Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Корректирование системы

Степан ГАВРИШ: «Следующий президент будет заботиться о том, чтобы иметь как можно больше власти...»
23 мая, 2003 - 00:00


Следующим шагом в реализации политической реформы должно стать создание единого, согласованного как в стенах парламента, так и между депутатским корпусом и Президентом Украины, проекта закона о поправках к Основному Закону. Такого мнения придерживается народный депутат, лидер группы «Демократические инициативы», член рабочей группы по разработке изменений к Конституции Степан Гавриш. По его словам, рабочая группа Верховной Рады свой вариант закона уже практически согласовала, и теперь слово за Президентом. Об этом в частности и о перспективах реформы в общем — в разговоре с корреспондентом «Дня».

— В каком состоянии сегодня находится проект закона о политической реформе, над которым работает парламентская рабочая группа? Можно ли уже говорить о достижении компромисса хотя бы в ее рамках?

— Что касается законопроекта, еще продолжаются напряженные дискуссии. Но они могут быть завершены в следующие полторы-две недели, поскольку основные, концептуальные позиции мы уже согласовали. Определена архитектура политической системы власти, мы договорились о терминологическом словаре, который определяет сущность этих изменений. Например, дается объяснение терминов «политическая партия», «политический блок», «парламентское большинство» и т.п. Понятно, что все это может быть поддержано в сессионном зале только при условии достижения консенсуса, и поэтому сейчас внимательно изучаются предложения каждой фракции. Мы сошлись на необходимости проведения «круглого стола» при участии Президента для определения и его позиции. Большинство членов комиссии стоят на том, что лучше всего было бы дождаться президентского законопроекта, чтобы иметь возможность свести усилия двух сторон, — парламентской и президентской, в единый документ.

— В чем суть «архитектуры» власти, о которой идет речь?

— Документ призван обеспечить сильную власть, где каждая из ветвей наделена достаточно влиятельными рычагами сдерживания, которые делают, с одной стороны, невозможной узурпацию власти одной из сторон, с другой — конфликты между ветвями власти. Т.е. модель власти выстроена таким образом, чтобы ни одна из властных ветвей не могла единолично принимать решения, которые повредили бы обществу и интересам других ветвей, а была бы вынуждена всегда искать компромиссы. Законопроект предусматривает создание системы власти, где парламент становится центром не только законотворческой, но и общеполитической жизни в стране. Он формирует исполнительную ветвь власти, которая создается коалицией, победившей на выборах или созданной в парламенте в результате политического соглашения. Президент оставляет за собой важные факторы, являющиеся инструментами сдерживания, в то же время он является субъектом, с которым парламент согласовывает свои принципиальные решения. В первую очередь имеется в виду создание правительства — глава государства дает кандидатуру и назначает премьера. Я предлагаю, и к этому склоняется значительная часть конституционной комиссии, чтобы Президент имел право давать, согласовывая это с коалицией, кандидатуры еще ряда членов Кабинета Министров.

— Какова позиция членов конституционной комиссии относительно такого дискуссионного элемента политической реформы, как ввод второй палаты парламента?

— Мы отошли от темы двухпалатного парламента, остановившись на однопалатном. Он, с нашей точки зрения, больше соответствует как государственническим традициям Украины, так и потребностям ее развития как унитарного государства. Мы также отказались от идеи референдума с прямым действием относительно изменения законодательства, сведения всех выборов в один год, а также вынесли на отдельное голосование в сессионном зале тему об императивном мандате. Т.е. мы против того, чтобы партия, блок могли распоряжаться волей народа, интересами избирателей, по своему усмотрению лишая мандата того или иного народного избранника.

— Насколько реальным, на ваш взгляд, является принятие единого, согласованного между всеми заинтересованными сторонами, включая Президента, законопроекта в сессионном зале до конца нынешней, третьей сессии?

— Я думаю, значительная часть окружения Президента заинтересована в политической реформе. Как и сам Президент, для которого, очевидно, важно в завершение своей десятилетней каденции войти в историю в качестве реформатора системы власти. Впервые в такой ипостаси Президент Украины Леонид Кучма предстал в 1996 году. Теперь ему осталось только скорректировать созданную тогда систему, оказавшуюся несколько нелогичной и чрезмерно конфликтной.

— Когда, по вашему мнению, утвержденный большинством голосов законопроект о политической реформе имеет шансы стать нормой Конституции, получив поддержку 300 народных депутатов?

— На нынешней сессии мы должны поддержать документ 226-ю голосами и направить его для экспертизы в Конституционный Суд. Конституционное большинство мы должны собрать на следующей, 4-й сессии. Следующая сессия — это единственный шанс внести изменения в Основной Закон, потом такого шанса больше не будет. Потому что следующий президент будет заботиться о том, чтобы иметь как можно больше власти.

Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ