За последнее время я сделала для себя два открытия, то есть смогла наконец четко сформулировать мысли, до сих пор остававшиеся неосознанными. Первое открытие — мы давно живем в мире без границ. Экологическая безответственность вредит всем без исключения живым существам на нашей планете. Глобальные экономические процессы завязали в гордиев узел экономики всех стран, а следовательно, влияют на судьбу миллиардов людей. Культурный кризис охватил весь более-менее цивилизованный мир. Поэтому странно, когда никто не замечает, сидя перед экраном телевизора или углубившись в интернет, что мы зажаты в кулаке Босса по имени Информация. Это значит, что мы не только не в состоянии осмыслить информацию, но даже усвоить ее. Под этими ужасными залежами деградировало не одно мыслящее существо, а кое-кто просто им так и не сумел стать. За нас есть кому думать: от политологов до знаменитых жертв массовой культуры. Это — несправедливо. Но кому мы пожалуемся на несправедливость, живя в мире, огражденном для нас политиками и церковниками? Собственно, вера здесь ни при чем, потому что все великие мировые религии — гуманные и толерантные, но когда церковь сотрудничает с властью, политикой и бизнесом, то действует в их интересах, а это неизбежно порождает расизм и ксенофобию, а после этого — насилие. В мире, исчерченном границами, всегда будет существовать насилие, и тут не помогут ни гражданское общество, ни свобода слова, потому что сами они не смогут реализоваться целиком.
Украина тоже отгорожена от мира, хотя в ее Конституции запрещено разжигать межнациональную и межрелигиозную вражду, пропаганду насилия и порнографии, как и в каждой цивилизованной стране. В конечном счете, в ней провозглашаются фундаментальные права граждан, которые также не обеспечиваются. То есть не существует законов, которые бы гарантировали соблюдение тех или других положений Основного Закона. Мир без границ означает еще и то, что теперь ничего нельзя скрыть от мировой общественности. Украина не признает у себя ксенофобии, Беларусь — отсутствия свободы слова, Россия — ограничения деятельности правозащитных организаций, но целый мир об этом только и говорит. Власть этих стран наивно считает, будто лучший способ уклониться от международных обязательств — это окружить себя границей, которая существует только ради того, чтобы защищать от терроризма, или отстаивать национальные интересы.
Свежий пример — грубое нарушение украинской властью Конвенции о беженцах, когда было депортировано десятерых узбеков. Согласно этой Конвенции под защитой принимающей страны пребывают не только лица, которым предоставлен статус беженца, но и ищущие убежища. Украинской власти, как и международной общественности, было хорошо известно о прошлогодних кровавых событиях в Андижане, и то, что искатели убежища могли оказаться опасными свидетелями, и депортировать этих людей, не допустив к ним ни адвокатов, ни представителей правозащитных организаций, — просто не по-человечески. Борьбой с терроризмом можно оправдать нынче любое преступление: истязания заключенных в Ираке, убийство невиновного бразильца в Лондоне, принесение в жертву сотен детей в Беслане. Но теперь речь не о непоправимой ошибке нашей власти и о том, что она ее не признает, а способны ли мы сами осмыслить факты с точки зрения нашей гражданской и просто человеческой сознательности, независимо от того, как нам подают их официальные и частные СМИ, за которыми стоят политики, связанные с бизнесом и религиозными конфессиями. Относительно римско-католической и греко-католической церквей, то они стоят в стороне от политики, однако и им следует выживать в этом искусственно созданном противостоянии между Западом и Востоком, иностранцами и господствующей нацией.
Это можно понять, но повседневная нетолерантность встречается на каждом шагу, как только зайдет речь о «лицах кавказской национальности», евреях или людях с другим цветом кожи. Самое доброе слово, которое может сказать о них современный украинский, а также европейский интеллектуал или просто образованный человек: «Я их не люблю». Но способен ли он объяснить, за что именно не любит? Нет, потому что неспособен, несмотря на всю свою эрудицию и претензию на космополитизм, мыслить независимо от своего культурного стада, начав с единственной отправной точки, на которой построен гуманизм: все люди равны между собой. Интересно, знают ли эти образованные люди, которые называют себя элитой нации, что в ХV веке немало европейцев убегало в Османскую империю, даже принимало там ислам, потому что это государство было намного цивилизованнее и лояльнее к мыслящим людям, чем страны Западной и Восточной Европы, где свирепствовала инквизиция и преследовались религиозные диссиденты? Или что готику принесли крестоносцы, очарованные высокой культурой Востока? Или что с Мартина Лютера начал активно распространяться антисемитизм, и, собственно, церковь, связанная с властью, поставила стену между двумя цивилизациями, которые начали узнавать друг друга через торговлю, искусство, быт и, чего греха таить, через браки? Следовательно, границы, проведенные политиками и церковниками, остановили процесс сближения разных культур и народов, и это случилось относительно недавно. Поэтому нельзя назвать вражду чем-то естественным, переданным нам с кровью. Это все следствие воспитания и пропаганды. «Они — плохие», — говорят нам о чеченцах, темнокожих и всех мусульманах, хорошо замечая разницу между людьми своей расы или национальности. Подобные стереотипы выгодны политикам, которые манипулируют ими при любом удобном случае, не только перед выборами. Немыслящее общество очень быстро охватывает страх, который называют по-другому — «патриотизм». «Давайте хорошо думать — вот первое условие морали», — писал Мишель Монтень.
Власть не должна демонстрировать своих симпатий к определенной религиозной конфессии в поликонфессиональном обществе, потому что это не только несправедливо, но и опасно. Всем известно, какова подпочва противостояния между Востоком и Западом и борьбы с международным терроризмом: источники нефти и рынки сбыта. Провокации наподобие карикатур на пророка Магомета — тревожный знак того, что толерантность без взаимопонимания — ничего не стоит. Религиозные чувства мусульман были очень больно обижены, потому что ислам — такая же гуманная религия, как христианство или буддизм, и изображение бомбы рядом с пророком Магометом — это не проявление свободы слова, а надругательство над святыней мусульман. Интеллектуал, взлелеянный на спекулятивной философии, неспособен чувствовать, хотя ради денег будет защищать порнографию и насилие, что значительно опаснее, чем массовая культура. Таким образом, у простого человека нет возможности удовлетворить свои фундаментальные духовные потребности, как потребность в достоинстве, самоуважении, взаимопонимании. Любая толерантность, национальная, политическая, религиозная, требует от человека не принятия, а осмысления.
Теперь вернемся к так называемой угрозе национальной безопасности. Если в Украине не наказывают за призывы к сепаратизму, осквернение государственной символики, пренебрежение государственным языком, то за это должны отвечать правительство и Служба безопасности, вся законодательная и исполнительная власти, потому что они должны гарантировать безопасность граждан. Но, с другой стороны, я вынуждена признать, что среди наших национал-патриотов немало ксенофобов, которые вместо того, чтобы мыслить рационально, служат сомнительным учениям, пропагандирующим чистоту крови, а «Путь ариев» или «Арийский стандарт» считают более авторитетными, нежели Общую декларацию прав человека и «Историю Украины» М. Грушевского, или «Кобзарь» Т. Шевченко, потому что наш великий поэт никогда не был ни расистом, ни ксенофобом, а гуманистом и европейцем в современном понимании этих слов. Для того, чтобы думать, нужно чувствовать. Поставить себя, как учит Иисус Христос, на место того человека, у которого отец, например, казах, а мать — украинка, а не размышлять над разведением племенной украинской породы. Патриотом и гражданином делает не кровь, а осознание того, что ты —частица своей Родины и от твоей чести зависит ее честь.
Относительно второго моего «открытия», которым мне хотелось бы поделиться, то я бы его сформулировала так: тот, кто теряет на жизненном пути человеческие чувства, рано или поздно начинает служить злу. Агрессия обиженных, цинизм дельцов, пофигизм обывателей и потребителей массовой культуры — все это приносит больше вреда национальной безопасности, чем узбекские искатели убежища, чеченские женщины с детьми, перевод Корана или поэмы Низами, или строительство новой синагоги. Не говоря уже о предвыборных обещаниях и спекуляциях на темы второго государственного языка. Тут нас не защитит наша кровь, наоборот, — она может безвинно пролиться.
ОБ АВТОРЕ
Писательница, участница правозащитного движения, сотрудник юридически-консультационного центра «Права человека не имеют границ». Живет во Львове.