Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как будем праздновать 1020-летие Крещения Руси

Леонид КРАВЧУК: Сегодня нам выпал исторический долг: показать современному миру, что здесь, на нашей земле, когда-то произошло и развилось цивилизационное историческое событие
30 мая, 2008 - 00:00
КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН ВЛАДИМИРОМ ВЕЛИКИМ (РОСПИСЬ ВО ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ)

В марте этого года Президент Украины создал Государственный организационный комитет для подготовки и проведения празднования исторической юбилейной даты — 1020-летия Крещения Киевской Руси. Главой Оргкомитета Виктор Ющенко назначил Леонида Кравчука — первого президента Украины. В состав Оргкомитета вошли представители всех трех православных церквей Украины, а также Украинской греко-католической церкви. Насколько возможно понять, УПЦ (МП) представляет в Оргкомитете как, собственно, УПЦ, так и Московский патриархат. Леонид КРАВЧУК любезно согласился дать интервью газете «День», связанное с этим несколько странным (1020!) юбилеем.

— Уважаемый Леонид Макарович, почему, собственно, украинская власть решила сегодня обратиться к истории, а именно — к равноапостольному святому Владимиру, к его эпохе?

— Любые исторические или исторически-духовные, а также современные события всегда должны опираться на правду, на факты. Если из политических соображений мы несколько преувеличиваем или приуменьшаем для каких- либо наших целей, то мы никогда не найдем правду. Х век — это было великое судьбоносное время в истории нашего народа. И сознательно или бессознательно, но это всегда понимали жившие после князя Владимира люди — они всегда ценили его деятельность должным образом. Во все времена князю возводили памятники (в частности, памятник, украшающий сегодня Киев), отмечали его даты, изучали семью князя Владимира, писали о нем книги. Оценка князя Владимира — как духовными, так и светскими людьми — во все времена была чрезвычайно высокой. И такой остается и сегодня.

— Как известно, вы принимали участие в праздновании тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Если подумать, то это была очень странная акция — чествование святого Владимира безбожной советской властью. Как это было? Как так получилось, что был проведен даже крестный ход?

— В те времена, хоть я и был тогда секретарем ЦК Компартии Украины, я не имел права публично выражать никаких мыслей по поводу этого праздника (все присутствующие на церемонии были разделены на тех, кто может, и на тех, кто не может публично выражать любое свое мнение). Не участвовал я также в подготовке этого праздника. Но крестный ход тогда состоялся — на него из Москвы прибыло немало духовенства. С вокзала они шли к Собору по бульвару Шевченко. По моим оценкам, там было приблизительно пять тысяч участников. Празднование состоялось во Владимирском Соборе — хорошо помню, что весь двор Собора был плотно заполнен людьми.

История празднования 1988 года была такая: в Москве было решено, что празднование в Киеве никому не нужно. Иерархи, однако, сумели убедить партийцев — если крещение состоялось в Киеве, то и празднование должно быть там. (Здесь стоит напомнить, что на 900-летие (1888 р.) Крещения в Киев приезжал российский император Александр III с большой свитой. Я изучал архивные документы тех времен, и они, в частности, показывают, что тогда праздник назывался не «Крещение Руси», а «Крещение русского народа». Именно в этом контексте вспомнили, что центром крещения был Киев.)

Но вернемся к 1988 году. Чтобы как-то умалить значение Киева, Московская патриархия принимает «соломоново» решение: главное празднование провести в Москве, а в Ленинграде, Минске и Киеве — историческое событие «отметить». Иными словами, как Московские патриархия, так и ЦК КПСС не хотели как- то особенно поднести Киев — город, в котором как раз и началось христианство на Руси.

— Можно ли нам рассчитывать в условиях разделенного украинского православия на блестящий 1020- летний юбилей? Есть ли надежды на хотя бы временное примирение наших церквей, корни которых уходят в далекую старину?

— Действительно, наша Православная церковь находится сегодня в трудном положении. Ведь независимость Украинского православия зависит не от нас и даже не от Вселенского патриарха, в лоне которого находилось Киевское православие от князя Владимира до 1686 года. Но Вселенский патриархат не имеет силы принять должное решение. Здесь много причин — духовные, административные, финансово-духовные, политические. Мне тяжело сказать. Но очевидно, что необходимы сложные постоянные упорные консультации с Киевом (светским и духовным), с другими православными автокефальными церквями мира.

Но сегодня нам предстоит исторический долг — показать современному миру, что здесь, на нашей земле, когда- то произошло и развилось цивилизационное историческое событие.

— Как известно, не все историки (даже в России) считают, что в том 988 году был сделан правильный выбор. И что Киевская Русь много потеряла, отвернувшись от западных религий, западного образования, западной философии, которые со временем взлелеяли Западную цивилизацию. Что вы думаете по этому поводу?

— Можно, конечно, спорить о том, правильно ли мы сделали, что пошли по «восточному», а не «западному» цивилизационному пути. Но исторический факт остается фактом: наша часть земли живет по канонам восточной веры. И не думаю, что сейчас нам нужно ставить под сомнение то, что случилось 1020 лет назад — правильно ли поступил Владимир или ошибся? Мы уже 1020 лет идем по духовным дорогам Владимира, и нам не стоит ничего нарушать. Сегодня это ничего не даст, кроме сомнений. Остановимся на главном — на том, что это был великий цивилизационный выбор наших предков. А наш современный долг — проводить общение со всеми другими церквями — не только православными.

По моему мнению, мы недооцениваем, скажем, общение на государственном уровне с Папой Римским. Ведь в нашей стране есть как греко-католическая, так и католическая церкви. Главное для нас — не бояться общения с миром. Между тем, немало людей все еще вспоминают крестовые походы, все еще боятся агрессии со стороны католицизма. Я уверен, что лишь общение, лишь взаимное понимание может принести миру мир и согласие, и что диалог — это лучшая вещь для установления нормальных отношений.

— Пан Кравчук, расскажите, пожалуйста, читателям «Дня», как пройдут праздники, связанные с 1020-летием Крещения Киевской Руси?

— Прежде всего, в Софии Киевской должен состояться общий молебен (не литургия). Мое мнение таково: каждая церковь должна проводить свою литургию, согласно своим канонам и без участия светской власти — не украшает праздник передвижение высшего руководства от одной литургии к другой. Следовательно, планируется молебен в Софии для всех участников и в присутствии Президента Ющенко и светской власти. А потом все шагают на майдан, где Президент Украины обратится к украинскому народу. Лучше всего было бы, если бы все участники сразу пришли на майдан после молебна в Софии. При условии, конечно, что все первоиерархи участвовали бы в молебне.

Все это мы должны сделать таким особым образом, чтобы подчеркнуть право Украины и Киева на высокий акт памяти Крещения Киевской Руси, крещения, состоявшегося на нашей земле и совершенного нашими людьми. Это справедливо с точки зрения исторической правды, с точки зрения как истории, так и сегодняшнего дня Украины как государства.

— Будет ли приглашен на 1020 летний юбилей Вселенский патриарх Варфоломей I? Ведь Константинопольская церковь — это, несомненно, «крестная мать» Киевской церкви?

— Так получилось, что сегодня каноническая территория Украины принадлежит (?!. — К.Г.

) Русской Православной церкви. И если бы Вселенский патриарх выразил желание приехать в Киев, то должен был ждать приглашения либо от патриарха Алексия II, либо от митрополита Владимира (УПЦ МП). В общем, все запланированное событие требует ювелирной организации.

Но независимо от этого, наши люди должны вспомнить о своем происхождении, возобновить свою веру в Бога, опираясь на исторические факты. И засвидетельствовать свою толерантность, свой высокий гуманизм.

Ни в коем случае нельзя допустить споров между церквями. Противоречия возникают всегда, но когда это делается во время общего праздника, то вывод один: мы не можем даже праздники провести. Такого вывода нам не нужно. К сожалению, у нас сегодня много политических выводов, которые не украшают нашу власть, а соответственно — и наш народ. Ведь еще Гегель писал, что «каждый народ имеет такую власть, которой он заслуживает».

Я хочу еще раз напомнить, что дата Крещения Владимира — это не какая-то проходная дата. Это дата восстановления исторической правды, восстановления наших усилий по становлению нашей церкви и православия. Украинская церковь должна выйти на мировой уровень православия. Нужно искать выход — через закон, диалог, соблюдение канонов, невмешательство политиков.

Вспомним, что в советские времена в Украине находилось две трети православных СССР. Сейчас, я уверен, не намного меньше. Иными словами, Украина является самой крупной православной страной мира — страной, которая приняла христианство из рук Вселенских патриархов. И которая была и остается верующей.

— Правда ли, что на празднование Крещения Владимира будет приглашен Московский патриарх? Не усложнит ли это праздничную ситуацию? Особенно, если добавить к этой ситуации таких «известных» людей, как, например, пан Кауров, которые легко могут испортить любой праздник?

— Московского патриарха пригласил Президент Ющенко. А вообще я рассчитываю на взаимное понимание со всех сторон. Проблемы и недостатки на празднике не вспоминают. Наше православие сегодня — это культура, цивилизация, достойный уровень церквей, не самый низкий в мире. Многие православные страны заинтересованы в независимости Украины. А что касается РПЦ, то она не имеет права ограничивать наши связи с мировым православием, и потому все православные церкви Украины имеют право общаться с мировым православием. Будем надеяться, что все будет на уровне религиозной интеллигентности.

Я как глава комитета буду молить всех «не хулиганить» в этот Божий праздник, не нападать друг на друга. Это унижает церковь, унижает украинский народ. Сделаем абсолютный акцент на роли Киева в истории нашего государства, наших соседей.

Клара Гудзик, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ