Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ХИТ-ПАРАД ИСТОРИЧЕСКИХ РОЗЫГРЫШЕЙ

1 апреля посвящается
30 марта, 2001 - 00:00

Приближающееся Первое апреля — День не столько юмора, сколько розыгрыша. И что касается истории, то розыгрыши, которые устраивали граждане планеты друг другу, были не так безобидны, как в Праздник Прикола, но зато были фантастически впечатляющими, масштабными и остроумными. И, конечно, всегда имели практическую цель, далекую от желания только посмеяться.

Одно из первых мест, безусловно, в списке авторов занимает Григорий Потёмкин, светлейший князь Таврический. Его хохма вошла в историю под названием «Потемкинские деревни», как символ показухи. Но каков размах!

Екатерина II в 1787 году отправилась из Петербурга в недавно завоеванный Крым, дабы поглядеть присоединенные земли. Путешествовала она на галере по Днепру ( и по нашим родным местам в том числе). Во всех местах остановок были выстроены дворцы и домики, в которых «поселили» специально пригнанных крестьян. Сотни хорошо одетых мужиков и баб изображали сытую жизнь (что-то вроде отечественного фильма «Кубанские казаки»). Вдалеке были построены декорации деревень. А так же перегонялись стада коров и овец. Вдоль дорог, было приказано вспахать и засеять землю. Все «оборудование» передвигалось на обозах несколько впереди императорской галеры. Представляете, какую толпу статистов гоняли! Голливуд отдыхает. Это все Потемкин устроил, чтобы усилить впечатление от своих военных побед. Мол, не ерунду присоединили — живописнейшие, богатые места.

Удивительно, что Екатерина при ее неслабой проницательности, так и не догадалась об обмане.

Министр Талейран, например, сильно прокололся, пытаясь угодить генералу Наполеону. Наполеон собрался приехать к нему в гости в загородный дом. И узнав, что вокруг поместья Булонский лес, спросил, не водятся ли там кабаны. На них генерал очень любил охотится. Это приблизительно то же, что спросить: не водятся ли лоси в Голосеевском парке. Наполеон был родом из Корсики и мало знал Париж и его окрестности. Однако Талейран, чтобы доставить приятное будущему европейскому владыке, сказал, что местная чащоба просто кишит кабанами. А одного-двух — вообще запросто найти. Сам же послал слугу за черными свиньями на базар. Бедный Наполеон полдня за одной из них гонялся и, наконец, радостно подстрелил. Но приближенный к нему человек заметил, что это отнюдь не кабан. Осерчав, Наполеон чуть было не уехал. Талейран выдал все за шутку, сказав, что уж зайцев в Булонском лесу — завались. Зайцы — не кабаны, но так и быть сойдут — прикинул Наполеон. Когда счастливый будущий император на следующий день настрелял около дюжины зайцев, тот же «подсказчик» сообщил ему, что это — кролики. И по- видимому с того же рынка, что и «кабаны». Наполеон уехал не попрощавшись с Талейраном и министру потом долго пришлось замаливать вину.

Может все дело в масштабе обмана? Чем он больше, как у Потемкина, тем меньше шансов что его раскроют?

Не упрекнешь в отсутствии масштаба такой розыгрыш.

Карфагенский полководец Ганнибал, не смотря на свои ошеломительные успехи против римлян, совершил тактическую ошибку и завел войско в болотистую местность. Сзади них оказалось море, впереди — горы, где закрепились римляне. Между горами и морем римляне поставили вооруженные посты, чтобы на утро приступить к уничтожению врага. Что в таких условиях было не особенно трудно, а может даже и приятно.

Однако ночью караульные узрели странную картину — снизу на них двигались тысячи огней. Это была армия Ганнибала, но увеличившаяся в несколько раз! Она врассыпную стала окружать гору. Раздавался боевой рев сотен невидимых труб. Караульные решили, что Ганнибалу с моря пришла неожиданная помощь и дали деру.

Когда утром римские войска взглянули вниз — Ганнибала на болоте и след простыл.

Что же случилось? К рогам тысячного стада быков, которое шло за солдатами, привязали пучки соломы и подожгли. Напуганные животные заревели ( «трубы») и разбежались ( мнимое наступление). Часовые совершенно офонарев от этого кошмарного зрелища сбежали. Вот так Ганнибал римлян «взял на понт».

Поговорим теперь о менее масштабных операциях, но не менее каверзных.

Римский император Лисистрат никак не мог добиться популярности у своих поданных. Наверное, не отличался государственными талантами. Но очень при этом хотел прославиться ( а кто из политиков не хочет?). И придумал такую затейку. Взял кинжал и нанес себе небольшую рану. Но так, чтобы ножик не выпадал. И в таком «подраненом» виде заявился на колеснице на главную городскую площадь. Там, с торчащим из груди кинжалом, он толкнул пламенную речь о том, что, не смотря на то, что на его жизнь покушались негодяи, он продолжает любить народ и будет продолжать все делать для его блага. Что он для блага до этого сделал, публика не припомнила, но, расчувствовавшись зрелищем, прослезилась и зааплодировала.

По сути, это была первая удавшаяся PR-акция.

Как тут не вспомнить замечательный взлет Гиммлера. Он сам подстроил на фюрера покушение. А когда по едущей машине были произведены выстрелы — заслонил фюрера своей грудью. От холостой пули. Но и этого было достаточно, чтобы растроганный Гитлер воскликнул: «Теперь вы мой брат!» Отличный прикол!

Что касается изменения своего имиджа, уместно привести следующую историю.

В 1831 году молодая дама, которую звали Аврора Дюпен Дюдеван, оставила мужа и семью в провинции и прибыла в Париж. Причем ей в башку втемяшилась довольно оригинальная для дамы того времени мысль — стать писателем и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Однако Париж не встречал, как и любая столица, провинциальных покорителей торжественными маршами, оркестрами и ковровыми дорожками. Для женщины той поры единственными способами заработать были замужество или проституция. Если кто и писал из дам, то только с целью развлечения. Надо было быть или богатой, или замужней. К тому же женское литературное творчество не воспринималось серьезно, поскольку мужчин-писателей было подавляющее большинство. В 1832 году издатель принял к публикации «Индиану» — первый роман Дюдеван. Для того, чтобы книга получила больший резонанс, Аврора придумала себе мужской псевдоним — Жорж Санд. Париж клюнул на уловку. Все считали, что автор мужчина. Для того, чтобы поддерживать (в какой-то мере) это заблуждение, Аврора стала одеваться в длинные мужские пальто, шляпы, рубашки, галстуки и т.п. Она даже закурила сигары и стала выражаться «покрепче». Публика была сражена этим «неведомым» существом — «женщиной-мужчиной».

И это учитывая, что у Жорж Санд не было модных сейчас «розовых» наклонностей. Она играла мужскую роль ради успеха. Что стало очевидным после серии ее любовных приключений со знаменитостями: Листом, Мюссе, Шопеном и т.д.

В розыгрышах со смертельным исходом безусловно лидирует римский император Нерон. Уж настолько он был, бестия, изобретателен в этом деле — спасу нет.

Что только не вытворял Нерон, чтобы убить родную маму и сконцентрировать власть в своих руках. Для этой цели были специально сконструированы два агрегата: первый — комнатка во дворце, на которую падал потолок, а второй — корабль, который при спуске на воду разваливался.

О спецкомнате разболтали мастера, которым она была заказана. Эта весть дошла до ушей Неронской мамы. Она переспала в каком-то другом, менее беспокойном месте.

Однако на злополучную посудину она все-таки села. Но выплыла.

От отчаянья Нерон подослал к ней наемного убийцу. Утомился изобретать.

Можно привести пример наоборот, когда все делают вид, что ловят преступника, на самом деле ничего для этого не предпринимая.

Легендарный боевик и личный охранник Гитлера Отто Скорцени, выкравший в 1943 году Муссолини, сидел в американском лагере Дармштадт. Однако в США Генри Киссенджер, будущий госсекретарь США, уже подбирал «нужных гитлеровцев» для борьбы с коммунизмом. Сенсацией стало известие о невероятном побеге Скорцени из лагеря. Американцы трубили: «На его розыск секретная служба армии США отправила 1500 лучших агентов». Скорцени был объявлен «самым опасным преступником в мире». Газеты вопрошали: «Как?! Как можно было сбежать из суперохраняемого лагеря?!»

Очень просто. Скорцени вызвал начальник лагеря и сказал: «Что-то вы у нас засиделись, пришло время прощаться». В багажнике «Кадиллака» того же начальника его и вывезли. В лесу он переоделся в гражданский костюм. Его отвезли на вокзал, вручили паспорт, деньги и билет до Парижа...

Все это было нужно для того, чтобы в глазах недобитых фашистов и неонацистов Скорцени оставался героем. Ведь другие бывшие гитлеровцы сотрудничали с американцами открыто.

Не все СМИ, разумеется, подставляли уши для лапши. В некоторых французских изданиях можно было прочитаь примерно следующее: «...1500 секретных агентов с трудом могут найти человека, в 1943-м похитившего Муссолини и готовившего в 1944-м покушение на генерала США Эйзенхауэра, а недавним субботним вечером прогуливавшегося на Елисейских полях в обществе неизвестной девицы...».

Естественно, 1500 — и ни одним агентом меньше, было придумано для эффекта.

Народ вообще любит эффекты. И Цезарь, который начинал в Сенате, как «ответственный за городские зрелища», понимал в этом толк.

Про себя-то он давно решил в 49 году до нашей эры, что пойдет войной из Галлии на своего политического соперника Помпея, который находился на другой стороне реки Рубикон — в Италии.

Но в присутствии друзей и слуг Цезарь проговорил вслух оба варианта (перейти реку — не перейти). Его подданные сами не знали, поддержать Цезаря или нет — предприятие обещало быть опасным. Затем он театрально поднял руку и указал на фигуру на берегу реки — долговязого солдата. Тот внезапно сыграл на трубе сигнал к построению и перешел мост через Рубикон. На что Гай Юлий Цезарь, не моргнув, сказал: «Примем это как знак богов и последуем туда, куда они призывают нас, к отмщению нашим двуличным врагам. Жребий брошен». Мол, раз солдату захотелось дать в морду Помпею, то мне — тем более. Зрелище гипнотически подействовало на подданных Цезаря и они приняли его сторону. Коню понятно, что солдат действовал по приказу. (Попробовал бы он сказать: «Что-то я передумал. Ну его, этого Помпея к лешему!» — гауптвахтой не обойдешься.) Однако трюк удался.

Подружка Цезаря — Клеопатра — тоже мастерица розыгрышей. Прибыть в его резиденцию вместе с подарками, завернутой в ковер, — надо иметь фантазию. Хорошо, по дороге из колесницы не выпала. Тогда еще на товарах не писали «Не кантовать».

Все вышеперечисленные розыгрыши не имели рекламных целей (разве что косвенных).

Чего не скажешь о создателе Американского музея собрания курьезов и диковин — Барнуме. Он там выдавал то робота за русалку, то старушку ( первоначально якобы няню Джорджа Вашингтона, которой 161 год) за робота и вообще довольно долго собирал деньги с доверчивых граждан по всему миру.

Красиво им была обставлена первая рекламная акция Музея. Для того, чтобы привлечь туда публику, он предложил нищему, просящему милостыню по соседству, заработать. Он дал ему пять кирпичей и проинструктировал. Нищий по определенному маршруту разложил кирпичи на мостовой. Один он держал в руке. На обратном пути он заменил один кирпич на другой. Все это он проделал с максимально серьезным лицом и на вопросы зевак не реагировал. Маршрут нищего пролегал через музей. Он вошел через парадный вход, а вышел через служебный. И продолжил «кирпичную кладку».

После первого же рейса бомж привел в музей сотни людей, увязавшихся за ним. Через несколько рейсов — тысячи. Каким простым до гениальности методом Барнум обеспечил себе посетителей.

Есть, конечно, розыгрыши ради розыгрышей, как «искусство ради искусства».

Этим очень увлекался известный советский композитор Никита Богословский. Например, так он разыграл своего друга и коллегу, не менее известного композитора — Исаака Дунаевского.

Приехал Дунаевский на море, в Дом композиторов и сразу — на пляж с друзьями. Где от усталости скоро и заснул. А «заботливый» друг Никита выложил у него на спине три буквы, вырезанные из газеты, которые складывались в совсем уж знаменитое слово. В таком виде спящий классик и сгорел. И главное, сколько бы Дунаевский потом не загорал — контраст между буквами и остальной частью спины — оставался. Полотенце приходилось снимать только у воды.

Можно вспомнить и розыгрыши идеологические. Вроде «писателя Леонида Ильича Брежнева, создателя трилогии «Малая земля», «Целина» и «Возрождение», за которого работал не один журналист, или Стаханова, которому помогал делать «его» рекорд не один шахтер. Но мы слишком хорошо знаем тему, чтобы говорить о ней подробно.

Как видим из всего вышеперечисленного — розыгрыши — мощное оружие. Поэтому советуем ими пользоваться в мирных целях. Как 1 апреля. С которым вас и поздравляем.

Помогал собирать и упаковывать информацию — Константин РЫЛЕВ, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ