Перед выходом избирательной гонки на финишную прямую практически у всех участников появилась похожая проблема — не о чем говорить. Не в том смысле, что все, что хотели и могли сказать лидеры политических блоков на этом этапе, уже сказано, причем столько раз, что начинаешь забывать, кому именно принадлежит то или иное высказывание, тот или иной тезис. Предвыборные прения со дня на день должны выйти на другой уровень, когда будут открыты последние козыри, которые должны, по мнению их обладателей, принести им успех.
Пока этот момент не наступил, все замерли, ожидая, кто начнет первым. Тем временем потребность в ежедневном говорении не отпала, от кандидатов в депутаты и лидеров политических блоков и партий ежедневно ждут чего-то нового. Положение напоминает футбольное межсезонье, когда игры прошлого сезона уже десятки раз обсуждены и подробно проанализированы, а новый чемпионат еще не начался. Спортивные журналисты заполняют этот период слухами о том, кто из какой команды в какую может перейти. Чем более абсурдным выглядит возможность того или иного перехода, тем с большим желанием эту возможность обсуждают, заполняя паузу перед настоящей игрой.
Приблизительно таким же образом действуют и наши политики, развлекая обозревателей вариантами возможных союзов, блоков и расколов. Большинство нынешних предложений и прогнозов о контурах большинства и оппозиции в новом составе парламента довольно далеки от действительно возможного, однако почему не помечтать? А заодно проверить реакцию союзников и конкурентов.
Варианты возможных коалиций продуцируются двумя источниками. Первым источником являются представители политических сил, «обреченных» быть избранными в новый состав ВР. Покой и уверенность от того, что тебе во всяком случае четыре года не угрожает путь к политическому небытию, нарушаются не очень приятным сознанием того, что решающего голоса, или, как принято сейчас говорить, «контрольный пакет», в новом парламенте не будет иметь никто. И здесь неизвестно, что лучше: сколачивать будущее большинство вокруг себя, идя на компромиссы и уступая, или образовать средних размеров фракцию и выторговать для себя все необходимое в обмен на участие в большинстве. Приблизительно такие проблемы стоят сегодня перед акционерами «блока Ющенко» и блока «ЗаЕдУ». Оба блока, несмотря на внешне различное позиционирование к власти, имеют похожие проблемы, точнее проблему.
Для значительной части участников обоих названных политических альянсов смысл существования блока теряется уже на следующий день после выборов. Это сегодня Ющенко называет единственным своим союзником избирателя. Уже через месяц этих союзников необходимо будет искать в сессионном зале. Именно для них делаются заявления «от Бессмертного» о почти запланированном расколе «Нашей Украины» на несколько фракций. Именно с ними идет согласование кандидатов в мажоритарных округах. В десятках округов найти отличия кандидатов «НУ» от кандидатов «ЗаЕду», «Единства» или других практически невозможно. И деньги с каждым днем хочется считать все аккуратнее. Все большим становится желание сэкономить аккумулированные «под выборы» средства, пустить их на более заманчивые цели. Зачем тратиться, когда все можно решить проще, инвестируя в гарантированное снятие конкурентами кандидатур, а не в малоэффективную пропаганду и агитацию.
Теперь о второй группе политиков, продуцирующих в эти дни различного рода заявления. Это аутсайдеры избирательной гонки и группа партий «второго эшелона», которым за желанные четыре процента положено бороться до последнего дня. Представители этих партий и блоков также делают громкие заявления о возможных договоренностях с конкурентами, но совсем не с той целью, с какой делают это блоки и партии из числа лидеров.
Максимальную активность проявляют, ясное дело, Юлия Тимошенко и Александр Мороз. В созданные ими самими же рейтинги они не верят первыми, а поэтому стремятся хоть каким-то образом «зацепиться» за лидеров, точнее за лидера. Делаются последние попытки поставить свои имена рядом с высокорейтинговым Ющенко. Когда с блокировкой на партийном уровне ничего не получилось, начали говорить о «непобедимости». Однако образ Ющенко, который кого-то «побеждает», оказался уж слишком фантастическим, поэтому о «непобедимости» тихо забыли. Теперь говорят о возможном согласовании кандидатур в мажоритарных округах между морозовцами, тимошенковцами и ющенковцами. А для усиления эффекта рисуют «конституционное большинство» в парламенте при своем участии. Почему, собственно, об этом и не поговорить, «пока не началось»? Тем более, что и у Мороза, и у Тимошенко «назад дороги нет».
Иная картина с откровенными аутсайдерами, главная цель которых — убедить «спонсоров» в своей способности выполнить задачу. Убедить, чтобы получить от них еще один, возможно последний «транш», на который придется перебиваться после проигранных выборов. Анализируя, кто и с какой целью мог бы создать и поддерживать многочисленные одноразовые предвыборные проекты, интересно наблюдать за тем, кто из этих аутсайдеров какие заявления делает и с какими обвинениями выступает. Скорее всего, ряд блоков и партий, которые изначально не имеют никаких шансов на преодоление четырехпроцентного барьера, кроме оттягивания голосов у тех или иных лидеров, будет использован также для обнародования обвинений и «выброса компромата» на основных участников гонки.
Но это будет позднее. Сегодня же заявления участников выборов о возможных союзниках весят не намного больше заявления грузинского футболиста Каладзе о его желании играть за сборную Украины. Ну и что с того, что это невозможно? Почему бы и не поговорить, пока не началось?