Честно говоря, разговоры Леонида Даниловича Кучмы о роспуске парламента (в частности, о том, что он не хочет этого делать, но народ возмущается) уже несколько «достали» автора этих строк. И вот опять — пребывая в Сумской области, Президент дал понять, что только отсутствие у него конституционных полномочий по поводу роспуска парламента удерживает его от этого шага.
Разумеется, все это нужно понимать как давление на ВР и намеки на то, что народ может и уговорить Президента покончить с ненавистным органом. Но дело даже не в этом, а в том, что вместо того, чтобы честно сказать «захочу — распущу», и проявить себя тем самым как «настоящего мужика», Леонид Данилович каждый раз изобретает какие-то аналогии, которые якобы существуют в «цивилизованном мире». «Это чистой воды издевательство» — передает слова Кучмы по поводу наличия отсутствия права роспуска ВР Интерфакс-Украина. По мнению Президента, конституции большинства стран мира предполагают роспуск парламента и, соответственно, его желание распустить ВР как бы вполне нормально и оправдано опытом «прогрессивного человечества».
Действительно, главы государств с парламентской системой имеют право распускать свои парламенты, как правило, в том случае, если они не могут сформировать исполнительную власть — правительство. Схема тут весьма проста. Парламентские выборы в этих странах — это фактически выборы правительства, которое является «продолжением» парламентского большинства (поэтому никаких проблем с бюджетом и пр. у такого правительства просто не может быть). Однако могут быть случаи, когда ни одна из партий не набрала большинства и они не могут договориться между собой о создании коалиции. Страна без правительства жить не может и вот тут-то выходит на сцену глава государства, который не столько распускает парламент, сколько назначает новые выборы.
Разумеется, действующее на момент такой коллизии правительство не может выступать в этой роли, потому что, как мы уже выяснили, правительство — это продолжение одной или нескольких парламентских партий и, следовательно, у него всегда будет искушение воспользоваться роспуском парламента и новыми выборами для своих целей (в том числе и специально создавать потребность в роспуске в надежде что-то «оторвать» на досрочных выборах). Человек, который осуществляет конституционную функцию роспуска парламента должен быть максимально далек от перипетий текущей политики, но иметь достаточный для этого пост. У него не должно быть никаких исполнительных и законодательных полномочий, которые бы связывали его с интересами одной из партий. Такую роль успешно играют монархи, либо президенты (как в ФРГ).
Описанная выше парламентская система весьма далека от существующей в Украине. Наш президент, к примеру, может сам отправить правительство в отставку, он издает указы, которыми по Конституции должно руководствоваться правительство, он может отменять акты КМ, то есть его возможности позволяют напрямую влиять на политический процесс. А как мы уже выяснили, распускает парламенты тот, кто не имеет прямого влияния на процесс и кого, следовательно, заподозрить в злоупотреблении властью трудно. Таким образом, Леониду Даниловичу для удовольствия распускать парламент придется либо отказаться от большинства своих полномочий, либо признать, что дело совсем не в мировом опыте или «неработоспособности» нынешней ВР.