В основе этой статьи известного писателя, ученого, политика, дипломата Юрия Щербака — его выступление на презентации новой книги «Украина: вызов и выбор», которая состоялась в рамках Дней науки в Киево-Могилянской академии. Кстати, ознакомившись с содержанием статьи (на английском языке она была опубликована в веб-газете Ukraine Report), американский политолог, бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский прислал автору письмо, в котором выразил согласие с большинством его мыслей. «В конечном итоге только украинцы могут обеспечить независимость Украины, — написал, в частности, З. Бжезинский. — Это послание должно изучаться каждым снова и снова».
В течение нескольких столетий Украина, превращенная в бесправную провинцию больших империй, не имела никакого геополитического выбора, будучи лишенной права на собственную внешнюю политику. Господствующие режимы, проводя репрессивную селекцию поколений и последовательно уничтожая сопротивлявшихся, воспитывали в украинцах ощущение хуторянской неполноценности и сержантской послушности.
Об украинской геополитике в то время нечего было и говорить. Два передела мира в Париже и Ялте произошли без участия Украины. Наибольшими геополитиками Украины в советский период стали Сталин и Хрущев. Наша геополитическая судьба решалась не за столами переговоров, а на полях кровавых битв Первой и Второй мировой войн, во время изнурительной гонки вооружений в ходе «холодной войны». Украинцы боролись за свое будущее место в мире в рядах Красной армии, отрядах партизан, в ОУН-УПА.
Ситуация драматическим образом изменилась в считанные дни в 1991 г., когда новорожденное государство попало в водоворот геополитических страстей, связанных с распадом СССР, падением Берлинской стены, ликвидацией Варшавского блока и так называемой мировой системы социализма, дезинтеграцией Югославии. Украине сразу же пришлось познать жестокие вызовы истории: недоверие к молодому государству, давление со стороны США и России по поводу ядерного оружия, размещенного на нашей территории, посягательства на Крым и другие проблемы, которые возникли внезапно и требовали немедленного разрешения. Пришлось делать нелегкий выбор в условиях недостатка времени на размышления, при огромном кадровом дефиците и несформированности государственных институций, в период смены многих политических догматов предыдущей эпохи.
В первую очередь изменилось само понятие «геополитика». Оно не сводится теперь только к географическому или пространственно-территориальному компоненту. Новые геополитические подходы учитывают наличие экономических, информационных, коммуникационных, интеллектуальных, энергетических, военно-технологических и других видов ресурсов. Большую роль играют также интеграционные процессы, в ходе которых формируются новые наднациональные образования, диктуя новый геополитический раздел мира.
Геополитическую ситуацию Украины, как и других стран мира, определяют несколько фундаментальных фактов глобального значения, диктующих необходимость активных поисков нашего места в новых координатах ХХI века.
Первое. Важнейшим событием начала ХХI века стала террористическая атака боевиков «Аль-Каиды» против США 11 сентября 2001 года и проведение Соединенными Штатами и их союзниками военных операций против Афганистана и Ирака. Эти события знаменуют начало эпохи асимметричных межцивилизационных войн и свидетельствуют о втягивании человечества в новый геополитический передел мира, в котором продолжают возрастать глобальные противоречия. В первую очередь речь идет о сокращении жизненно важных стратегических ресурсов — таких, как нефть, газ, питьевая вода, уран — при возрастании глобальных потребностей в энергоносителях через 20 лет вдвое. Персидский залив должен покрывать более половины мировой потребности в нефти, если существующие режимы не падут жертвой мусульманского терроризма. Военное присутствие США в регионе Персидского залива и Каспийского моря — выражение усиления борьбы за энергоресурсы.
Второе. Геополитику все активнее начала вытеснять с мирового пространства геоэкономика. Глобализация во всех ее проявлениях — позитивных и террористически-негативных — является вызовом для национальных государств, ограничивая их суверенитет, содействуя созданию наднациональных структур управления, информационных, финансовых, экономических и других мировых сетей. Глобализация является не только следствием изобретений в сфере информационных технологий, но и адаптацией человечества к сокращению ресурсной базы на Земле. Выживет и победит тот, кто будет иметь более эффективную ресурсосберегающую экономику и свободный доступ к ресурсам.
Вызов глобализации особенно острый для украинского государства, которое должно модифицировать свои несовершенные структуры и функции, отойти от ряда консервативных и посткоммунистических представлений о государстве как полуавтаркическом, полуавторитарном образовании.
Третье. Три центра силы и экономической мощи растут в мире. Доминируют Соединенные Штаты, которые являются безоговорочным лидером существующего сегодня однополюсного миропорядка. В США все отчетливее проступают черты империи нового типа, которая в известной степени напоминает Римскую империю с ее легионами, размещенными в различных частях земного шара. Вокруг США формируется наднациональная мега-коалиция — страны, которые исповедуют либерально-рыночную, демократическую философию и, с другой стороны, решительно поддерживают США в их борьбе с мировым терроризмом. Ярким примером новых стратегических союзников США является близкая к нам Польша.
Второй сверхмощный мировой центр растет на наших границах — Европейский Союз. Объединяя 25 стран с населением 455 млн. человек с ВВП около 10 триллионов долларов и объемом торговли около 30% мировой, ЕС превратился в абсолютно беспрецедентное в мировой истории геополитическое, геоэкономическое и международно-правовое образование, развиваясь как федеративная сверхдержава нового типа. Роль ЕС и его влияние на Украину будет возрастать по экспоненте в ХХI веке.
Бросить вызов Соединенным Штатам и Европейскому Союзу сможет третья сила — Китай, который в 2025 году имеет шанс стать второй в мире военной и экономической силой и поставить в практическом плане вопрос о двухполюсности мира, повторив попытку Советского Союза 1950—1980-х годов. С 1993-го по 2002 г. объемы китайского экспорта ежегодно возрастали на 17,3%, и уже в 2010 г. экспорт из Китая будет больше американского. Китай является серьезным вызовом и для России: он в 5 раз превышает Россию по экономическому потенциалу, в 11 раз — по количеству населения, а через 10 лет будет превосходить также по количеству обычных вооружений и сравняется по стратегическим ядерным вооружениям.
И, наконец, четвертое : Россия. Наш ближайший сосед, представляющий наиболее серьезный вызов для Украины. Несмотря на то, что Россия познала всю глубину экономически- социального кризиса (ее ВВП меньше ВВП Италии) и всю горечь геополитического поражения евразийского хартленда в борьбе с океанской Америкой, она довольно быстро восстановила имперскую ментальность и великодержавные амбиции, о чем свидетельствуют результаты выборов в Государственную думу 2003 г. Очевидной целью России является восстановление ее статуса сверхдержавы, на этот раз не в ходе военно-захватнических операций, а путем построения топливно-энергетически-транспортной мировой империи. На протяжении следующих 30 лет Россия планирует поставлять 600 млрд. кубометров газа Китаю и 300 млрд. кубометров — Республике Корея. Трубопровод из России в Китай протянется на 4987 км и будет одним из самых длинных в мире. Газ будет поставляться в Японию и Турцию. США, которые являются крупнейшим импортером нефти в мире (60% импорта в 2003, 70% — в 2010 году), готовятся к закупкам российской нефти — до 10% всего импорта в недалеком будущем. Американско-российское нефтяное партнерство должно обеспечить стабильные поставки российских энергоносителей даже в случае перебоев в поставках из Саудовской Аравии, Нигерии, Венесуэлы. В 2030 году обеспечение внутренними газоресурсами ЕС уменьшится с 65 до 25%. При этих условиях Россия превращается в главного поставщика газа, что будет иметь далеко идущие геополитические последствия для Европы. Еще более серьезными будут последствия для Украины — учитывая транзитную роль нашего государства и мощные нефте- и газотранспортные коридоры, которые принадлежат Украине и являются фактором национальной безопасности.
Украина, по мнению ведущих российских политиков, — не только Жириновского и Рогозина, — должна стать интегральной частью этой газонефтяной империи в рамках соглашения о Едином экономическом пространстве и других договоренностей.
Каким должен быть наиболее оптимальный выбор Украины в этих условиях?
Следует подчеркнуть, что начиная с 1994 года Леонид Кучма продолжил и активизировал линию президента Леонида Кравчука на усиление сотрудничества с Соединенными Штатами, Россией, ЕС и НАТО. При этом нужно понимать исключительную личную роль Президента Украины в формировании внешней политики государства.
Среди бесспорных геополитических достижений Президента Л. Кучмы:
— провозглашение стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз и на вступление в НАТО и во Всемирную торговую организацию;
— подписание широкомасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ;
— подписание с соседними странами ряда соглашений, в которых урегулированы все пограничные проблемы и провозглашен курс на дружбу и сотрудничество. Особенно важно в этом контексте установление стратегического партнерства с Польшей, налаживание с этой страной тесного политического и экономического сотрудничества;
— достижение статуса стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки в 1996 году, а также присоединение к антитеррористической коалиции и участие в военной операции в Ираке в 2003—2004 гг.;
— участие Украины в международной организации ГУУАМ, что открывает теоретические возможности для Украины играть важную роль в кавказско- каспийском и центральноазиатском регионах.
Эти и другие внешнеполитические достижения Украины содействовали увеличению степени геополитического плюрализма на посткоммунистическом пространстве, завоевали Украине международный авторитет. К сожалению, ситуация значительно ухудшилась в 2000—2003 годах в результате внутриполитических скандалов в Киеве, связанных с кассетным делом, коррупцией, противостоянием власти и оппозиции. Эти события причинили огромный ущерб имиджу Украины за рубежом, закрепили в глазах западного общественного мнения стойкий образ недемократического, полуавторитарного государства.
В то же время резко усилилось влияние России на внутреннюю и в известной степени на внешнюю политическую ориентацию Украины. Москва действовала по методу кнута и пряника, где роль кнута играл конфликт вокруг Тузлы, а пряника — обещание введения зоны свободной торговли в рамках соглашения по ЕЭП. При этом нужно признать, что у Москвы имеется четкая и ясная стратегия в отношении Украины, в то время как Киев не смог выработать подобную стратегию, идя на все новые и новые уступки.
Мы приблизились к опасной черте, при пересечении которой мы можем утратить значительную часть нашей независимости, незаметно (потому что постепенно) превратиться в провинцию новой энергетическо-транспортной империи.
Следует прямо сказать, что этим преобразованиям, которые в 2004—2006 годах могут приобрести необратимый характер, объективно содействует нейтрально-негативистская позиция Европейского Союза в отношении Украины, а также близорукая политика американской администрации. Создается впечатление, что влиятельные силы в этой администрации — такие как советница президента по национальной безопасности К. Райс — готовы согласиться со вхождением Украины в исключительную сферу влияния России.
К сожалению, Запад, сосредотачиваясь на критике сегодняшней недемократической практики в Украине, забывает об отдаленной геополитической перспективе, о существовании глубоких демократических традиций украинского народа, его европейском выборе.
Хочется верить, что в Белом доме будет услышан голос выдающихся политических деятелей, таких как Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер, которые выступают против восстановления новой евразийской империи. Обеспокоены также представители украинской диаспоры, которые на днях обратились с тревожным письмом к членам Сената и Палаты представителей США, протестуя против драматического изменения позиции США в отношении Украины. Washington Post, утверждает, что «одним из регионов мира, где участие или неучастие Соединенных Штатов может оказаться решающим, являются бывшие советские республики. Почти всем странам угрожает возрождающийся империализм Москвы».
Что дальше?
Нам нужно осознать, что геополитически Украина сегодня опасно одинока. Украинский вагон отцеплен от европейско-атлантического экспресса и стоит на запасном пути. Евразийские стрелочники из-за рубежа и в самом государстве пытаются как можно скорее прицепить этот вагон к грузовому поезду, направляющемуся в противоположном — северном — направлении. Приходит срок разрешения этой геополитической дилеммы — Восток или Запад? Времени на выбор остается все меньше.
Среди возможных вариантов ответа Украины на геополитический вызов истории видим следующие:
1. Только проведение демократических президентских выборов и реформирование государственно-политической, административной и экономической системы Украины дадут шанс на быстрое присоединение страны к НАТО и ЕС, что является коренным интересом украинского народа.
2. Необходима разработка национальной стратегии отношений Украины с Россией на основах равенства, уважения к суверенитету и взаимовыгодного добрососедского сосуществования с большим соседом. Конечно, не может быть и речи о нагнетании вражды к России только потому, что кому-то не нравятся «москали». Такая политика была бы совершенно гибельной для Украины. Но не менее опасно и недопустимо малороссийское подобострастие к «старшим братьям». Нам нужен честный, ответственный, взвешенный диалог с Москвой. Мы должны учитывать экономические энерготранспортные интересы России, но также должен быть четко определен предел украинских уступок. Команда прагматиков в Кремле поймет такой язык намного лучше, чем непредсказуемые перманентные шатания Киева.
3. Единственным надежным геополитическим союзником Украины в ее движении в Европу остается Польша. Тесный военно- политический и экономический союз Украины с Польшей и странами Балтии должен стать в ХХI веке одним из приоритетов украинской внешней политики. Мы должны больше внимания уделять братской Беларуси независимо от нынешних обстоятельств, которые могут измениться.
4. Нужно приложить все усилия для восстановления отношений стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки и присоединения Украины к наднациональной мега-коалиции, которая создается во имя защиты базовых ценностей демократии и христианской цивилизации. Скорейшее присоединение Украины к НАТО, зона действия которого может быть распространена на Северную Африку, Ближний Восток, Каспийский регион, укрепит нашу геополитическую позицию. В этом контексте не лишним было бы размещение базы НАТО на украинской территории.
5. Важно укрепление отношений особого партнерства с Канадой, которая должна играть большую роль в украинской внешней политике. Нам есть чему поучиться у Канады, в которой безукоризненно функционирует парламентская система, построено гражданское общество и внедрены самые высокие социальные стандарты.
6. Стратегической целью Украины должно быть ее превращение в региональное государство-лидера в районе Центрально-Восточной и Южной Европы, государство, которое бы стало надежным союзником Польши, Беларуси, Молдовы с Приднестровьем, Грузии, Азербайджана, Турции, Греции, Израиля и других стран, гарантируя стабильность в этом стратегически важном регионе мира.
В этом изменчивом мире, в котором, кажется, нет ничего неизменного, есть две священных вещи, не подлежащие обсуждению: это — независимость Украины и ее демократическое развитие.