Короче говоря, когда прозвучало выступление В.Куратченко, нельзя было сомневаться в том, что сценарий неизбежной смены Кабмина, который для Президента является уж слишком компрометирующим балластом, наконец-то запущен в действие. Что же помешало? Помешали тезисы «левого уклонизма», якобы содержавшиеся в заявлении первого вице-премьера? Едва ли. Пропрезидентские «олигархи» никогда и не намеревались менять состав правительства под право-либеральными лозунгами, напротив, всем хорошо известен план, когда на место нынешнего премьера из НДП мог бы прийти такой «розового оттенка» и.о., как В.Билоблоцкий, — чтобы предвыборное временное правительство могло принять на себя весь груз ответственности за крах экономики и снять этот груз с президента. В.Куратченко, казалось, сам готовился подменить фигуру на тот момент уже одиозного главы АП, слишком откровенно замешанного в региональной предвыборной политике Кучмы. И стоило В.Куратченко подождать дня два-три, пока из Украины выедет миссия МВФ... Ведь и заседания Кабмина, где можно было выступить с «оппозиционной» речью, проводятся чуть не каждый день в связи с кризисом... Но Куратченко поспешил. Или — его «поспешили»...
А между тем коррекция курса реформ, предложенная бывшим первым вице-премьером В.Куратченко, не была его личным изобретением. Эту штуку еще, кажется, году эдак в 1995, придумал советник Президента А.Гальчинский, а сам Президент Л.Кучма, помнится, где-то в тот же самый период, еще при премьер-министре Е.Марчуке, с трибуны тогда еще посещаемой им Верховной Рады заявлял, что 1996—97 годы станут последними, когда Украина пользуется кредитами МВФ. Впрочем, хранители архивов исправят автора, если есть ошибка в датах... Но само по себе название — коррекция курса — известно именно с тех времен, когда слово «реформы» не звучало ругательно, когда даже иностранные советники готовы были согласиться с таким понятием, как «усталость от реформ» широких слоев населения, и когда показатели экономического падения были страшно далеки от нынешних... К сожалению, самого автора и причастных к понятию «коррекция курса» впоследствии постигло много различных неприятностей, и отразились они на них совсем по- разному. Так, премьер Марчук, пройдя унизительную отставку, стал жестким оппозиционером; АП по причинам «морального климата» покинул А.Разумков, курировавший Гальчинского, и в те поры гораздо более близкий к Президенту, чем ныне... Сам советник Президента, утративший место, позднее его таки себе вернул благодаря тому, что перемежал макроэкономические консультации для главы государства — пропагандой президентского правления и конституционного реванша... Однако именно тогда была впервые опробована и технология снятия премьера руками «взбунтовавшегося» правительства, и тем премьером был Марчук, а тем первым вице — Лазаренко...
Признаться, где в те поры пребывал В.Куратченко, мало кто упомнит, и кто его надоумил нынче реанимировать тот печальный для страны и действующих лиц сюжет, — не суть важно. Судьба запорожского экс-губернатора в силу предпринятого им «хода» не должна сложиться намного хуже, чем у неоднократно применявшего схожий прием В.Пинзеника: в конце- концов, навыки покидания тонущего корабля являются непременным условием формирования современных управленческих кадров. Ну, если прежде в лице В.Пинзеника президент «коллекционировал» где-то в «резерве» правореформаторских экономистов, то переброска в запас такого «лево- номенклатурного» чиновника, как В.Куратченко (которому самим премьером не указано покидать команду Президента), — ничуть не хуже. Дело ведь теперь совсем не в президентских резервах. Дело в том, что премьер Пустовойтенко признаки той давней отставки Марчука разглядел в поведении своего соратника по партии мгновенно, ну и не сумел запорожский новобранец в днепропетровских дебрях повторить «подвиг» Лазаренко.
На этом с интригой — все, или почти все. Назначение нового первого вице-премьера А.Кинаха — уже почти не интрига, поскольку вся задуманная схема подмены вслед за В.Куратченко основного состава Кабмина на группу «молодых реформаторов», начиная с Ю.Тимошенко и заканчивая В.Пинчуком с А.Кучеренко, оказалась проваленной с полоборота. Впрочем, знатоки околопрезидентских интриг могут и поспорить: пауза между подготовленной отставкой и назначением была достаточной, чтобы заинтересованные в продвижении «проволковского» блока парламентских фракций «врожденных энергетиков» засветили свои интересы прямо через прессу. Буквально перед этой «засветкой» нынешний первый вице-премьер А.Кинах успел заметить на заседании политсовета НДП: мол, он очень надеется, что «инициатива» г-на Куратченко является его личной, читай — не согласованной с «врагами». Очень точно построил свою фразу г-н Кинах: никто даже подумать не посмел, что действия Куратченко были согласованы с самим Президентом, которому, по мнению злопыхателей, крымское побережье навевает и вовсе доисторические сны о Горбачеве, его роли в ГКЧП и т.д. и т.п.
По существу же — назначению А.Кинаха можно только удивиться. Все-таки отключение парламентской радиотрансляции в первую очередь ударило по президентским структурам. Нет адекватного восприятия происходящего в многопартийном и многклановом политикуме у стратегов из АП. Ну, не слушал Л.Кучма речей депутатов на последних разборках по правительству. Иначе он бы знал, что г-ну Кинаху вполне откровенно делал недвусмысленные предложения возглавить Кабмин... А.Мороз, попутно возвращаясь к необходимости формирования коалиционного правительства. Впрочем, не стоит бросать тень связей с оппозицией на президента УСПП. Можно удивиться и иному: именно УСПП в свое время выступил активным оппонентом указа Президента Кучмы о непрямых методах контроля, которыми правительство Пустовойтенко намеревалось пополнить казну. Может быть теперь, в роли высокого чиновника, президент УСПП станет сторонником налогового пресса и всех этих полицейских мер? Тогда чем он лучше Куратченко с его «плановой» коррекцией? Но такая замена одного первого зама на другого — сути проблемы не меняет: в Кабмине не было, нет и уже никогда не будет единства, несмотря на любые заявления в духе позабытого украинцами демократического централизма. В правительстве нет и раскола. Здесь есть перманентный кризис, волею Президента и премьера загнанный глубоко внутрь структуры, поскольку все варианты разрешения кризиса цивилизованным путем остались не востребованными.
История с очередным неудавшимся свержением или перетасовкой Кабмина поучительна. Она свидетельствует о многих уже непреодолимых для Президента барьерах, которые еще очень сильно повредят ему в президентской кампании. Так, совершенно очевидно, что Л.Кучма движется по четко ограниченному для него оппозицией «коридору»: будучи по предвыборной роли борцом с «красным реваншем», Л.Кучма совершенно адекватно реагирует на «красную тряпку». Ведь слова Куратченко о «плановости» в работе правительства и проч., — не означали ничего, кроме этой самой «красной тряпки». Что в результате? Похоронен один из вариантов украинского «болгарского» сценария: когда прямо перед выборами можно-таки навязать парламенту умеренно-красного премьера, и уж на него, сердешного, списать потом все грехи. Но именно против этого сценария так иезуитски и боролась левая оппозиция, постоянно «навязывая» президенту отставку нынешнего Кабмина — с тем расчетом, что он никогда не сделает того, чего добивается оппозиция. Простая, но идеальная для управления действиями Л.Кучмы схема...
Теперь Президент вынужден признать: он выполнил установку оппозиции, и нынешний топливный, и будущий электроэнергетический кризисы, и все прочие ждущие нас осенью несчастья — останутся на плечах того, что оппозиция называет «нынешним антинародным режимом». Чем хуже — тем лучше для оппозиции, да, такова железная логика любой предвыборной борьбы. Но где аргументы, чтобы развенчать именно оппозицию? В заявлении Куратченко, члена пропрезидентской НДП? Или в мнении Н.Витренко о том, что энергетическими кланами, устраивающими топливные диверсии, руководят Мороз, Марчук и Ткаченко? Это после того, как по официальным каналам народу впервые в жизни продемонстрировано, как весь состав пропрезидентского Кабмина пытается защитить даже от выговора пропрезидентского же министра энергетики? Или все-таки координатора самой что ни на есть топливной фракции ВР — «Вiдродження регiонiв» — А.Волкова путем публичных разоблачений таки «привяжут» к А.Ткаченко? Но кто «отвяжет» его от должности официального представителя кандидата Кучмы в предвыборной кампании? Неужто ставка теперь сделана на то, что имя А.Волкова постепенно начнут путать с его полным тезкой-баскетболистом, назначенным главой спортивного комитета?
Кстати, о баскетболе. Вот опять среди шумных сенсаций вокруг правительства как-то тихо угасла инициатива пропрезидентского блока политических партий о необходимости созыва Совета нацбезопасности и обороны по поводу топливно- энергетического кризиса. Впрочем, информация об этом и была-то передана только по УТН... Глава СНБО Президент Кучма мог и не заметить, а секретарь Совета В.Горбулин, возможно, как раз в тот момент занимался Волковыми — «двойниками». А может, и не занимался, а это из-за границы к нам сюда протянулась рука некоего незнакомого олигарха, у которого тоже что-то там и с топливом, и с баскетболом, и со СМИ...
А может, как раз с СНБО все еще только начинается. Действовать этот загадочный, но конституционный орган будет, конечно, отнюдь не по призыву каких-то там политических партий, хоть бы они триста раз назывались пропрезидентскими. Действовать будет по обстоятельствам. Когда они окончательно созреют. А они — зреют с каждым днем, в течение которых естественные процессы — предвыборный передел власти (в соответствии с Конституцией) между Президентом и нынешними пропрезидентскими силами в парламенте путем смены правительства на коалиционной основе — блокируются, косервируются и стагнируются. Как ни парадоксально, а именно об этом еще накануне нынешнего «правительственного кризиса» заявлял в газете «Сегодня» бывший сторонник сугубо президентского правления Д.Табачник, указывая, что рано или поздно президенту теперь придется делиться властью. Не случилось... Значит, остается только один путь — через собез?
Разумеется, этот третий вариант «коррекции курса» также давно находится в разработке на Банковой, и на фоне «вычеркивания» всех альтернативных сценариев, вероятность его применения с каждым днем нарастает. В этом плане, как можно предположить, есть все для сохранения власти Президента, но нет ничего насчет экономического «курса», «реформ» и даже «планового регулирования». Нет тех самых «красных тряпок», на которые так болезненно реагирует Президент. Может быть поэтому «коррекция» через собез окажется наиболее реалистичной для нашего Президента.