Разбитые носы, лбы, очки, рубашки депутатов в крови и мгновенно выведенная из строя многострадальная система «Рада». Именно так ровно месяц назад — 12 ноября — украинские парламентарии отправляли в отставку председателя Верховной Рады Арсения Яценюка. 233 голоса «за». Это решение поддержали регионалы, коммунисты, литвиновцы и часть депутатов из НУ-НС, которые представляют партию Единый центр. Соратники премьера Юлии Тимошенко за Арсения Петровича стояли в прямом смысле слова горой, но их усилия оказались тщетными. На своей должности Яценюк пробыл 11 месяцев — до года не дотянул три недели.
Накануне отставки Арсения Петровича отстранили от ведения пленарных заседаний «за предвзятость, неэтичность, тенденциозность, непоследовательность, чрезмерную эмоциональность». Яценюк не возражал и скоропостижно ретировался, сменив место в президиуме парламента на кресло рядового депутата — где-то на галерке, возле выхода из сессионного зала. Аккурат после отставки экс-фаворит Президента заявил: «Сговор и византийщина — это ключевой признак украинской политики». Тут бы поаплодировать Арсению Яценюку, но после этого спикер уже с приставкой «экс» добавил: «Я не вижу в этом трагедии». А зря. Трагедия есть и состоит она, прежде всего, в вызывающе-вопиющей безответственности власти: как законодательной, так и исполнительной.
Месяц продолжались кулуарные торги (назвать это переговорами — язык не поворачивается) за спикерское кресло — Рада стояла в простое, антикризисные меры не утверждались, но, тем не менее, депутаты получали зарплату. За что? За бездеятельность. И после затянувшегося законодательного тайм-аута (слишком дорогое и в прямом, и в переносном смысле удовольствие в кризисных условиях) владельцы мандатов вместо того, чтобы принести извинения обществу, — преподносят украинцам вторничные события с супер-оперативным и, кстати говоря, весьма сомнительным с процедурной точки зрения избрание спикера как подвиг.
Впрочем, стоит ли удивляться безответственности рядовых парламентариев, которые при нынешних избирательных правилах игры являются не более чем ретрансляторами идей своих партийных лидеров, если законодателями моды на безответственность являются первые лица государства? За свежими примерами далеко ходить не надо.
Отставка спикера Арсения Яценюка, напомним, стала поводом для горячей ссоры между Президентом и премьером. Сразу после событий 12 ноября в парламенте Юлия Тимошенко гневно заявила, что Яценюка «ушли» с молчаливого согласия главы государства, дабы следующий руководитель Верховной Рады содействовал принятию решений, необходимых для проведения досрочных выборов. Виктор Ющенко не заставил себя ждать с ответом. Обвинения главы правительства глава государства категорически отверг. И, более того, подобные заявления назвал «лживыми и циничными». Теперь — уже после назначения спикера Литвина, ситуация, похоже, повторяется. В среду вечером Юлия Владимировна обратилась с обращением к нации. Несколькоминутный телеспич главы Кабмина вызывает массу вопросов.
Первое. «Я лично буду беречь этот парламент, новосозданную коалицию. Я никогда не допущу издевательств над Верховной Радой», — заявляет Тимошенко. Парламент является независимой ветвью власти (по меньшей мере, де-юре). С какой такой радости глава правительства должна его защищать и, главное — от кого? Премьеру, наверное, все же стоит защищать народ, и для начала объяснить нации: почему уже на протяжении четырех недель Кабинет Министров Украины не может утвердить макропоказатели на 2009 год, на основе которых рассчитывают и проект бюджета? Рассмотрение этого вопроса снова отложили до следующего заседания Кабмина — среды, 17 декабря.
Второе. Премьер, к сожалению, пошла старым путем и предпочла искать ответ на вопрос: «Кто виновен?», а не «Что делать?» Виновным традиционно оказался Президент: «Парализированный парламент, пустое критиканство, агрессия и черная пропаганда. Причина этого — борьба за второй президентский срок за любую цену». При этом глава Кабмина скромно умолчала, что именно президентские амбиции — ее и Януковича, и стали причиной срыва коалиционных торгов с ПР.
Третье. Коалиция в парламенте не создана де-юре — соответствующее коалиционное соглашение не парафировано (даже не доработано) лидерами фракций, а премьер-министр утверждает: «В парламенте создана новая коалиция трех политических сил: БЮТ, блока «Наша Украина — Народная самооборона» и блока Литвина. Наконец, избран спикер. Парламентский кризис завершен». Зачем говорить о том, чего нет на самом деле?
Ну, и, наконец, премьер-министр сказала, что «все эти позитивные шаги в парламенте произошли не благодаря Президенту, а вопреки его активному противодействию по созданию коалиции». То, что о позитиве говорить рано, ясно как Божий день: существующая де-факто коалиция еще ничего не сделала, чтобы говорить о позитиве. Но вызывает недоумение другое. Еще не создав коалицию, глава правительства винит лидера потенциальных партнеров из НУ-НС во всех парламентских смертных. Вывод один: уроки причин развала коалиции БЮТ и НУ-НС не вынесены и если расширенное дембольшинство-2 и будет создано, то вряд ли на почве обвинений и тотального недоверия можно говорить об эффективности и стабильности будущей коалиции. Это, скорее всего, будет та же коалиция с теми же «болячками» и коэффициентом полезного действия чуть выше нулевого.
Для «баланса» стоит обратить внимание и на двойные стандарты, демонстрируемые Президентом Виктором Ющенко. Во вторник, когда события в Раде развивались со скоростью ветра, глава государства пребывал с официальным визитом в Литве. Там гарант Конституции, который отказался принять участие в специальном заседании ВР, заявил, что у него «нет никаких проблем в отношениях с Верховной Радой». Кроме того, Президент отметил, что парламент — это самостоятельный институт, «у него нет няньки», и он сам должен решать свои проблемы, «без вмешательства внешних факторов», — заключил на пресс-конференции в Вильнюсе Виктор Андреевич. При этом глава государства не стал говорить о том, что на протяжении последнего месяца он лично и очень активно проталкивал в спикеры Ивана Плюща. Причем трудоустроить Ивана Степановича Президент планировал не только с помощью голосов «оранжевой» фракции, но и посредством поддержки регионалов. Ющенко публично говорил о звонке Януковичу и просьбе подержать «патриарха украинской политики». Янукович это публично подтверждал. Неужели эти действия Президента можно трактовать как невмешательство в деятельность парламента?
Отечественные политологи скептически оценивают стабильность еще не родившейся де-юре «коалиции трех»: БЮТ+НУ-НС+БЛ. «Ни одна коалиция не может быть стабильной в условиях кризиса, потому что все экономические или политические проблемы будут решаться за счет партнеров или врагов. И если коалиция между Партией регионов и БЮТ могла быть стабильной несколько месяцев, то говорить о демократической коалиции-2 приходится со значительными предостережениями. Когда происходят регулярные голосования парламентского большинства в противовес голосам оппозиции — это называется коалицией. В этом смысле мы еще не знаем, не будет ли завтра отзывов голосов, и будут ли эти голосования коалиционными?», — говорит руководитель социологической службы Украинский барометр Виктор Небоженко. Правда, эксперт добавляет, что с избранием спикера досрочные выборы сняты с парламентской повестки дня: «Литвин сделает все, чтобы парламент не исчез. И это выгодно всем: и Партии регионов, и БЮТ, и «Нашей Украине».
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев в свою очередь отмечает: «Это большинство должно еще формализоваться. А затем есть еще 30 дней на переформатирование правительства и переутверждение в парламенте премьер-министра». В то, что эти процессы пройдут без сучка и задоринки эксперт не верит. Более того, по его мнению, это станет выходом из политического кризиса. «Ведь тогда Партия регионов превращается не просто в парламентскую оппозицию, она превращается в политическую и социальную оппозицию», — отмечает Карасев. По его убеждению, регионалы могут мобилизовать социальное сопротивление, опираясь на рабочее движение и профсоюзы. «Особенно это актуально в условиях кризиса, который ударил по предприятиям востока и юга Украины», — прогнозирует советник главы СП.
Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики НаУКМА считает, что судьба «коалиции трех» во многом зависит от того, вынесли ли главные участники выводы из былых коалиционных ошибок. Кроме того, эксперт обращает внимание на следующий момент: «Образования коалиции нужно было, и можно было достичь еще в начале октября. Не обязательно было доводить до указа о роспуске парламента и до всего того, что было. Ведь уже тогда вырисовывались контуры этой коалиции».
На сегодняшний день — единственный итог месячной эпопеи с избранием главы ВР — теперь есть кому подписывать законы. Но и тут проблема: в парламенте — кризис антикризисных законодательных идей, — констатирует эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин МАТВИЕНКО. И советует украинцам надеяться не на власть, а исключительно на собственные силы.
— Как вы считаете, вторничные события в парламенте были стихийными, импровизированными, или «репетиция» все же была? Ведь до последнего все говорили о коалиции Тимошенко—Янукович и тут в один день со скоростью ветра, и коалиция создается, и спикер появляется.
— Безусловно, все решалось не за одно утро. Тимошенко, как прекрасный политический тактик, что называется, разложила яйца по разным кошелкам, и в итоге сработал один из запланированных Юлией Владимировной вариантов. Думаю, можно говорить о том, что это была хорошо спланированная импровизация.
— А был ли, на ваш взгляд, в курсе парламентских событий Виктор Ющенко?
— Думаю, нет, не был. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за Литвина не голосовал Петр Ющенко (брат главы государства. — Авт.), а также депутаты, которые принадлежат к группе ЕЦ. Сейчас же мы видим, что часть депутатов от «Нашей Украины» заявляют, что они не поддерживают создание коалиции. Таким образом, Литвин избран только благодаря голосам коммунистов. Что касается вообще роли Банковой, то тут, как говорится, поле для маневра ограничено вытягиванием из-под полы очередного указа о досрочных парламентских выборах. Однако, скорее всего, стоит ожидать «сюрпризов» со стороны депутатов — Тимошенко очень сложно будет удовлетворить все их, в том числе кадровые, аппетиты.
— Можно ли говорить о том, что отставка правительства снята с повестки, будь в Раде юридическая коалиция или ситуативное большинство?
— Нет, я бы не рискнул давать такие прогнозы. Ситуация развивается очень динамично... В феврале — марте (это прогнозирую не только я, а большинство экпертов) может заговорить улица, возможны массовые волнения, и тогда выборы могут стать клапаном, с помощью которого будут пытаться выпустить пар.
Мы видим, что уровень недоверия к Верховной Раде достиг почти 90%. Украинцы не обращают внимание на то, что происходит в парламенте, но очень даже обращает внимание на то, что происходит в магазинах, на то, что происходит в обменных пунктах и т.д. Люди замкнулись и думают о своих финансово-бытовых проблемах, которые во многих семьях, кстати, обретают катастрофических очертаний. Поэтому для рядовых жителей страны не интересен ни парламент, ни правительство. За три недели золотовалютные резервы уничтожились на 10%. Куда пошли средства? Какие банки получили рефинансирование? Ответы на эти вопросы — пока что далекие от людей материи. Люди до конца не понимают, что сейчас на глазах у всей страны страну грабят. Но, так или иначе, появится соблазн у людей, которые желают остаться в политике, показать пальцем и сказать конкретно: «Вот он виноват, вот он украл столько-то и столько-то».
Общественное движение создает Анатолий Гриценко. Тем же сейчас занимается Арсений Яценюк, Тягнибок. Словом, в стране возникают структуры, которые будут эксплуатировать протестные настроения.
Сейчас мы должны спросить: а что сможет (и сможет ли) что-то сделать Верховная Рада? Каковы действия правительства? Каковы предложения Президента? Каковы действия оппозиции? Очевидно одно — предложений нет. Нет у нас национальной антикризисной политики, и приход Литвина на должность спикера не дает нам достаточных оснований надеяться на то, что такая политика возникнет.
В заключении хотел бы обратить внимание еще вот на что. Ситуация кардинально изменилась — мы уже два месяца находимся в ситуации цивилизационного кризиса. Это кризис, из которого выйдут не все страны и не все народы. Необходимо говорить об этих угрозах и давать советы гражданам, каким образом они должны в этих условиях выживать. Политики этих советов не дают. Поэтому сейчас, на мой взгляд, средства массовой информации должны откровенно сказать своим читателям: люди добрые, не обращайте на политиков внимание, не полагайтесь на них, не надейтесь — выживайте, как можете. Политики — это мародеры, которые заинтересованы в сохранении возможностей доворовать остатки ресурсов и больше ни в чем.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Политическая напряженность не спадет в Украине, как минимум, до конца следующего года, когда избирателям придется выбирать между Ющенко, Тимошенко и Януковичем на первых в стране выборах президента после исторического 2004 года. После оранжевой революции Ющенко и Тимошенко пытались прийти к взаимодействию, но дважды проведенные парламентские выборы и три смены правительства не привели к выходу из тупика.
Нестабильность в стране на руку, прежде всего, России. Москва хочет, чтобы Украина продемонстрировала, что ее демократия после оранжевой революции потерпела неудачу, чтобы снизить риск аналогичных потрясений в России. Владимир Путин часто насмехается над «бестолковой» политикой Киева. Олег Рыбачук, президент Евроатлантического университета и бывший помощник Ющенко, в этой связи констатирует: «Кремль будет счастлив, пока в Украине царит хаос».