Невзирая на юридическую неопределенность вопроса проведения выборов Киеврады и городского головы, большинство политологов уверены, что процесс избрания городского аппарата власти состоится уже в этом году. Кроме ряда процессуальных проблем, которые могут негативно отразиться на результатах оппозиции, например, дата назначения выборов, а они могут состояться летом, когда большинство киевлян-представителей среднего класса поедут в отпуска, или избрание мэра в первом туре, путем подсчета относительного большинства голосов, «слабым местом» киевской кампании может стать конфликт интересов и амбиций внутри оппозиционных сил.
Неумение или нежелание договариваться уже обернулись для оппонентов власти достаточно большим количеством проигранных округов во время парламентских выборов. Об избирательных амбициях оппозиционеров и политических шагах власти «День» говорит с политологом, политконсультантом Викторией ПОДГОРНОЙ.
«ОТ СИЛОВОГО РАЗБЛОКИРОВАНИЯ ТРИБУНЫ ПР СДЕРЖИВАЮТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИМИДЖЕВЫЕ ФАКТОРЫ»
— Регионалы обещали, что парламент начнет работать с 19 февраля. Но этого не произошло. Почему через две недели так и не был достигнут консенсус в вопросе личного голосования?
— Оппозиция имеет обоснованную позицию относительно персонального голосования. Причина таких действий понятна. В прошлом парламенте большинство во главе с Партией регионов откровенно игнорировало регламент и конституционную норму относительно личного голосования депутатов, проводя необходимые ей законы. Критика и протесты оппозиции никак не влияли на ситуацию — большинство продолжало действовать методами «через колено», проводя необходимую им политику в парламенте. Такая ситуация не является приемлемой для любого парламента мира и не должна быть нормой для Украины.
— Как вы думаете, почему Партия регионов не применяет силовой метод, к которому часто обращалась ранее?
— Конечно, регионалы уже использовали определенные силовые методы в начале работы этого парламента и могли бы сделать это и сейчас, но в данный момент их сдерживают внешнеполитические и имиджевые факторы. Накануне саммита УКРАИНА-ЕС Партия регионов пытается показать Евросоюзу, что она является цивилизованной политической силой, которая ведет себя более-менее корректно. В условиях критического ухудшения экономической ситуации в стране, власть интересуют экономические отношения с ЕС и они готовы идти на определенные уступки цивилизованным требованиям — например, позволяют оппозиции блокировать трибуну. Впрочем, принципиальным вопросом для партии власти является экзиль Юлии Тимошенко. И здесь изменений не ожидается.
«НИ ВЛАСТЬ, НИ ОППОЗИЦИЯ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РОСПУСКЕ ПАРЛАМЕНТА»
— Блокирование Верховной Рады вызывало споры относительно того, идет ли отчет 30 дней, после которых могут состояться перевыборы. Соответствующее решение должен вынести Конституций Суд. Однако право роспуска парламента остается за Президентом. Воспользуется ли он им?
— Сам спор — это политическая баталия, которую проводят между собой оппозиция и власть. Ни одна из этих сил не заинтересована в проведении перевыборов. Тем более, в условиях, когда дефицит бюджета составляет больше 53 млрд. гривен — на перевыборы элементарно нет денег. Единственное, что может заставить власть пойти на такой шаг — необходимость выплатить семь млрд. долларов, которые требует от Украины Россия за недобор газа. Роспуск парламента даст возможность оттянуть голосование по вопросу выделения таких средств из госбюджета. Однако такой сценарий лишь гипотетический.
30 дней, предусмотренные Конституцией в 1996 г., действительно истекают. Однако попытки воспользоваться этой нормой были и во времена Кучмы, но они никогда не срабатывали. В любом случае решение за Президентом, а он не заинтересован в осуществлении каких-то радикальных шагов накануне саммита.
— В условиях конкуренции между оппозиционными силами наибольшую активность в блокировании парламента сейчас демонстрирует «УДАР». Почему?
— Вопрос персонального голосования был среди лозунгов этой партий еще во время избирательной кампании. К тому же «УДАР» впервые очутился на большой политической арене и пытается себя проявить. Во время избирательной кампании «УДАР» долго не мог решить: будет ли он сотрудничать с оппозицией, займет ли альтернативную позицию «третьей силы». У многих избирателей возникал вопрос — на чьей стороне «УДАР»?
После формирования парламента партия определилась как оппозиционная сила, и сегодня она пытается доказать своим избирателям собственную последовательность в этом вопросе.
— Не дискредитируют ли они себя такими методами борьбы?
— На самом деле следует различать легитимность и легальность этого блокирования. В одном из последних заявлений от большинства нынешний вице-спикер И. Калетник сказал, что блокирование непосредственно нарушает нормы регламента. Однако легитимность тех или иных действий политиков и партий определяется обществом. В этом смысле деятельность «Удара» полностью отвечает настроениям избирателей, которые в большинстве не поддерживают власть и ее действия. Оппозиционеры прекрасно это понимают. Следовательно, «УДАР» не просто не дискредитирует себя, но и получает дополнительные политические баллы в глазах избирателей.
— Почему Президент не принимает участия в решении конфликта или, по крайней мере, не комментирует ситуацию с блокированием?
— Янукович никогда лично не вмешивался в парламентские процессы — для этого у него выстроена система «кураторов», которые решают вопросы голосования, продвижения законов и тому подобное.
Кроме того, на фоне последних мировых рейтингов свободы, где Украина занимает не наилучшие места, и резких оценок западных политиков, Президент пытается продемонстрировать, что Украина — еще демократическая страна, в которой пока идут демократические процессы.
Заодно он предоставляет возможность скептически настроенным избирателям увидеть, что оппозиция является не слишком конструктивной. С точки зрения политических правил игры, вопрос персонального голосования очень важен. Однако для рядового украинца это — вторичная проблема. Люди не понимают, что за этим стоит конкретно для них. Они скорее ожидают реальных шагов для решения существующих проблем, таких как рост безработицы, снижение уровня жизни, повышение цен на коммунальные тарифы. Эти вопросы непосредственно касаются выживания людей, в отличие от процедуры голосования.
«БАТЬКІВЩИНА» РАССЧИТЫВАЕТ НА ТО, ЧТО КИЕВСКАЯ КАМПАНИЯ УМЕНЬШИТ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ АМБИЦИИ КЛИЧКО»
— В настоящее время Президент является достаточно закрытой для общества персоной. Однако уже скоро пойдет третий год его каденции и по этому случаю должна состояться первая с 2011 г. конференция Януковича. Какой уровень свободы обсуждения острых вопросов можно ожидать?
— Учитывая тот факт, что возле Президента остались те же люди, которые занимаются его публичной деятельностью, я не думаю, что что-то принципиально изменится. Возможно, будут какие-то новые месседжи относительно внешнеполитических аспектов деятельности власти, реформ, но формат общения останется неизменным.
В целом, такая закрытость — часть политической культуры, которая господствовавшей на Донбассе, где Янукович был губернатором и где сформировался «скелет» его партии. В этом регионе всегда были специфические правила коммуникации: должностные лица не были публичными, все решалось «в кулуарах». 20 лет — это очень малый срок для истории, поэтому ничего странного в том, что все остается режиссированным, как в советские времена. Политическая культура и ценности Партии регионов является типичным проявлением советских или постсоветских представлений о политике и модели взаимодействия со СМИ и обществом.
— Возвращаясь к оппозиции, стоит отметить, что на фоне «Удара», который блокирует Раду, и «Свободы», которая принимает участие в уличных протестах и разнообразных акциях, «Батьківщина» выглядит несколько инертно. Чем это обусловлено?
— Вопрос не в этом. «УДАР» и «Свобода» — партии, сгруппированные вокруг одного лидера, позиции, они достаточно целостные. Ситуация в Объединенной оппозиции иная. В нее входят несколько партий, потому у них нет общей позиции по всем вопросом и единой структуры — это усложняет принятие решений. Много вопросов придется согласовывать, решать внутренние конфликты и противоречия, которые непременно возникают в политической деятельности.
— Заявление «Батьківщини» о выдвижении Кличко единым оппозиционным кандидатом на выборах городского головы оценена политологами как попытка вывести Кличко из президентской гонки. Как вы это прокомментируете?
— Конечно, это связано с желанием, в первую очередь, Яценюка, освободить для себя площадку для президентских выборов от конкурента. «Батьківщина» рассчитывает на то, что киевская кампания уменьшит президентские амбиции Кличко.
Однако такая позиция Объединенной оппозиции может быть ошибочной. На сегодня мэр города не имеет исполнительных функций и является фигурой сугубо политической. Киевляне понимают, что Кличко — не хозяйственник, но его рейтинг базируется на принципиальной оппозиционности лидера «Удара», большом опыте работы фракции в столичной Киевраде и имидже европейского человека.
Таким образом, Киев может стать хорошим плацдармом для Кличко как для будущего кандидата в президенты. В то же время, сейчас «УДАР» не готов сформировать конкретную идею или позицию в вопросе баллотирования на должность городского головы.
— Киевские выборы уже окрестили «репетицией президентских выборов».
— Любой политический процесс развивается на основе определенной логики. Важными в этой логике всегда являются выборы. Поэтому следующие киевские выборы будут чем-то наподобие праймериз к президентской кампании-2015. Победитель от оппозиции в Киеве будет иметь большие шансы стать одним из главных конкурентов Януковича на президентских выборах. Других площадок для оппозиционных лидеров, чтобы показать себя избирателям и выйти на финиш с нынешним Президентом в полной силе, сегодня просто нет. Нельзя не воспользоваться такой ситуацией.
«МАЙ 2013 г. — ОПТИМАЛЬНЫЙ СРОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КИЕВСКИХ ВЫБОРОВ»
— Однако проведение киевских городских выборов до сих пор под вопросом.
— Киеврада работает с 2008 г., поэтому выборы должны состояться обязательно. Каденция столичного горсовета не может длиться больше пяти лет, иначе она становится нелегитимной. Критерий срока действия мандата, предоставленного избирателями, является достаточно жестким. Относительно мэра, то в Киеве мэр отсутствует с того времени, как Черновицкий снял с себя полномочия. Поэтому май 2013 года — это оптимальный срок для проведения выборов мэра и Киеврады.
— Можно ли ожидать, что другие оппозиционные кандидаты, претендующие на должность мэра, откажутся идти на выборы?
— Очень принципиальным моментом, который не сработал в 2008 г., является договоренность в лагере оппозиции. Учитывая тот факт, что за последний годы Попов усилил свои позиции, он будет серьезным конкурентом. Но бесспорно, при условии поддержки кандидата всеми оппозиционными силами — в Киеве выигрывает именно кандидат от оппозиции. Все преимущества имеет сегодня Виталий Кличко. Но не исключено, что мог бы выиграть и более-менее сильный кандидат, если его поддержали бы все три оппозиционных силы и сам Кличко. Это мог бы быть П. Порошенко. Но здесь есть определенные проблемы. Порошенко может быть хорошим хозяйственником, но он вряд ли ассоциируется у киевлян с человеком, который будет отстаивать интересы их города и имеет принципиальную линию относительно власти. Для киевлян это может оказаться принципиальным вопросом.
К сожалению, учитывая факт выдвижения Кличко на должность мэра Киева Объединенной оппозицией в тестовом режиме и без предварительной согласованности, есть сомнения относительно способности оппозиции сегодня договориться между собой. Давно известное высказывание: «Демократы объединяются только перед расстрелом» — актуально и до сих пор.
— Желание Яценюка вывести Кличко из президентской гонки означает, что он не считает Тягнибока серьезным конкурентом?
— Последние рейтинги показывают, что процентная поддержка избирателями Яценюка и Кличко фактически одинаковая. У Тягнибока она значительно меньше: он имеет недостаточную поддержку как кандидат в президенты от оппозиции. Если выбирать между Тягнибоком и Кличко, последний более опасный конкурент для Яценюка. Поэтому лидер «Свободы» — вопрос №2 для главы «Батьківщини», которое будет решаться ближе к выборам.
В таком конкуренте, как Тягнибок, заинтересована власть. Ему трудно будет получить победное количество голосов над нынешним Президентом. Яценюк, в поддержку которого может стать Тимошенко, или Кличко, который имеет потенциал роста доверия избирателей в разных регионах страны, являются невыгодными конкурентами для Януковича. Но для того чтобы победить, оппозиционные силы должны объединиться вокруг одного кандидата, а не делиться между собой.
«ЕС НЕ ИМЕЕТ ИЛЛЮЗИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ В УКРАИНЕ»
— Вы уже вспоминали о Саммите Украина —ЕС, насколько он может быть результативным в существующих политических условиях?
— Саммит вряд ли даст какие-то позитивные результаты. Сегодня Евросоюз сократил список требований с 19 пунктов до 11, но украинская власть даже их не готова выполнить. Речь идет прежде всего о выборочном правосудии, прекращении политических дел и реформировании правовой системы в целом. Без выполнения этих требований налаживание отношений невозможно. Судя по тому, как развивается ситуация с делом Е.Щербаня, власть нацелена на то, чтобы доказать причастность Тимошенко к уголовному преступлению и показать Европе, что они имеют дело не с политзаключенной, а с уголовным преступником.
ЕС не имеет иллюзий относительно системы правосудия в Украине, потому вряд ли такая стратегия украинской власти сработает как условие для разблокирования процесса сближения с Евросоюзом.
Украинская власть вообще не понимает вопросов ценностей, на которых настаивает ЕС и на которых строится вся политика в Европе. Для Евросоюза наличие политических узников говорит о том, что страна недемократическая и потому не может быть европейской. Хотя во время ЕВРО-2012 украинцы в хорошем смысле удивили европейцев. Однако деятельность украинской власти работает на ухудшение имиджа страны в Европе.
Конечно, у украинской стороны есть «запасной козырь». На днях была обнародована концепция внешней политики России по СНГ (фактически по созданию Евразийского Союза), которая предлагает более привлекательный путь интеграции Украины в Евразийский Союз. Но Россия часто красиво говорит, а на практике занимает жесткую позицию, и украинская власть это прекрасно знает. Поэтому продолжается двойная игра (балансирование между Западом и Востоком), не имеющая никаких результатов. Поскольку украинская власть не хочет идти на принципиальные уступки ни ЕС, ни России — а вести собственную игру у нее нет ни геополитического веса, ни опыта.
— Кроме нелегитимного, с правовой точки зрения, блокирование вне закона оказалось и гражданское общество. Не загоняет ли украинская судебная система себя в тупик?
— Законы и судебная система появились для того, чтобы не допустить жизни по принципу «глаз за глаз, зуб за зуб». Если законы и судебная система не выступают на стороне справедливости, это вызывает полностью логичное повышение социальной агрессии и радикализации настроений общества.
Власть это понимает и постоянно увеличивает финансирование силовых структур как метод самозащиты. Впрочем, эти вложения не гарантируют того, что милиция в случае необходимости сможет справиться с массовой социальной агрессией. А она будет расти, особенно на фоне экономического кризиса в Украине. Конечно, революция не вспыхнет в один момент, скорее агрессия будет оказываться локально, но количество ее проявлений будет расти.
«ОЖИДАТЬ ПОВТОРЕНИЯ СЦЕНАРИЯ 2004 г. НЕ СТОИТ — МЯГКИХ ФОРМ ПРОТЕСТА НЕ БУДЕТ»
— Возможен ли «взрыв» социальной агрессии в 2015 г.?
— Выборы всегда являются точкой, в которой сходятся все социальные процессы, идущие подспудно. Это момент, когда люди решают для себя, стоит ли активно вмешиваться в политический процесс. Выборы в прошлом году показали, что люди начали активно отстаивать право своего политического выбора и готовы делать это даже в агрессивных формах. Это логичные процессы, когда власть постоянно наступает на интересы большинства граждан — общество начинает понимать целесообразность борьбы за свои права. И чем жестче действия власти, тем больше шансов на то, что общественное сопротивление будет агрессивнее и это нужно понимать тем, кто готов к силовой политике в стране.
Если речь идет о 2015 г., то ожидать повторения сценария 2004 г. не стоит — мягких форм протеста не будет. Особенно в случае, если оппозиция консолидируется, противостояние может стать чрезвычайно серьезным и принести неожиданные для Януковича результаты.