депутаты мало знакомы с историей Украины. В течение десятилетий в Советском Союзе история Украины не преподавалась на должном уровне ни в школах, ни в университетах. А возраст большинства сегодняшних депутатов 40—60 лет, т.е. они учились еще в советские времена. 17 лет независимости показали, что еще слишком мало сделано государством для того, чтобы глубокая история украинцев запечатлелась в памяти современников. Батуринская трагедия не исключение. Украинское общество фактически ничего не знает об этом печальном факте своей истории. А решения о чествовании таких дат должны приниматься на правительственном, президентском, парламентском уровнях, так, как это делается, например, в соседней России. Там еще лет восемь тому назад президент Путин принял программу «Возродим историю России», на которую выделяются миллионные гранты, за счет которых работают ученые, исследуют историю за границей, издают книги и популяризируют историю России от детского сада до Государственной думы. У нас подобной программы нет и в ближайшее время не предвидится. Периодические указы Президента к той или иной дате наталкиваются на низкую осведомленность населения об этом событии. Нужно сначала заняться образованием граждан, в потом издавать указы.
Богдан ЧЕРВАК, директор Департамента Госкомтелерадио Украины:
— В Батурине погибли тысячи украинцев, и долг каждого из нас — помнить об этом. Такое поведение народных депутатов не просто демонстрирует низкий уровень культуры памяти, оно не отвечает христианской традиции украинского народа уважительно относиться к погибшим без учета каких-либо политических метаморфоз тех времен.
Отмечая 300-летие Батуринской трагедии, мы тем самым воспитываем свое отношение и к другим событиям нашей истории, в том числе и к Полтавской битве. Батурин и Полтава в нашей истории тесно связаны. Если мы хотим иметь собственный взгляд на то, что произошло под Полтавой, мы вынуждены говорить о Батурине, потому что без него не было бы Полтавы. Эти два события являются целым этапом национально-освободительного движения, которое еще нужно достойно осмыслить, а не демонстрировать свою неосведомленность или безразличие, как это проявилось в стенах парламента.
Петр КРАЛЮК, доктор философских наук, проректор Национального университета «Острожская академия»:
— Культура памяти современных парламентариев (как в общем и большинства украинцев) в основном сформировалась в советские времена. Поэтому многие важные события украинской истории им не о чем или почти не о чем не говорят. В частности, Батуринская трагедия. Это событие должно получить адекватное осмысление не только как кровавая страница нашей истории, но и как результат политических просчетов и циничной измены. Однако измена, как и политические просчеты, похоже, стали обычной вещью для наших парламентариев. Поэтому им лучше не вспоминать о Батурине.
СПРАВКА «Дня»
Батурин: геноцид года 1709-го
Ровно 300 лет назад, 13 (2 по старому стилю) ноября 1708 года, российские войска под предводительством «светлейшего князя» Александра Даниловича Меншикова взяли штурмом гетьманскую столицу Батурин (в частности, и благодаря измене подлого «землячка», этакого сотника Ивана Носа, который за хорошее вознаграждение показал подземный ход в хорошо укрепленную крепость) и после двухчасового боя полностью уничтожили и весь гарнизон Батурина, и все, без исключения, гражданское население, включая женщин и детей. Погибло около 15 тысяч украинцев. Без какого бы то ни было преувеличения можно сказать, что это был акт абсолютного геноцида, осуществленный по прямому приказу царя Петра. После захвата Батурина все до единого дома, церкви и монастыри были напрочь ограблены, а потом до основания сожжены. Цель — запугать насмерть всех украинцев, которые осмелились бы поддержать военно-политическое выступление гетмана Ивана Мазепы против имперской власти Москвы, начатое за десять дней до этой трагедии. Когда 11 ноября (по старому стилю) Мазепа вместе со шведами подошел к своей уничтоженной столице, то, по рассказу писателя и дипломата Даниила Крмана, он увидел только «задымленные мельницы, руины зданий, человеческие тела, которые были наполовину сожжены и залиты кровью».
Казалось, картина ужасного преступления войск Петра и его сатрапа Меншикова является целиком понятной. Однако создается впечатление, что «лавры» Ивана Носа до сих пор еще привлекают некоторых украинских журналистов (см. материал Олеся Бузины в газете «Сегодня» от 08.11.08). Интересно, осознает ли господин Бузина, что осмеивать память погибших в Батурине — такое же кощунство, как заявлять россиянину: «А жаль, что поляки, которые захватили Москву в 1612 году, не остались там навсегда» или рассказывать, например, болгарам о «благах» турецкого 500-летнего ига? По существу, это тот случай, когда свобода слова, сторонниками которой мы все являемся, должна уступить место ответственности. Ответственности за сочинение «оды» оккупантам!