Богдан СИКОРА, заместитель директора Центра прогнозирования экономических и социально-политических событий:
— У нас очень большое количество генералов в армии, и это требует дополнительных финансовых расходов. Поэтому я думаю, этот шаг относительно сокращения генеральского состава оправдан. Евгений Марчук — человек волевой и влиятельный. Думаю, он будет придерживаться логики давно назревшей военной реформы, которая нуждается, прежде всего, в оптимизации структуры Вооруженных сил Украины. Я имею в виду и оптимальное количество руководителей, и оптимальное количество солдат. Марчук имеет большие политические связи, чем предыдущие министры обороны, и сможет отстаивать интересы армии. Другое дело — как отреагирует на это Президент и в его ли интересах будет проводиться новая кадровая политика в армии.
Сергей ТОЛСТОВ, директор Института политического анализа и международных исследований:
— Понятно, увеличение гражданского штата может состояться только за счет чистки таких должностей, как главные бухгалтера, начальники снабженческих заведений, агентств, которые отвечают за невоенные функции. А непосредственно войсками не могут руководить гражданские лица. Этими мерами Марчук пытается сократить необоснованные расходы, ускорить курс на профессионализацию армии и создание объединения сил быстрого реагирования, которые будут рассматриваться как авангардная часть войска. По-видимому, будет проведена инвентаризация военных объектов, особенно усиленной секретности. Следующим этапом реформы Марчука может стать вопрос поднятия критериев профессиональных и личных качеств руководителей подразделений армии. Если эти реформы состоятся, украинское военное ведомство существенно приблизится к стандартам, которые давно уже приняты в Европе и НАТО. Но что касается изменения формы отношений и ускорения интеграции в НАТО, этот вопрос может решиться только после президентских выборов. Потому что для любого кандидата в президенты, правого или левого, учитывая предубежденное невосприятие общественным мнением сближения с НАТО, этот вопрос будет закрыт. Но после реформы, начатой Марчуком, новый президент будет иметь больше пространства для действий в плане ускорения вступления в НАТО. Конечно, если Марчук начнет процесс военной реформы, он становится человеком, который выполняет то, что обещал Западу. Это поднимет его внешнеполитический рейтинг, учитывая и то, что он проталкивал отправление войск в Ирак и участие в антииракской коалиции.
Думаю, это следует рассматривать и в контексте президентских амбиций Марчука, который также может позиционироваться как кандидат-реформатор. Но, в общем, он человек действий, и у меня есть надежда, что он руководствуется не только этим. Думаю, у него есть силы поднять пласт кризисных военных вопросов, которые рассматриваются еще с 1995—96 годов.
Юрий ПАВЛЕНКО, народный депутат, фракция «Наша Украина»:
Я не привязывал бы к инициативам Марчука большую политику и какие-то заинтересованные политические силы. Сегодня реформа армии нужна в первую очередь Украине и ее национальным интересам. Тем более, если мы собираемся вступать в НАТО. Не думаю, что Марчук собирается стартовать в кандидаты 2004 года с этой должности. Думаю, это будет нелегко. То, что он начинает — будет видно как результат не через год и не через два. Поэтому хотелось бы верить, что он, как человек опытный, хочет что-то сделать позитивное для государства. Общественный контроль — это не изобретение Марчука. Это законодательно утверждено отдельным законопроектом. В доктрине национальной безопасности Украины, которая была принята месяца два назад, также ставится акцент на обще ственном контроле. Здесь министру Марчуку просто некуда деться — он должен выполнять закон.
Петр БОРКОВСКИЙ, эксперт по вопросам национальной безопасности Школы политической аналитики при НАУКМА:
— Главная составляющая гражданского контроля — установление принципа «политическое управление — политическая ответственность». Сейчас в Украине действует другой принцип контроля над военной организацией государства — «личная лояльность и коллективная ответственность». По логике вещей, действия нового руководства Министерства обороны как раз и должны быть направлены на замену старого принципа управления ВСУ на новый. Гражданский контроль в своей основе имеет из составляющих: организационный аспект (определение кадрового состава и распределение полномочий между Минобороны и Генеральным штабом), финансовый контроль за расходами бюджета и идеологический контроль политической организацией общества над военной.
Как на этом фоне выглядят инициативы Марчука? Еще в 2001 году в президентском документе о стратегии воплощения гражданского контроля над ВСУ среди шагов, которые предусматривались, говорилось о гражданском составе центрального аппарата Минобороны. Причем тогда обсуждались два пути его реализации: или конкурс, и будут подбираться специалисты, или это будут военные в отставке, которые формально стали гражданскими. Однако сегодня в Украине очень мало специалистов, которые понимают в оборонных вопросах. Есть часть бывших военных, представителей силовых ведомств, которые занимаются бизнесом. Но нанимать этих людей — для Марчука значит рисковать, сработаются ли они как команда. Думаю, здесь будет более консервативный сценарий. Поскольку Марчук обещал, что в августе будет заседание Совета безопасности по ситуации в армии, на нем могут пойти в отставку многие генералы. Заберут наиболее одиозных фигур, и на эти места будут назначаться преимущественно представители политических сил, которые сейчас являются приближенными к Президенту. Однако вместе с политическими назначениями Марчук вынужден делать и профессиональные.
Еще один интересный момент — наконец гарант показал свою политическую волю в вопросе изменения баланса полномочий между Минобороны и Генштабом. Самое главнее то, что генералам теперь не позволят заниматься невоенными вопросами типа распределения и перераспределения собственности, утилизации оружия, жильем и военной медициной. В действительности медицина должна переходить в военное подчинение только в военное время. Сейчас это большое поле для злоупотреблений, льгот, заказов и продажи медикаментов.
В ближайшее время Марчук должен показать, есть ли у его команда, и есть ли этот план действий продуктом этой команды. Если команда есть, ему удастся продержаться на посту министра до президентских выборов и дольше.
Олег КАЛАШНИКОВ, глава Всеукраинской общественной организации «Загальновоїнська спілка України»:
— Заявление министра обороны о демилитаризации Министерства обороны можно рассматривать как позитивный шаг в направлении реформирования всей системы национальной безопасности Украины. В то же время, на мой взгляд, названные Евгением Кирилловичем цифры несколько беспокоят. Если в проекте реформирования гражданские должности займут гражданские специалисты и профессионалы военного дела, — а таких людей в Украине очень много — то следует ожидать серьезные позитивные изменения в этой области. Однако если подход к заполнению гражданскими лицами должностей в Минобороны не будет соответствовать профессиональному наполнению, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Что же касается сокращения генералитета, то это действительно профессиональный шаг. Украина по проценту генералитета на общий состав Вооруженных сил превосходит достаточно серьезные военные организации не только в Европе, но и в мире. Поэтому это шаг, безусловно, позитивный.
Подводя черту, реформирование Вооруженных сил Украины, по моему мнению, должно происходить в соответствии с мировыми стандартами, но с безусловным учетом специфики Украины. Если новый министр учтет огромный человеческий потенциал специалистов военного дела, то, уверен, мы сможем в кратчайшие сроки получить боеспособную структуру, которая будет обеспечивать безопасность каждого из наших граждан и государства в целом. Если же подход в реформировании будет клановым, таким, какой мы видели на протяжении 12-ти лет независимости Украины, то мы, к сожалению, не получим позитивного результата, а наоборот, дополнительные проблемы, которые могут привести к таким кризисным явлениям в современных вооруженных силах, которые ни один гражданский министр обороны не сможет устранить.
Владимир БОНДАРЕНКО, политолог:
— Одно из принципиальных отличий демократического общества от тоталитарного — наличие реального контроля со стороны общества над силовыми структурами государства. В том числе — над армией. Если Украина стремится в Европу, если мы хотим стать членами ЕС и НАТО, мы должны привести свой внутренний порядок в соответствие со стандартами стран-членов этих организаций. Поэтому гражданский контроль над армией — цель № 1. Сокращение генеральских должностей и увеличение численности гражданских работников Минобороны — также задачи, касающиеся перехода войска на натовские стандарты. Как известно, в министерствах обороны стран альянса численно преобладают гражданские, иногда их количество достигает 90%. Ну а относительно генералов, дело не только в том, что по количеству офицеров с лампасами на штанах на тысячу военнослужащих мы едва ли не на первом месте в мире. Дело еще и в том, что значительная часть украинского генералитета занимается просто не своим делом, увязла в коммерции. Желание нового министра обороны — приблизить армию к современным стандартам, сделать ее открытой для СМИ, парламента и других элементов гражданского общества является очень позитивным. Но, думаю, другого плана действий глава оборонного ведомства Евгений Марчук иметь не может. Он был одним из вдохновителей евроатлантического курса Украины, его назначение на должность министра обороны можно рассматривать как попытку руководства государства ускорить движение в этом направлении. Другой вопрос — насколько реально для господина Марчука осуществить намеченный план, т.е. сделать то, что не удалось ни одному его предшественнику на посту. То, что сопротивление генералитета изменениям будет просто ошеломляющим, не вызывает никакого сомнения. Очевидно, не обойдется и без попыток завязать «подковерные» интриги. Однако я — оптимист. В активе у министра обороны Марчука его огромный служебный и политический опыт, а также то, что он, как сказал первый Президент Леонид Кравчук, зная войско «изнутри», является все-таки гражданским, незаангажированным по отношению к генералам лицом. Если заявленная реформа удастся, это может принести господину Марчуку еще и незаурядный политический капитал. Ведь, как показывает отечественный опыт, чтобы в тебя поверили, достаточно довести до конца хотя бы одно доброе дело.
Сергей МАКСИМЕНКО, директор Киевского центра института «Восток — Запад»:
— Реформирование армии в сторону ее демилитаризации, безусловно, можно расценивать только позитивно. В широком смысле это поможет Украине в ее стремлении интегрироваться в европейские структуры. Эта реформа вполне логична, тем более, что в мае прошлого года было задекларировано наше желание вступить в НАТО. Гражданский контроль армии соответствует мировым нормам и стандартам. Кроме того, это поможет внести большой вклад в обороноспособность страны. Однако решить все проблемы национальной безопасности с помощью реформы только ВСУ не получится, страна должна быть экономически состоятельной. В краткосрочном плане здесь возникнут определенные трудности, ведь сокращение офицерского состава создаст определенную нагрузку на экономику страны.
Даже если Украина в ближайшем будущем и не станет членом НАТО, то эти структурные преобразования помогут решить проблему финансирования армии. В то же время членство в НАТО не должно рассматриваться как панацея от всех проблем. Значительная часть требований к потенциальным членам НАТО касается не оборонной, а социально-экономической сферы.
И вообще это советский подход, который давно уже во всем мире себя изжил, когда сферой здравоохранения должны руководить именно врачи, оборонной сферой — военные. На высшем уровне должны руководить опытные менеджеры, которые умеют это делать. Поэтому гражданские руководители Минобороны — это приемлемо и нормально, а Генштаб и дальше будет состоять из профессиональных военных, занимаясь вопросами военного планирования. Такая практика существует во всем мире.
Безусловно, может происходить определенное сопротивление со стороны представителей военного сектора, потому что любые изменения, даже на уровне психологии, воспринимаются «в штыки». Но я не думаю, что у нас будут такие проблемы, как в России, где Путину было сложно противостоять лоббистам ВПК. С высокой долей вероятности могу прогнозировать нехватку профессиональных кадров для этой цели. Но навряд ли ставится такая задача, чтобы за полгода или за год добиться 100% результата. Важно то, что это является своеобразным отображением тенденций и явным изменением подходов в деятельности всего государства.