Избирательная гонка, конечной целью которой является получение кресла мэра, уже фактически началась. Несмотря на то, что Верховная Рада все еще не приняла решение о дате проведения выборов Киевского городского совета и избрания городского головы, основные претенденты на этот пост частично открыли свои карты. Впрочем, политический пасьянс, как всегда, довольно непредсказуем. Основной интригой остается вопрос, смогут ли оппозиционеры достичь договоренности и избежать предсказуемой проигрышной взаимной борьбы.
По данным последнего опроса Центра Разумкова, самой большой поддержкой среди киевлян пользуется глава «УДАРа» Виталий Кличко — 49%. Главный его конкурент, человек от власти Александр Попов занимает второе место, но де-факто имеет вдвое меньшую поддержку — 25%. Довольно высок, но в таком расчете нерешающий, процент и тех, кто еще не определился, кому делегирует полномочия головы города — таких 15%. Другие претенденты, предложенные исследовательским центром, — бывший мэр столицы Александр Омельченко и крепко связанные с властью самовыдвиженцы Виктор Пилипишин и Василий Горбаль набирают 3%, 0,5% и 0,2% соответственно.
На первый взгляд, ситуация для города, который выразил недоверие власти и скрытым ее кандидатам на парламентских выборах, довольно благоприятная — победа за оппозиционером. Однако залогом такого успеха является то, что против оппозиционного кандидата выступают только представители господствующей политической группы. Предыдущий опыт заставляет поставить под сомнение возможность такого единства оппозиционеров. В то же время, демонстрация согласованности действий и уверенная победа в столице могут стать их заявкой на победу во время более масштабного противостояния, которое состоится уже через два года.
Политологи неоднократно отмечали, что, согласно действующему законодательству, после внесения изменений в Закон о столице, киевский голова стал фигурой по большей части политической, так как реальных менеджерских полномочий не имеет. «Хозяйственником» столицы является глава КГГА, которого назначает Президент. Напомним, что соответствующая поправка была внесена в сентябре 2010 г.
Учитывая политические предпочтения киевлян, наименее заинтересована в проведении выборов городского голова именно власть. Закрепив за лично назначенным наместником основные полномочия, правители опасаются политического проигрыша. Не даром же действующий глава КГГА идет на выборы: кадровый резерв кандидатов для столицы в Партии регионов пуст. Парламент не просто не назначил дату голосования — до сих пор продолжаются споры о том, будут ли выборы вообще. Впрочем, предельный срок, после которого работа действующего Киевсовета станет нелегитимной, истекает 28 мая. Кроме того, Киев уже долгое время обезглавлен: Черновецкий сложил свои полномочия еще в июне прошлого года.
Так или иначе, Киев является основополагающей площадкой для пробы сил власти и оппозиции. Социологи отмечают, что столичные настроения рано или поздно расходятся концентрическими кругами по всей стране. Поэтому фиаско власти на всех избирательных округах Киева создает преграду на самом старте будущей президентской гонки.
Пока Виталий Кличко не обнародовал официальное решение, будет ли он баллотироваться в мэры, что может войти в диссонанс с его президентскими амбициями, он и Александр Попов являются основными конкурентами. О готовности представлять интересы оппозиции в Киеве высказался и Петр Порошенко. Некоторые эксперты утверждали, что решение о его выдвижении уже фактически одобрено, однако против него выступила «Свобода». Политическая сила Тягнибока не готова забыть Порошенко сотрудничество с властью и предложила своего кандидата на кресло мэра — бывшего главу киевской организации «Свободы», на сегодня самого молодого депутата Андрея Ильенко.
«День» решил напомнить читателям о пути восхождения политической звезды каждого из заявленных кандидатов и пообщаться с политическим психологом Вадимом ВАСЮТИНСКИМ, чтобы оценить имидж и его роль в волеизъявлении. «Я бы не переоценивал вес эмоционального фактора. Киевляне будут голосовать очень политически», — заверяет эксперт. По его словам, самые большие шансы на победу имеют оппозиционные кандидаты. О недостатках и преимуществах главных претендентов на кресло мэра читайте далее.
«КЛИЧКО: ПОПУЛЯРНОСТЬ И ИМПОЗАНТНОСТЬ»
Политическая карьера Виталия Кличко началась в 2005 г. Именно тогда всемирно известный украинский боксер получил должность советника Президента за поддержку оппозиционного кандидата Виктора Ющенко во время помаранчевой революции. Мощный дебют в большой политике вдохновил Кличко на последующую реализацию в этой сфере. Следующим его шагом стало тройное баллотирование в 2006 г. Тогда молодой политик претендовал на пост Киевского городского головы, а также пытался провести лично созданную и возглавляемую партию «Пора — ПРП» в парламент и Киевсовет. Такой амбициозный и недостаточно последовательный шаг, очевидно, не получил поддержки широкого большинства. Баллотирование в Верховную Раду «Пора» провалила, а вот столица оказалась более лояльной к спортсмену. Кличко не просто получил мандат законодательного органа столицы, но и занял второе место в мэрской избирательной гонке, оставив позади бывшего градоначальника Омельченко и уступив победителю Черновецкому.
В 2007 г. Кличко сознательно игнорирует внеочередные парламентские выборы и снова пытается взять Киев на досрочных местных выборах 2008 г. Однако и эта попытка оказывается неудачной. В борьбу включается оппозиционный кандидат, прямо связанный с экс-премьером Юлией Тимошенко Александр Турчинов. Процесс борьбы между собой отдаляет оппозиционеров от желаемой цели и ставит их 17% и 19% поддержки против доминирующих 37% голосов в поддержку Черновецкого. Однако Кличко удается сохранить свои позиции в Киевсовете.
В 2010 г. Виталий Кличко возглавляет партию «Украинский демократический альянс за реформы» («УДАР») и начинает подготовку к парламентской кампании. 2012 г. становится переломным для дуальной роли Кличко политик-боксер. Кличко проводит финальный победный бой, в очередной раз подтверждая статус чемпиона, и объявляет о завершении спортивной карьеры.
«УДАР» занимает третье место в рейтинге политсил после Партии регионов и «Батьківщини», набрав почти 14% по партийным спискам и проведя 6 депутатов через одномандатные избирательные округа. Низкая успешность мажоритарщиков, по мнению политологов, связана с конкурированием внутри оппозиционных кругов.
Виталий Кличко — кандидат педагогических наук, магистр Научной академии государственного управления при Президенте Украины по специальности «управление общественным развитием». Кроме того, он является членом палаты местных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.
Комментарий психолога:
— Кличко очень импозантная фигура для должности киевского городского головы. Шесть лет назад нерассудительность Турчинова или самой Тимошенко дали возможность победить Черновецкому. Впрочем, основными преимуществами Кличко являются его популярность и импозантность. Он не засветился ни в каких махинациях и аферах. Кличко кажется независимым от власть имущих, самостоятельным в своих решениях человеком. В его пользу свидетельствует и тот факт, что он сам сделал себе имя: не политикой, и потому никому ничем не обязан. К тому же, женщин может привлекать то, что он высок, строен, красив и мускулист.
Определенным плюсом является и то, что Кличко имеет европейский «налет»: у него есть связи с Европой, он много там бывал, знает языки. Хотя для городского головы, в отличие от президента, эти черты не главные. Однако назвать его европейским политиком нельзя. Он, как и Янукович или Тимошенко, не понимает глубинной сути демократии.
Главный недостаток Кличко состоит в том, что ему недостает управленческого опыта. Он приобрел некоторый опыт политической борьбы и заявил о себе. Но опыта управления городом как хозяйственной единицей он не имеет. Понятно, что мэр не должен разбираться во всем, включая то, как работает канализация, но он должен видеть основные проблемы города и правильно расставлять людей, которые будут ими заниматься. Тут возникают сомнения. Я не в восторге от интеллектуального уровня Кличко как политика. Он не дотягивает до планки лидера политической силы или части общества. Существует угроза, что он не сможет разобраться в проблемах столицы, где есть много нюансов, в том числе и сугубо политических. Кроме того, я не знаю, насколько хорошо он разбирается в людях, которыми будет себя окружать. В то же время, сформированный им список в Верховную Раду не вызывает претензий — держится.
• Преимущества: популярность, приближенность к Европе, позиционирование себя как политического деятеля с незапятнанной репутацией, мужской образ, имидж популярного типа «селф-мейд мен».
• Недостатки: недостаточный опыт государственного управления и политической деятельности, недостаток времени для проявления лидерских навыков.
«НА ПОЛЬЗУ ПОПОВУ РАБОТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ШАРМ...»
Политическая карьера Александра Попова более насыщенна и в то же время несколько шаблонна для действующих властных верхов. Высшее образование (инженер-строитель) Попов получил в Тюменском институте, в России, отслужил в армии, после нескольких лет работы по специальности оказался на службе в КГБ. После обретения Украиной независимости продолжил работать в СБУ. Службу Попов покинул в 1993 г. в чине подполковника в запасе. Год работы в частном секторе на должности вице-президента по маркетингу и экономике увенчался избирательной кампанией. В 1994 г. Попов занимает должность главы Комсомольского городского совета (Полтавская область). Такие позиции он будет удерживать еще три последующие каденции. За это время чиновник получает членство в Ассоциации городов Украины.
После блестящей карьеры в регионе (на свой счет госслужащий зачисляет реформирование и развитие местного самоуправления) Попов получает должность заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Менее чем через месяц министерство в результате реформирования получает новое название Министерство ЖКХ и нового главу в лице Александра Попова.
Переформатирование парламента и окончательная смена полюсов в 2007 г. приводит к потере министерского кресла. Попов становится 97 номером в избирательном списке ПР и получает депутатский мандат в Раде VI созыва, где продолжает работать в профильном для него комитете — по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики.
Очередная смена политического фона после президентской кампании 2010 г. возвращает Попова в министерское кресло ЖКХ, но ненадолго. Через полгода Попов меняет министерский антураж на стены КГГА, где занимает должность заместителя главы. Постепенно ставленник власти вытесняет из публичного и правового поля Леонида Черновецкого и занимает в столице доминантную позицию. Такие перемены были негативно оценены жителями города: ведь определенный объем полномочий и функций были делегированы вотумом городскому голове.
По данным СМИ, Попов входит в группу приближенных действующего премьера Николая Азарова. Перевод его на более локальный уровень вызван кадровой политикой, предполагающей стягивание в правительство людей из президентских кругов. Впрочем, Попову отведена немалая роль. Пытаясь устранить ассоциацию с ПР и действующей властной верхушкой в сознании избирателей, он хочет произвести впечатление независимого кандидата, который, сотрудничая с властью, способен отстаивать интересы города. Предложенная должность предоставила целый инструментальный и административный спектр ресурсов, которые можно применить для формирования позитивного имиджа. Критика со стороны Попова действий власти, а именно уменьшения столичного бюджета, может быть расценена двояко: оппонирование власти может быть пиаром. Несмотря на это, оставлять партию Попов не собирается. В декабре 2012-го он пообещал прекратить членство в случае победы на городских выборах.
Александр Попов является членом правления Фонда содействия местному самоуправлению и Ассоциации городов Украины. Женат, воспитывает дочь и сына.
Комментарий психолога:
— Попов вызывал больше уважения до того, как перешел работать в Киев. Тогда он производил впечатление молодого, энергичного, прогрессивного и перспективного мэра провинциального города, где он очень хорошо организовал работу. Кроме того, Попов имеет опыт хозяйственника. В его пользу работает и определенный шарм: как человек он достаточно симпатичный.
Впрочем, масштабы Киева не для него. Главным недостатком Попова является то, что он не смог стать самостоятельной фигурой и перспектив того, чтобы он таковым стал, я не вижу. В должности министра я его абсолютно не помню и не уверен, что это вспомнят люди. В должности главы КГГА он не был самостоятельным ни в своей позиции, ни в своих решениях. Возможно, он бы действовал более эффективно, если бы ему позволяли это делать и он на это решался. На его счету уже есть до десятка провалов, когда он что-то обещал, принимал решение, но происходило обратное. Не знаю, кто ему не позволял воплощать в жизнь обещанное: Янукович, Азаров, или причина состояла в том, что не хватало денег, — но он зарекомендовал себя как человек, который не держит слово. Вероятно, он был бы лучшим мэром Полтавы, Кременчуга, но не столицы — слишком много вертится вокруг этой должности.
• Преимущества: административный опыт, длительная работа в профильном направлении, осведомленность в вопросах местного самоуправления, шарм.
• Недостатки: зависимость в своих действиях, что не дает возможности принимать эффективные решения, привязка к власти, получение основных управленческих полномочий и функций путем назначения сверху, а не через выбор киевлян.
В следующих номерах «День» продолжит изучать политические портреты кандидатов.